Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

English
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин).
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Мнение
9 Ноябрь 2016

 истинной культуры. Она несёт человеку именно те дары, без которых культура теряет подлинный смысл служения. «Кто творит без верховного Начала, без идеала, не творит, а произвольничает и тешит себя», – писал И. А. Ильин. Мы должны признать, что поклонение Богу не унижает, а возвышает человека. Человек, который ничему не поклоняется, обманывает себя, ибо на самом деле он поклоняется себе самому и служит своим страстям. Предстоящий же Богу измеряет себя тем, чему он предстоит. Именно это надо иметь в виду, читая евангельские слова: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). Ещё древнегреческий философ Сократ пи- сал, что совесть, исходя из глубин человеческого духа, является вестником иной воли, иного знания. Так пробуждается и крепнет в человеке живая совесть, которая как творческая энергия, энергия любви и воли, направляет его вперёд, к предстоящим творческим свершени- ям. Она есть прирождённая правда, которая и даёт человеку высшее счастье на земле. Ду- ховное достоинство состоит в том, что человек утверждает свою жизнь восприятием Бога, верностью и любовью к Нему. Вот где скрывается последний и безусловный корень духовной ответственности, без которой человеку невозможно создавать духовную культуру. Человек как свободное существо всецело отвечает за свою жизнь, её содержание и направление. Конечно, воля не является само- стоятельным элементом души, и понятие о воле неотделимо от понятия о сердце. Воля - это «равнодействующая сила» стремлений и желаний сердца. И тайна свободы воли состоит в том, что силы духа способны аккумулироваться, утверждаться и умножать свои возможности, а также преодолевать свои внутренние и внешние препятствия. Конечно, каждая личность устанавливает направление и содержание работы воли, в этом, прежде всего, и заключается её «свобода», но свобода огра- ниченная и несовершенная. Только при усло- вии объективно положительных нравственных установок свобода воли может расцениваться как положительная реальность. Абсолютной же свободы нет и быть не может и можно только благодарить Бога за то, что такая свобода не дана человеку. В. С. Соловьев высказал в своё время прекрасную мысль, что «всех животных Бог подчинил определённым законам. Один человек ни в чём не стеснён и может стать тем, кем он пожелает. Ничто не мешает ему опу- ститься до самой низшей ступени животного мира, но он может подняться и до высших сте- пеней добра». Свобода есть сила и искусство человека определять себя самого и свою жизнь к духовности, согласно своей веры, призвания и ответственности. При таком понимании сво- боды явления зовущей совести и явления уко- ряющей совести получают свой полный смысл и значение. Дух человека есть личная, разумная энергия, и разумная не в смысле сознания или рассудочного мышления, а в смысле ясного предметного созерцания и зрячего выбора. Неспособный к этому деятель искусства не может считаться морально зрелой личностью, и творцом культуры. Он есть обыкновенный обыватель и ка- рьерист, который и сам себе-то не доверяет. Отсюда уже ясно, что необходимо различать: предварительную ответственность и последующую ответственность. Предварительная от- ветственность деятеля искусства есть живое сознание призвания Божия к служению и в то же время - искренняя воля к совершенству. И это чувство своей ответственности сразу дис- циплинирует его и вдохновляет. Значение этой предварительной ответственности в культурном творчестве основополагающе и велико. Чтобы убедиться в нём, достаточно представить себе человека, который берётся за какое-нибудь творческое дело и лишён предварительной ответственности. Что создаст живописец, кото- рый не знает ничего высшего и священного над собою, который не чувствует своего призвания выразить верное, ясное и значительное? Не так же ли обстоит дело с поэтом, музыкантом, скульптором и архитектором? Именно отсюда возник весь современный «модернизм» в ис- кусстве... Чего можно ждать от безответственного учёного, который не связал себя клятвой не выдавать гипотезу за истину и утверждать только достоверное и очевидное? Чего можно ждать от безответственного судьи, не требую- щего от себя ни верного правосознания, ни достоверности в изучении факта, ни прозрения в душу подсудимого, ни точного знания зако- на? Чего можно ждать от безответственного политика, если он интриган и карьерист? Он - столь же отвратительный морально и пагуб- ный в общественном отношении. А между тем современная государственность кишит такими людьми в демократических странах. Ещё Ари- стотель сказал, что демократия есть почва для демагогии и тирании. Кто захочет лечиться у безответственного врача? Обучать своих детей у безответственных учителей? Какой полководец выиграет сражение, командуя безответственными офицерами и солдатами?. Таким образом, деятели искусства, не ве- давшие, что есть чувство ответственности, предстояния Богу и призванности и что есть воля осуществить, как должно быть, не спо- собны творить настоящую духовную культуру и вносить свой полезный вклад в дело творческого обновления и углубления грядущей духовной культуры и цивилизации. И те, кто сами поймут это, примут на себя обязанность изъяснить это и другим. А мы, русские люди, понимаем, что именно это важнее всего в деле возрождения нашей Родины.

2 - 2 из 4
Начало |  Пред.  |  1  2  3  4  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  12606
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин).
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Мнение
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ