Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ЛЕВАШОВСКАЯ ПУСТОШЬ

English
Дата публикации: 07.11.2017
Автор: Мария Мельникова
Год выпуска: 2017
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 3-4 (141-142) 28.04.2017
Тема: Новомыченики
Поломничество: Левашово
7 Ноябрь 2017

Трагедия Левашовской пустоши не раз освещалась в прессе, становилась объектом исследований историков. Современем, впрочем, интерес к этой теме стал угасать, боль потери притупилась. Сегодня, после 80 лет, прошедшихсо времени левашовских расстрелов, мы снова вспомним об этом, ведь на Левашовской Пустоши покоятся нашиновомученики.

В поселке Левашово за неприметным в лесу зеленым забором находится Левашовская Пустошь, Мемориальное кладбище. Входишь в калитку, идешь по аллее, под ногами скрипит песок… Проходишь под колоколом, который роняет тяжелые, как слезы, погребальные звуки. Дальше центральная дорожка выводит к поклонному Кресту, где разбивается, разлетается в разные стороны. Всюду памятники: маленькие, символические могилки похожи на детские; почти на каждом дереве лица, глаза чистые, прекрасные, не понимающие, не принимающие навета и страшного приговора.

Земля под ногами настолько мягкая, что становится страшно… Будто пух… На Левашовском кладбище лежат мученики и святые. Страшный террор не щадил никого — ни женщин, ни мужчин, ни подростков, ни детей. Ни священников, ни монахинь… Многие из убиенных канонизированы, причислены Православной Церковью к Лику Святых. Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас! *** Левашовская пустошь, поросшая тихими, печальными елями, оживает лишь раз в году, 30 октября, когда поминают жертв сталинских репрессий. Не так давно здесь был секретный полигон НКВД, где за два года репрессий было похоронено около сорока семи тысяч человек. Расстрелянных привозили сюда грузовиками… Один местный житель, который в страшный 1937 год был мальчишкой, рассказывал, что им, ребятам, было интересно, что прячут за забором. Они подобрались незамеченными и вытолкнули из доски забора сучок. В получившийся глазок мальчики увидели замученную, взлохмаченную землю, которая шевелилась и стонала. Людей закапывали и живьем… На следующий день продырявленная доска была заменена.

В 1989 году левашовский полигон был рассекречен, ему придали статус мемориального комплекса памяти репрессированных…

*** История тайного могильника НКВД началась в 1937 году. 2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении широкомаштабной «операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников».

31 июля 1937 года начальник Управления НКВД по Ленинграду и Ленинградской области Л. М. Заковский получил из Москвы экземпляр секретного оперативного приказа № 00447 наркома внутренних дел Н. И. Ежова о немедленном начале операции. По плану, утвержденному в приказе для Ленинградской области, «тройка» в составе начальника УНКВД, прокурора области и второго секретаря обкома ВКП(б) должна была начиная с 5 августа в течение четырех месяцев приговорить к расстрелу четыре тысячи человек, а к заключению в лагеря и тюрьмы — десять тысяч человек. Демонстрируя свое рвение, план перевыполнили…

*** В этой статье мы опубликовали протоколы допросов священнослужителей. Читать жития

новомучеников тяжело и больно, но когда я, подготавливая этот материал к печати, убрала все, кроме вопросов и ответов дознания, стало невыносимо! Типовые, протокольные вопросы, глупо-нaивные, лишенные всякого смысла, задавались заслуженным протоиереям, ученым, архипастырям, сотням тысяч людей! Это больше напоминает игру с ненастоящими обвинениями. Поверить в реальность происходящего невозможно! Но расстреливали людей тысячами по-настоящему. Земля захлебывалась в крови. Применяли пытки по-настоящему. Ссылали в лагеря на смерть понасто ящему! И в этой заведомо подлой игре участвовало огромное количество людей, которые писали доносы, докладывали, наушничали, выслуживались… 

Вспоминается Суд над Иисусом Христом. Не виновен, но все равно распни Его, распни… Допрос Христа у первосвященника Каиафы: Лжесвидетели: Он говорил: «Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Каиафа: Что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. Каиафа: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус: Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Каиафа: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Первосвященники выносят приговор: повинен смерти. (Мф. 26: 57–66) Люди, опомнитесь! Какая здесь вина?!! *** Вопрос: Вы арестованы по обвинению в ведении контрреволюционной пропаганды. Дайте показания. Ответ: Никакой контрреволюционной пропаганды я не вел. Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, изобличающими вас в контрреволюционной пропаганде. Ответ: Подтверждаю свой первый ответ, что никакой контрреволюционной пропаганды я не вел. Вопрос: Следствием установлено, что вы по вопросу о положении Церкви в СССР вели агитацию, что советская власть является гонительницей Церкви. Ответ: Подобной пропаганды я не вел.

Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы допускали оскорбительные выпады против советской власти, называя таковую кучкой раз- бойников? Ответ: Виновным себя не признаю, подобных слов я не говорил. Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную клевету по вопросу о материальном положении рабочих и крестьян, высказываясь, что как рабочие, так и крестьяне стонут от недостатков, живя в нуждах. Ответ: Подобных высказываний я не говорил. Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы распускали контрреволюционную клевету о преследовании ни в чем не повинных людей в связи с годовщиной смерти Кирова? Ответ: Не признаю себя виновным, подобной контрреволюционной клеветы я не вел. Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную пораженческую пропа- ганду в связи с изменой Тухачевского и других предателей. Ответ: Контрреволюционной пораженческой пропаганды я не вел. Вопрос: Следствие подтверждает свое обви- нение по всем вопросам и требует дачи искрен- них показаний. Ответ: Подтверждаю, что я говорю искренне и чистосердечно. Это протокол допроса. В круговерти сумас- шествия твердо и спокойно стоит воин Христов. Нет, на нем нет сияющих доспехов, нет мужест- венной осанки и горящих глаз — это белоснеж- но-седой, уставший батюшка. Следователь обвиняет его, избитого, унижен- ного, в том, что он оговаривает советскую власть: говорит, что Церковь подвергают гонениям! что священников травят! Людей притесняют… Повинен смерти! Какие еще нужны доказа- тельства его вины?! И своей рукой ставит под допросом подпись. Чтобы протоиерей Карп Эльб стал еще одной жертвой неистового терро- ра, кровавым приношением для новых богов. Карп был простым крестьянским юношей, привыкшим с малолетства к тяжелому труду. Он родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Больше всего он любил Бога и детей. Поэтому и путь его оказался особенным, не таким как у отца и матери, братьев, односельчан… Первым шагом на этом пути стала Прибалтий- ская учительская семинария, после которой мо- лодой человек начал преподавать Закон Божий в городе Балтийский порт (теперь — Палдиски) и в Пюхтицком Успенском женском монастыре. Через некоторое время в монастырском храме он был рукоположен в диаконы. А в 1899 году священник Павел Петрович Кульбуш (в недалеком будущем — священному- ченик Платон, епископ Ревельский) пригласил отца Карпа занять должность диакона в столич- ном храме священномученика Исидора (центр русско-эстонского благочиния в Санкт-Петер- бурге). Какими же дарами от Бога обладал диакон? Что его невозможно было не заметить… Кроме служения на приходе отец Карп стал законоучителем сразу в нескольких школах Санкт-Петербурга. Во II и IV Коломенских женских начальных городских училищах, в эстонской церковно-приходской двухкласс- ной школе, в образцовом приюте барона А. А.

петербургских мальчиков и девочек из малообе- спеченных семей. Когда мера переполнена, это уже не труд, а служение. Доказательство Любви делом. В при- юте и в эстонской школе отец Карп учил детей Закону Божию безвозмездно. Возвели отца Карпа в священнический сан как на Голгофу. Был 1918 год, начало гонений, притеснений, убийств. Уже погиб златоуст Пе- тербурга — отец Философ Орнатский и многие другие священники… Петербург сотрясался в безумии падучей болезни — революции. В 1922 году, прикрываясь голодом, прячась за покойниками, Ленин начал террор против Цер- кви. Недаром он говорил: «Я являюсь личным врагом Бога». «Мы должны именно теперь дать самое реши- тельное и беспощадное сражение черносотенно- му духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по это- му поводу расстрелять, тем лучше». Отец Карп шел по пути мученичества двад- цать лет священнического служения, в шестьде- сят восемь, став стариком… Но все так же любя Бога и детей. 24 сентября 1937 года он был рас- стрелян. 21 февраля 2001 года протоиерей Карп Эльб причислен к лику новомучеников и исповедни- ков Российских. Покоится священномученик Карп в мягкой земле Левашовской пустоши. Когда идет дождь или по весне тает снег, то на еловых ветвях над ним повисают чистые, будто детские, слезы. *** Протоиерей Пётр Ревенко, священник Псков- ской епархии, был арестован 28 октября 1937 года. Его отпустили домой с тем, чтобы он явил- ся через два дня и принес заявление об отрече- нии от Бога. Ему дали шанс спастись. У отца Петра была любимая матушка и во- семь детей. Он вернулся к следователю через два, проведенных с семьей, дня, в которые успел проститься с ними. И засвидетельствовал своей мученической кончиной, что Бог есть! *** Священник Михаил Иванович Шилов родил- ся в 1902 году в селе Пчева Киришского района. Последние годы своей жизни служил в дерев- не Мотохово того же Киришского района, в цер- кви Рождества Иоанна Предтечи. Арестован 11 сентября 1937 года. 19 октября 1937 года особой «тройкой» при УНКВД по Ленинградской области по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания. 21 октября 1937 года расстрелян. Захоронен в общей могиле на полигоне в поселке Левашово. Это единственная информация, которая нахо- дится в открытом доступе. Больше ничего нет. А ведь где-то живут его дети и внуки, которые помнят его. Которые могли бы рассказать о нем. А семья у отца Михаила была большая… …В селе Мотохово, в крестьянской семье Ро- диных рос мальчик Вася, он был ровесником младшего сына отца Михаила. Дружили.Васин папа, Александр Тимофеевич, был ре- гентом в храме Рождества Иоанна Предтечи, мама и сестры пели на клиросе. Их семью ре- прессировали в тридцать первом, в год «вели- кой» коллективизации. За трудолюбие, за веру и за то, что своим хозяйством жили и не нужда- лись в колхозных крохах. Да еще хорошо ведь жили! Просторный, светлый дом, поля, амбары, мельница, кузница… Отца, главу семьи, и сестру на лесоповале до смерти замучили, а двух старших братьев — на торфоразработках. С Василием Александровичем Родиным я по- знакомилась в Левашово, когда писала книгу о Великой Отечественной войне. Жаль, что мы не можем увидеть жизнь, нет, не с высоты птичьего полета, оттуда ничего не видно, а с Божией вы- соты. Пути Господни неисповедимы! Всю жизнь Василий Александрович прожил в Волховстрое, на старости потерял сначала любимую жену, потом зрение. И оказался у дочери в Левашово, недалеко от Пустоши, где нашел покой его ду- ховник, отец Михаил Шилов. Вот, что осталось у Василия Александровича в памяти из тех радостных детских дней, когда храм и чудесной красоты колокольня возвыша- лись над деревней Мотохово, когда все были живы, трудились и славили Бога. Батюшка жил в церковном доме возле храма. Семью привез только в 1934 году. Так что пожи- ли они здесь совсем недолго. Когда отца Миха- ила забрали, матушка с детьми вернулась в род- ное село Пчева. У батюшки было свое хозяйство и поле, где он косил траву. Когда при Хрущеве в Мотохо- во стали выделять участки под садоводства, это место так и называли Попово Поле. Названия иногда лучше людей помнят прошлое. В церкви Рождества Иоанна Предтечи хра- нился огромный архив, все кто рождался, же- нился, умирал в деревне с момента постройки храма в середине XIX века, записывались в кни- ги, для которых были выделены специальные помещения, работал архивариус. Когда церковь закрыли, то и днем, и ночью топили печи — сжи- гали документы, с иконостасов баграми срывали и жгли иконы. Чтобы потешиться, часть архива скинули с колокольни. История деревни хлопьями опада- ла на землю. Мама не выпускала маленького Васю со дво- ра, боялась, что под горячую руку и его убьют. Один листок долго-долго кружил над их домом и упал у крыльца. Там было написано: «Анна и Александр Родин сочетались браком…» Мать долго плакала, увидев этот листок. И прижима- ла его к губам. Их семья была уже уничтожена… Последнюю службу в деревне Мотохово, в храме Рождества Иоанна Предтечи отслужил отец Михаил. После ареста священника цер- ковь закрыли. Она и сейчас стоит в запустении. Кое-где на полуразрушенных стенах осталась роспись, на которой еще видны потемневшие от печали святые. На месте купола растут рябины, гнущиеся по осени под тяжестью красных брызг. В доме отца Михаила устроили магазин, где царил всегда страшный беспорядок — цен нет, а так все, по пьяному наитию. Заведовали магази-ном муж и жена алкоголики. Страшная страница истории давно переверну- та, палачи встретились со своими жертвами Там, где есть только одна Истина. Но разрушения, на- чатые тогда, продолжаются. Если города, лишен- ные духовной жизни, устояли на книгах, универ- ситетах, театрах, культуре – у людей была пища, не полезная, иногда просто вредная, но они не утратили способности мыслить и искать – то де- ревни, потеряв Веру, лишились хребта… *** Деревянная церковь святого Серафима Са- ровского в дачном поселке Графская (ныне Песочный) была построена трудами Общест- ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и его председателя, отца Философа Орнатского. Торжественное освящение храма состоялось 18 июля 1904 года накануне первой годовщины прославления преподобного Серафима. Освятил его преосвященный Сергий (Страгородский). История этого храма, даже по человеческим меркам, оказалась недолгой — всего тридцать три года он исповедовал Веру Православную. В 1937 году его отдали на поругание, искалечили. Снесли купола и колокольню, уничтожили все внутреннее убранство. Перекроили под склад, потом под клуб, пункт проката… Но недолгой своей жизнью он успел освятить землю вокруг себя. Здесь горячо и искренне мо- лился святой праведный Иоанн Кронштадтский, братья Орнатские. Протоиерей Иоанн Орнат- ский был настоятелем этого храма с 1923 по 1928 год. Священномученик Философ тоже совершал здесь Богослужения. А недалеко от храма у него была дача. Наверное, матушка отца Философа и дети его тоже часто приходили сюда на службу, исповедовались, причащались… В 1918 году был арестован и расстрелян отец Философ. …23 февраля 1936 года по обвинению в том, что «не являясь участником контрреволюцион- ной группы, был знаком с лицами, работавшими в ней, и в декабре 1935 года в связи с закрыти- ем в Ленинграде одной из церквей, высказывал контрреволюционные взгляды по поводу меро- приятий Советского правительства и Советской власти…», был арестован протоиерей Иоанн Ни- колаевич Орнатский и приговорен к пяти годам лишения свободы с дальнейшим поражением в правах на три года. По официальной версии отец Иоанн умер 21 апреля 1937 года от сердечного приступа. Но в семейном архиве хранится телеграмма на имя матушки Анны Семеновны Орнатской: «Ваш муж умер 20 апреля» (Подпись неразборчива). Когда старшая дочь, Мария, приехала в лагерь, где должен был отбывать срок заключения ее отец, то узнала, что протоиерей Иоанн был за- мучен до смерти уголовниками. Думается, не без согласия на то властей… Так вслед за братом, отец Иоанн принял мученическую кончину. Последним настоятелем церкви святого Сера- фима Саровского стал протоиерей Николай Ме- ринов. Он был расстрелян в том же, 1937 году. С его смертью прервалась на долгие годы и духов- ная жизнь поселка Графская. 13 декабря 1990 года указом митрополита Ле- нинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва) была утверждена община прихода церкви свято- го Серафима Саровского. И в 1991 году — в год второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского — церковь начала возро- ждаться. *** Не блестели молнии, не чернело солнце, не содрогнулась земля, когда совершался их муче- нический подвиг. Единственное чудо, которое явил Господь, через этих людей — сила веры и преданность Богу. И нет другого чуда, которое могло бы сравниться с этим.

 

 

1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7867
Дата публикации: 07.11.2017
Автор: Мария Мельникова
Год выпуска: 2017
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 3-4 (141-142) 28.04.2017
Тема: Новомыченики
Поломничество: Левашово
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ