Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

СЕВЕРНАЯ ТВЕРДЫНЯ-Соловецкий моностырь

English
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №7-8 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
Поломничество: Соловецкие острова
9 Ноябрь 2016
Соловецкий архипелаг расположен в Белом море, менее чем в двухстах километрах от Полярного круга. Эти земли ещё в средние века вошли в состав Новгородского государства. Но истинная история северных островов начинается с креста, который воздвигли здесь два монаха. Так был основан cтавропигиальный Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, ставший духовной твердыней Русского Севера.

В 1429 году монахи Герман и Савватий на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью, положив начало иноческой жизни на Соловках. Здесь основатели обители прожили шесть лет "к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему".
Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк. Преподобный Савватий, предчувствуя кончину и не желая отходить ко Господу без причащения Святых Тайн, также переплыл через море и преставился в селении Сорока близ реки Выг в 1435 году. Тем не менее, монашеская жизнь на Соловках не пресеклась. Уже в следующем году преподобный Герман вернулся на Большой остров вместе с преподобным Зосимой, которого встретил в Поморье. Вскоре преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружён деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой; также была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так в 1436 году появился общежительный монастырь. В середине XIV века архиепископ Новгородский святитель Иона и мирские правители Господина Великого Новгорода выдали святому Зосиме особую благословенную грамоту, по которой Соловецкие островные угодья отдавались в вечное владение новой обители.

В середине XVI века игуменом монастыря стал святитель Филипп (Колычев), будущий митрополит Московский. Многое, что было создано при нём – дороги, система каналов, соединяющих островные озёра, келейные корпуса – используется до сих пор. Монастырь зажил обновлённой духовной и хозяйственной жизнью. Игумен-подвижник усердно заботился о братии, не сокращая при этом своих молитвенных бдений и часто уединяясь в избранное им место – Филипповскую пустынь. В 1558-1566 годах был построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. 6 августа того года храм был освящён, а 8 августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в их придел. Повинуясь царской воле, в 1566 году игумен

соловецкий моностырь
Филипп принял сан митрополита Московского, а уже в 1569 году мученически скончался. По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году, мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь.

В этот период начато каменное строительство. Игумен Филипп возвёл первые каменные храмы и монастырские постройки; он же указывал на необходимость создания каменного кремля. В ходе развернувшейся Ливонской войны шведы не раз подходили к островам. На Соловках разместили стрелецкий гарнизон. С тех пор монастырь становится не только духовным оплотом Русского Севера, но и важным оборонительным узлом Беломорья. При игумене Иакове в 1582-1594 годах были построены мощные стены и башни из природного камня. Благодаря проделанной работе монастырь смог защитить себя в эпоху Смутного времени. Вёл строительство старец Трифон, который в 1601 году возвёл над Святыми вратами церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему, возможно, принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе.

В 1765 году монастырь был выведен из епархиального подчинения и определён ставропигией Святейшего Синода. В 1814 году происходит разоружение Соловков и исключение монастырской крепости из числа российских военных укреплений. Но на этом военная история монастыря не закончилась. В 1854 году, во время Крымской войны, монастырь под началом архимандрита Александра выдержал нападение с моря английских фрегатов «Бриск» и «Миранда». Шестидесятипушечные паровые фрегаты в течение нескольких часов обстреливали монастырь, но не смогли нанести ему каких-либо серьёзных повреждений и вынуждены были ретироваться. Это событие широко освещалось прессой. В 1858 году Соловки посетил император Александр II, сопровождаемый великими князьями, дипломатами, писателями и худож- никами. Царь преподнёс монастырю колокол, на котором изображалось нападение английской эскадры и чудесное избавление обители. До своего закрытия большевиками Соловец- кий монастырь становился всё более значимым паломническим и хозяйственным центром, привлекал внимание огромного числа богомольцев и исследователей. Обители были посвящены
многие научные и церковные издания, наиболее полным из которых является «История ставропигиального Соловецкого монастыря» (1899). К началу XX века обитель процветала. Здесь подвизалось более двухсот монашествующих под управлением настоятеля в сане архимандрита. Монастырю принадлежали шесть скитов и три пустыни с девятнадцатью храмами и тридцатью часовнями. В обители существовали: училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция (первая на Севере), литография, ботанический сад; некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. У монастыря были десятки мастер- ских, заводов и ферм. Паломников (число которых доходило до 15000 в год) перевозили четы- ре собственных парохода и несколько парусных судов. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наёмных рабочих. После Октябрьского переворота монастырское хозяйство было реквизировано. Здесь развернули Соловецкий лагерь особого назначения – печально известный СЛОН – отличавшийся особо тяжёлыми условиями содержания. Сюда ссылали в первую очередь иерархов Русской Право- славной церкви, монахов и священников, участников белого движения. Одно время в 1920-х годах здесь находилось больше епископов, чем на свободе в пределах Советской России. Новая власть также отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 1930-х годов на острова начинают доставлять и раскулаченных крестьян со всех концов страны. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках, но самым страшным местом на острове стала «Секирка» – Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы. Большевики устроили здесь штрафной изолятор. В небольшом помещении скита без отопления и почти без пищи содержались десятки человек. Мало кому удавалось уйти отсюда живым. Рядом с изолятором про- водились массовые расстрелы. Неслучайно первый поклонный крест по возрождении обители воздвигли именно тут. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества. Здесь в духовные подвиги вплетаются подвиги мученичества и исповед











ничества… поэтому восстановление Соловков должно объединить всех: и Церковь, и государство, и бизнес, и простых граждан. Все мы в долгу у тех, кто в заключении на Соловках был верен Христу даже до самой смерти».

Лагерь (впоследствии тюрьма) был расформирован в 1939 году. С Соловецкими островами связана славная страница истории Великой Отечественной войны. В 1942 году здесь была создана одна из первых в стране Школа юнг ВМФ, существовавшая до 1945 года. Более четырёх тысяч юнг вышло из этого военно- учебного заведения, где, в частности, учился писатель Валентин Пикуль. После войны на Соловках был учреждён поселковый совет.

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Определением Священного Синода Русской Православной церкви 25 октября 1990 года совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. Знаменательным для обители стал 1992 год. 9 февраля наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (Братищев). Главной заботой соловецкого наместника стало возвращение святых мощей первоначальников обители. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году. В 1925 году мощи святых были вскрыты, но до 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года – мощей святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев. После этого мощи святых почивали в Свято- Троицкой Александро-Невской Лавре. 19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, когда на Соловках совершалась
,первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, Патриарх Алексий II молился в Свято- Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа. После торжественного молебна Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, епископ Истринский Арсений и духовенство Санкт-Петербургской епархии крестным ходом при огромном стечении молящихся перенесли мощи преподобных ко Святым вратам Лавры.

В сопровождении Святейшего Патриарха мощи Соловецких чудотворцев прибыли в Архангельск и были доставлены улицами Архангельска к берегам Северной Двины. Вечером тысячи православных горожан собрались на главной пристани Архангельска, чтобы поклониться святым угодникам Соловецким. После молебна, как и столетия назад, святые Савватий, Зосима и Герман морем отправились в родную обитель.

Утром 20 августа впервые в истории Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Московский и всея Руси прибыл на Соловецкие острова. Крестным ходом, с молитвенными песнопениями цельбоносные и чудотворные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде. Теперь сам храм преобразился: сиял огнями свечей, блистал красотою священнических облачений, согревался теплотою молитв сердец человеческих, ликовал благолепным торжественным пением. По благословению па- триарха Алексия II с 1993 года было установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8 (21) августа, а на следующий день, 9 (22) августа – память Собора Соловецких святых.

В настоящее время наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря является Архимандрит Порфирий. Будущий архимандрит Порфирий (Шутов) родился в 1965 году и вырос в Сарове в семье учёных. Получил высшее инженерно-экономическое образование, окончив Московский авиационный институт. В 1994 году в начале Великого Поста по благословению старца Кирилла (Павлова) поступил на послушание в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В 1997 году принял здесь монашеский постриг, окончил Московскую духовную семинарию. В 1999 году был рукоположен в сан иеромонаха, в 2006 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведён в сан архимандрита. 10 октября 2009 года, в день памяти преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, архимандрит Порфирий назначен наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 19 ноября 2009 года наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий был назначен директором Соловецкого госу-
дарственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В рамках сотрудничества Церкви и государства был сделан шаг к преодолению церковно-музейных споров путем объединения заинтересованных сторон вокруг общего дела – возрождения Соловков как духовного и культурного центра. В настоящее время очевидно, что сбережённые и восстановленные музейными работниками в советское время памятники, в частности, архитектурные, обретают новую полноценную жизнь именно в рамках их совместного использования и сохранения монастырём и музеем. Модель гармоничного сотрудничества между обтелью и музеем и теперь приносит свои плоды на Соловках.

 Учитывая масштабность задач, связанных с сохранением и приумножением наследия Соловецкого архипелага как православной святыни России и уникального исторического, культурного и природного комплекса общенационального и мирового значения, в 2012 году было принято решение разработать федеральную целевую программу реставрации исторических памятников и социально-экономического развития территорий Соловецкого архипелага. Стратегической целью программы является сохранение духовного, культурно-исторического и природного наследия Соловецкого архипелага на фоне комплексного развития его инфраструктуры, которая позволит обеспечить достойные условия для жизни населения и приёма паломников и туристов на Соловецких островах. Принципы разработки и реализации программы основаны на понимании того, что сердцем Соловецкого архипелага должен быть благоустроенный монастырь, в котором представлены все образы монашеской жизни: общее житие, скитское, пустынное, включающее отшельничество и затворничество, и биение этого сердца должно задавать ритм всему организму Соловков: прихожанам, жителям и гостям острова. Ведь на архипелаге кроме монастыря находится посёлок, в котором проживает около тысячи жителей, и требуется длительная и вдумчивая работа, чтобы, как и в прежние времена, объединить монастырь и окружающее его население общей верой и общим делом. «Как кормил людей монастырь прежде, так должен кормить и сейчас, в прямом и в переносном смысле слова, предоставляя рабочие места, содействуя развитию поселения… Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, культурное, историческое и природное наследие Соловков было защищено, поддержано особым статусом», – сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего посещения обители.

 Если удастся в какой-то степени к этому приблизиться, то само существование на Соловках монастырского комплекса, подобного Афону, станет великим свидетельством истины в современном мире и будет способствовать духовному укреплению всей России.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  8026
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №7-8 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
Поломничество: Соловецкие острова
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ