Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ЦЕНТР РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV века

English
Дата публикации: 03.03.2020
3 Март 2020
постриг митрополит Алексий, состоявший в духовной дружбе с преподобным Сергием, как подвижником исихии. По-видимому, эти обстоятельства были учтены Филофеем, ког- да он, как сообщает составленная Епифанием Премудрым житийная повесть об основателе Троицкого монастыря, передал преподобному Сергию в дар священные реликвии и грамоту о желательности введения общежительного уста- ва в Троицкой обители. Получив грамоту от Константинопольского Патриарха, преподоб- ный Сергий перестроил жизнь Троицкого мо- настыря согласно общежительному уставу. Но процесс восстановления традиции киновиаль- ного монашества, учрежденной на Руси препо- добными Антонием и Феодосием Печерскими, дался ему нелегко. Иноки первоначально вос- противились реформе, и даже брат Стефан, вер- нувшийся в то время в Троицкий монастырь, не поддержал Сергия, поскольку считал не его, а самого себя первооснователем обители и пре- тендовал на игуменство. В результате преподобный Сергий по- кинул Маковец и переселился к преподобно- му Стефану Махрищенскому, в монастырь на реке Махре. Вскоре вместе с одним из иноков этого монастыря он основал киновию на реке Киржач, то есть на великокняжеской земле. Но митрополит Алексий благословил позже воз- вращение преподобного Сергия на Маковец по просьбе иноков Троицкого монастыря. После его возвращения Троицкий монастырь еди- нодушно принял общежительный устав, был заново освящен («обновлен») и в дальнейшем развивался как образцовая киновия. Преподоб- ный Сергий, всегда стремившийся к богомыс- ленному созерцанию и неустанной безмолв- ной молитве, тем не менее принимал активное участие в общественно-политической жизни и занимался в случае необходимости диплома- тическими переговорами как посредник между Московским княжеским домом и бунтующими феодалами. Исследователи этого историческо- го периода в древнерусской культуре, как цер- ковные, так и светские ученые, сходятся в своих содержательных оценках культурно-историче- ской роли преподобного Сергия. В трудах исто- риков восточно-христианской церкви, филосо- фов культуры, источниковедов преподобный Сергий Радонежский представлен многогран- ным посредником в синтезе культурных тради- ций Руси и Византии. Протоиерей И. Ф. Мей- ендорф акцентирует тесную связь преподобно- го Сергия Радонежского с исихазмом. Наука располагает многими письменными источни- ками, отмечает ученый, свидетельствующими о широком распространении исихазма в древ- нерусской культуре XIV — начала XV в. В тот период произведения византийских исихастов переводились в Болгарии, Сербии и других православных странах на церковнославянский язык и многие из этих переводов доставлялись на Русь. Культура стран Восточной Европы раз- вивалась по пути так называемой «византий- ской общности», которая складывалась в виде постоянного взаимодействия и взаимного обо- гащения. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременно было рели- гиозным Возрождением XIV–XV вв., связан- ным с расцветом святости. Будучи корнем и причиной всех художеств и искусств, аскетика представляла фундамент того живого духовно- го синтеза, который был явлен в православном богослужении, объединяющем в себе зодчество, гимнографию, иконопись, пение. Русские последователи исихазма прак- тиковали «умную молитву», изучая не только произведения древней святоотеческой тради- ции, но и сочинения преподобного Григория Синаита. В середине XIV столетия — подчер- кивает И. Ф. Мейендорф — преподобный Сер гий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Си- наита, сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учи- лись безмолвничеству из самого его источника. Роль преподобного Сергия Радонежского как круп- нейшего древнерусского просве- тителя, живо откликнувшегося на возрождение православия в куль- туре Византии XIV в., подчерки- вал П. А. Флоренский. «Все духов- ные силы царства Ромеев, — писал он в своем труде «Троице-Серги- ева Лавра и Россия», — тут вновь пробуждаются — и в умозрении, и в поэзии, и в изобразительных искусствах. Древняя Русь возжи- гает пламя своей культуры непо- средственно из священного огня Византии, из рук в руки принимая как свое драгоценнейшее достоя- ние… В преподобного Сергия, как в воспринимающее око, собира- ются в один фокус достижения греческого средневековья… от пре- подобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, наполняя собой русский народ». Современный исследователь роли визан- тийского наследия в развитии и обогащении древнерусской культуры Г. М. Прохоров го- ворит о препрдобном Сергии Радонежском в аспекте личностного типа эпохи: «Наиболее же ярким русским представителем нового, сложив- шегося в Восточной Европе типа монаха — со- зерцателя, общественного деятеля, организатора и советчика был в XIV в., конечно, сам Сергий Радонежский, стремившийся, чтобы в сердце его воссияло «мысленное солнце правды», устрои- тель и глава монашеского общежития, ставшего на Руси культурным центром и «центром новых мистических настроений», и основатель многих других монастырей, человек, принимавший ак- тивное участие и в политической жизни и борь- бе своего времени, и всей Русской земли нашей учитель и наставник». Духовными учениками преподобного Сергия было основано порядка 40 монастырей. Г.М. Прохоров, детально обследовавший библиотеку Свято-Троице-Сергиевой Лавры, показал, что в ее составе была представлена ма- гистральная линия возрождения православия в Византии — произведения Иоанна Лествич- ника, Аввы Дорофея, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, то есть церковнославянские переводы той исихастской «келейной» учительской литературы, в которой разъяснялся опыт «священнобезмолвствую- щих» — подвижников, сочетавших «умное де- лание» с «телесной» молитвой. Исследователь проанализировал историческую динамику ру- кописного воспроизведения этой литературы в Троице-Сергиевом монастыре и пришел к выво- ду, что данная деятельность была начата очень рано — в середине 1350-х годов и достигала своего пика в 1430–1440-х гг., то есть в период, названный им Православным Возрождением. Необходимо еще раз подчеркнуть, что во второй половине XIV в. развитие военно-политической ситуации на Балканах вело к захвату православ- ных стран турками-османами и к неминуемо- му падению Византии. Соответственно, центр восточно-христианской культуры смещался на Русь, где формировалось новое этно-полити- ческое образование — Московское государство великорусов. Но русские земли, превращенные иноземцами-захватчиками в подмандатные тер- ритории Орды, Польши, Литвы, продолжали оставаться в середине XIV в. разобщенными. В свою очередь литовские князья стремились кон- тролировать Киев и прилежащие земли Малой Руси через своих ставленников из числа мест- ной знати, пытаясь расколоть русский этнос и единую Русскую церковь. В таких чрезвычайно неблагоприятных условиях именно монастыри становились бастионами культуры. В монастыр- ских обителях шло постепенное накопление интеллектуальных сил, неуклонно возделывал- ся духовно-нравственный идеал националь- ной консолидации, осуществлялся творческий синтез культурных традиций Руси и Византии. Главным очагом этих процессов и выступала ос- нованная преподобным Сергием Радонежским обитель — монастырь Святой Троицы. В данном культурно-историческом контексте на первый план выдвигалась задача углубления христиан- ского миропонимания в древнерусской культу- ре. А это, в свою очередь, означало, что древне- русскому обществу было насущно необходимым разъяснение догмата Святой Живоначальной Троицы, доступное народной ментальности: это догматическое учение о триединстве Божествен- ных ипостасей только и могло в тот культурно-и- сторический период воспитать в русском этносе единомыслие, самоотверженность, бескорыстие, любовь к ближним и терзаемой захватчиками Отчизне. Группа выдающихся общественных и политических деятелей, писателей и художни- ков, внесших решающий вклад в культурную историю Руси XIV — начала XV в., была связана или с самим преподобным Сергием, или с его де- тищем — Троице-Сергиевым монастырем. Уче- ники Сергия — Пафнутий Боровский, Кирилл Белозерский, Афанасий Высоцкий, Андроник, Зосима и Савватий — выступили основателями монастырей на различных территориях расселе- ния русского этноса. Они создавали обители и в городах, прежде всего в Москве, и удаленных местностях — в Заволжье, на Севере, и благо- даря их деятельности на Руси возникали новые очаги русской письменной и художественной культуры. Наталья Ложкина (Окончание следует)
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  4990
Дата публикации: 03.03.2020
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ