Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

English
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин).
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Мнение
9 Ноябрь 2016

Реализм, воспроизводящий одну материальную действительность – не искусство, а только механическая, фальшивая, причём односторонняя копировка внешнего облика жизни. Наказание за односторонность художественного материализма – недосягаемость для него вдохновенного высшего творчества.  Если живопись бессильна передать бытие духовного мира, то современный абстракционизм смог заглянуть в бездны ада и человеческого подсознания. Он отразил процесс рас-пада человеческой личности — превращение человека в конструкцию. Он пишет иллюстрации к рок - и поп музыке, изображая демонический мир в эпилептических припадках.

Театр

В древности греческий театр являлся хотя и ложно, но всё же религиозным учреждением, а не светским, каковым он стал впоследствии, при этом не уничтожив зависимости театра отего духовного корня и первоисточника. Вопрос о происхождении драматической поэзии находится в её связи с богослужением древних греков, в особенности с почитанием Диониса (Вакха). Само слово «трагедия» (трагос-козел и оди – песнь) произошло из тех дифирам-бов, которые пели о «страданиях» Диониса и выполняли первоначально у пылающей жерт-вы козла. О греческом театре высказался ещё в свое время святитель Иоанн Златоуст, называя его «школой страстей». Современный театр стал более примитивным и вульгарным. Он отличается от древнего театра ещё тем, что там допускалась меньшая степень обнажённости.

 Но сейчас особенно беспокоит другое: театр в погоне за модой стал ставить пьесы и балеты на библейские темы, то есть профанировать и опошлять саму религию. Учитывая мнение святых отцов, следует, однако, оговориться в отношении к современным средствам коммуникации, таким как радио, телевидение, кино и отчасти даже и театр. Ибо научные фильмы и христианское искусство широко распространяются именно через эти средства. Это лишь одно из немногих исключений современной цивилизации, когда она приносит не вред, а большую пользу. В отношении к так называемым культурным ценностям мира не может быть абсолютных суждений. Необходимо учитывать, что надрыв в духовной жизни опасен, и несвоевременный подвиг воздержания для неокрепшего духовно христианина может принести непоправимый вред. Если для христианина театр – духовная болезнь, то для невоцерковлённых театр, может быть, и полезен, как некое предварительное оформление хаоса жизни. Для житейской мирской души он может послужить ступенью к духовному благородству и нравственному очищению. Стимулом совершенства может послужить лишь то, что возвышает, а не принижает уровень души. Духовная жизнь не может развиваться скачками. Лестница духа имеет свои ступени – видимые и невидимые. Потому для многих людей в мире театр выполняет своё положительное дело, будучи сам по себе отрицательным явлением. Вот почему многие верующие, недавно пришедшие в храм, посещают театр, да немало верующих и среди самих актеров.

Жизнь театра – неотъемлемая часть падшего мира. Среди этого мира воплотился Господь, давая силы и возможность верующим устоять и не дать поглотить их в соблазнах. Театр легче всего отвлекает душу от Царства Божия и потому на нём лежит и больший грех. Все служения связаны с трудом и потому труд есть оправдание жизни. Труд актера – опасный выбор для христианина. Оправдание актеров может быть лишь в лично-бескорыстном служении идеальным задачам театра: облагораживанию грубости духовной, лежащей на духе человеческом. Удерживающими от большего зла также могут быть, например, бескорыстный спорт, шахматы и многое другое. Людей, постоянно мятущихся в суете житейской и греховной хаотичности чувств, театр может успокоить, привести в равновесие и гармонию жизни. Для многих он является единственной трапезой крох Небесной истины. Процесс стяжания Святого Духа есть про-цесс перерождения внешнего плотского человека во внутреннего духовного. Поэтомувнешнего человека, оче видно, нельзя лишить сразу до определённого времени многих мирских интересов и развлечений: литературы, театра, спорта, знакомств и т. п. 

Вот почему многие духовники иногда некоторым своим чадам разрешают ходить и в театр, хотя знают, что духовной пользы от этого мало. Но эти влечения ко всему мирскому отомрут в своё время, если только будет продолжаться процесс воз-растания внутреннего духовного человека под влиянием молитвы, духовной литературы, таинств и среды верующих христиан.


4 - 4 из 4
Начало |  Пред.  |  1  2  3  4  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  12609
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин).
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Мнение
Возврат к списку    
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ