Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ

English
Дата публикации: 26.01.2018
Автор: Георгий Ермолов
Год выпуска: 2017
Из газеты: "ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ № 7-8 (145-146)"
Тема: Церковь и общество
26 Январь 2018
В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира произошло знаковое для Санкт-Петербургской митрополии событие. 28 июля патриарх Московский и Всея Руси Кирилл стал первым посетителем вновь созданного музея истории епархии. Более двух с половиной веков прошло с тех пор, когда Санкт- Петербургская синодальная область, управля- емая Святейшим синодом, приобрела статус самостоятельного образования. Произошло это 1 сентября 1742 г. при архиепископе Вели- коновгородском и Великолужском Амвросии (Юшкевиче) под управлением епископа Нико- дима (Сребницкого). Нетрудно представить, какой огромный историографический инфор- мационный объем вместил в себя этот отрезок времени, в продолжение которого Русская Пра- вославная Церковь непрерывно осуществляла свою миссию, переживая как величайшие рас- цветы, так и тяжелейшие гонения. Нам не дано предугадать наступление времени сбора разбро- санных камней истории, но, рано или поздно, такой собиратель обязательно появляется, и – обязательно в свое время. Идея создания музея митрополии начала вызре- вать у архимандрита Нек- тария (Головкина) еще в бытность его приходским священником. Детская и юношеская тяга к изучению древностей формировалась в рискованных путешестви- ях по сибирским пещерам, и под влиянием неожиданных уникальных находок. С года- ми собирались небольшие любительские коллекции, одна из которых представле- на несколькими десятками аммонитов и морских рако- вин. Возможно, эти экспона- ты когда-нибудь лягут в основу научного иссле- дования текстов «Шестоднева». Промысел, приведший будущего архиман- дрита в Александро-Невскую Лавру, позволил, наконец, воплотить в жизнь давнюю мечту. То, что идея создания музея витала в воздухе, подтвердилось при обращении архимандрита Нектария к митрополиту Варсонофию. Живой отклик владыки не оставлял сомнений, что замысел ему чрезвычайно близок. Вполне есте- ственно, что реализация была поручена иници- атору. Получив благословение, он, совместно с ведущим научным сотрудником музея цер- ковной истории Ольгой Семеновной Хижняк, принялся за разработку концепции будуще- го музея. Первоначальные планы отличались откровенной дерзостью, так как предполагали создание экспозиции значительно шире епар- хиальных рамок. Установление столь высокой планки основывалось на мнении большинства церковных историков, в том числе магистра Санкт-Петербургской духовной академии Ф.В. Четыркина, что Православная Церковь в этих местах – ровесница самого российского госу- дарства. По преданию апостол Андрей Первозванный посещал в свое время эти земли, и это почита- лось непреложным фактом, как самим Петром I, так и его современниками, о чем свидетельству- ет соответствующая запись, приведенная Ф.В Четыркиным: «…от Друзина (Грузина) святой апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волхвом и озером Нево (Ладожским) и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море (Балтий- ское); и в это шествие оные места, где царству- ющий град Санкт-Петербург, не без благослове- ния его апостольского были». Существовало сказание о княгине Ольге, посетившей свой «вдовий удел» сразу после крещения в Царьграде. В честь этого собы- тия она собственноручно установила на берегу Наровы крест. Изначально территорию нынешней епархии населяли финно-угорские племена – чудь, воть, карелы и эсты. Постепенно, с востока и юга сюда стали перемещаться ильменские славяне и кривичи. Никакой ассимиляции в тот период не происходило, но не возникало и конфлик- тов. Знаменитый торговый путь «из варяг в греки» проходил именно по этим землям, поэто- му к Х веку число славян значительно возросло. Однако христианство здесь укоренялось мед- леннее, чем в центральной Руси. Вплоть до XIII века на этих территориях еще суще- ствовало множество языче- ских капищ Перуна и Велеса, знаменитый Конь-камень на острове Коневец, священный дуб села Рождествено. Вели- кий Новгород задолго до Арсения Коневского засылал в эти края священников-мис- сионеров, и местное населе- ние, принимая христианство, проникалось культурой сла- вян и перенимало их обычаи. Территория современной Ленинградской области, а так же часть Карелии и Фин- ляндии составляли крупнейшую Новгородскую епархию. Уже к началу XV века на ее террито- рии было образовано 15 мужских монастырей и 5 женских, а так же 35 церквей-погостов. Эти церкви становились для местного населения подлинными духовными и культурными цент- рами. К сожалению, до нашего времени не сохра- нилось практически ни одной из старинных деревянных церквей по причине примитивных строительных технологий и материалов. Эти храмы преимущественно представляли собой четырехгранный сруб-клеть с пристройкой для алтаря. Постройки со временем приходили в негодность и перестраивались. Процесс довер- шали шведские набеги и, объявленный римским папой 9 декабря 1237 года, крестовый поход, провалившийся радениями святого благовер- ного князя Александра Невского со дружиной. Таким образом, на сегодняшний день известен лишь один древний деревянный храм из села Курицко под Новгородом, относящийся к XVI веку. Ныне он перемещен в новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы». В то же время, к середине XII века, здесь насчитывалось 7 каменных храмов. К этому периоду относят- ся сохранившиеся Успенский собор Старо- Ладожского женского Успенского монастыря и Георгиевская крепостная церковь в Старой Ладоге, уникальные фрески которой занесены в перечень памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Положение Православия в этих землях было весьма непростым почти до середины XVII века. Шведы не оставляли экспансионистских попыток, особенно в моменты ослабления Рос- сии. Так, в период Смутного времени ими было захвачено практически все побережье Финского залива. Перед реальной опасностью оккупации оказался Великий Новгород. Правительство Михаила Романова в 1617 году оказалось перед неизбежностью заключения «Столбовского мира» с передачей шведам всего побережья Финского залива, включавшего Орешек, Иван- город, Копорье и Ям. Н.П. Лыжин в работе «Столбовский договор и переговоры…» (С-Пб,1857) пишет: «Честные обители и святые церкви Божии разорены и разграблены, и мощи многих святых из гробов выметены и поруганы, и колокола мно- гих церквей вывезены в Свейское государство, и около Новогорода и в Новгородском государст- ве литовские люди, которые служат здесь Его Королевскому Величеству, уездных людей кре- стьян жгут и мучат». Результатом оккупации стали не только сис- тематические грабежи и поругания святынь, но и уничтожение большинства храмов; монасты- рей же не осталось совсем. Архиепископ Холмо- горский Афанасий писал: «…по нижнюю сторону Ивана града церковь деревянная, в ней служат два священника с кли- рики, присылаютца от Новгородского архиерея, прихожане тое церкви кореляне нашего благоче- стия христианской веры, присуду Ивана города, прежде были за великим Государем Московским. <***>…на том же Ладожском озере был мона- стырь словенский с монахи, области Новгород- ския; ныне же ниже знамения его обретается, от шведов весь разорися, и вместо его поселены шведы пахотные дворами: понеже остров сей хлебороден и скотопажитен и житию человече- скому потребен и рыбою изобилен зело». Этот период отмечен массовым исходом русского населения и насельников местных монастырей. Например, Коневская братия в полном составе перебралась в Деревяницкий монастырь Новгорода. Такое положение сохранялось без малого век, до 1700 года, когда России удалось, нако- нец, вернуть свои территории в ходе русско- шведской войны. Новую столицу, основанную Петром, засе- лила придворная знать, чиновный и ремеслен- ный люд, а также рабочие – строители горо- да. Подавляющее количество переселенцев составляли православные русские, нуждающи- еся в духовном окормлении. Символично, но патриаршество на Руси пре- кратилось в том же 1700 году, одновременно с кончиной одиннадцатого Патриарха Москов- ского Адриана. Пётр, имевший собственный, весьма специфический взгляд на «симфонию властей», назначил экзархом (местоблюсти-


телем) Патриаршего Престола митрополита рязанского Стефана (Яворского), с крайне огра- ниченными правами. Без одобрения Сената, который вмешивался во все церковные дела, он не мог назначить ни одного архиерея. Долго созревавшая идея изменения цер- ковного управления реализовалась только в 1718 году, когда Пётр впервые озвучил мысль о создании Духовной коллегии. Трудами его ближайшего сподвижника псковского епископа Феофана (Прокоповича) увидел свет Духовный регламент, отредактированный и исправлен- ный собственноручно императором. Документ в предельно конкретной форме выражал точку зрения монарха на место Церкви в жизни госу- дарства: «Простой народ не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивлен- ный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержец равносильный, или еще и больше его, и что духовный чин есть другое луч- шее государство». С этого момента исчисляется начало дли- тельного Синодального периода Русской Пра- вославной Церкви. При вступлении на трон Елизаветы Пет- ровны правительствующий член Святейшего Синода архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) заслужил безграничное уважение и доверие новой императрицы. Человек кристаль- ной честности, он всячески избегал влияния раз- личных дворцовых партий и тяготения к ним. Тем же подходом он руководствовался и при подборе сотрудников, ближайшим из которых стал митрополит Арсений (Мацеевич). Одним из первых шагов, предпринятых ими, явился доклад о «благочинии церковном», поданный 15 апреля 1742 года, в котором синодальная форма управления подвергалась жесточайшей критике: «Тот Синод верстается с ветхозаветным церкви иерусалимской синодом, или синедрионом, а попросту растолковавши, что есть ветхоза- ветной церкви Синод, точно синагога жидовская, которая после Христа распяла, и в Новом Завете Церкви Христовой отнюдь не потребна, понеже Христос, или уже довольно показашеся, не по ветхозаконному, как священство, так и чино- положение священства и духовного правления в Церкви своей Апостольской сделал и утвердил? Вторая причина: образец Синода — Ареопаг в Афинах, гражданский суд, который и духовному отнюдь не приличествует, разве апробировать мнение протестантское, которые, священства не имеючи, между священными и несвященными, между духовными и мирскими разни не делают, и по всему видеть, что тот автор, который тру- дился в сочинении оного Духовного Регламента, не иного был духа, только разве протестантского или чуть еще не горшего, понеже не стыдился во образец духовного правления жидовских синагог и афиней- ских идолослужителей судей приводить, а Христа и апо- столов, или Вселенских Собо- ров, ниже словом коснулся, ни напамятовал». Далее в докладе следует предложение об упраздне- нии Синода и восстановле- нии патриаршества: «Кажется, ничто же таково следует, как ее пер- вейшее, освободить Церковь Божию от нападок и гра- бительств, экономиею про- изводимых, сделать и обно- вить по прежнему престол патриарший на Москве, по правилам святым, или поне митрополита, как было от начала принятия веры в России». Несмотря на благосклон- ное отношение к Амвросию и Церкви в целом, Елиза- вета не сочла возможным отказаться от устоявшейся системы, ограничившись лишь согласием на учре- ждение двух новых кафедр в Москве и Петербурге. Таким образом, в Петер- бургскую епархию был рекомендован преосвящен- ный митрополит Никодим. Начиная с 1783 года, когда архиепископ Гав- риил (Петров) был возведен в сан митрополита, понятие «Санкт-Петербургская митрополия» было тождественно понятию Санкт-Петербург- ская епархия, так как последнюю всегда возглав- лял епископ в сане митрополита. В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постанов- ления Поместного Собора 1917—1918 годов о митрополичьих округах Временный Патриар- ший Священный Синод образовал церковные области в составе нескольких епархий, в том числе в границах Ленинградской области была образована митрополия с центром в Ленингра- де. Дата упразднения точно неизвестна. Скорее всего, это произошло в 1943 году при проведе- нии переустройства епископских кафедр. 12 марта 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Санкт-Петербургская митропо- лия, которая объединила новообразованные Выборгскую, Гатчинскую, Тихвинскую и Санкт-Петербургскую епархии, из которой они были выделены.. Такова краткая предыстория образования важнейшей по своему значению епархии Рос- сии, объединившей легендарные, без преуве- личения, земли. Возвращение исторической памяти – процесс, требующий от исследователя максимальной концентрации науч- ной мысли, тщательности проработки информации и бесконечного терпе- ния. Но музей, как и театр, «начина- ется с вешалки», поэтому первооче- редной задачей стал подбор помеще- ния, отвечающего требованиям заду- манной экспозиции. Для этих целей идеально подходила первая мона- стырская трапезная митрополичьего корпуса. Проблема же заключалась в том, что залы пребывали в крайне удручающем состоянии, как, впрочем, и все помещения Лавры после воз- вращения их от НПО «Проме- тей». Необходи- мых средств на восстановительные работы катастрофически не хвата- ло. Именно на этом этапе к процессу подключился эконом и древлехранитель епархиального управления Иван Сергеевич Раевский – человек удивительной энер- гии и работоспособности. Род деятельности эконома сродни заботам начальни- ка тыла крупной войсковой части, поэтому какое-либо совмещение обязанностей представляется малореаль- ным.Однако, энергия И.С. Раевского позволяет ему не только исполнять обе должности в епархии, но и состоять старостой собо- ра иконы Владимирской Божьей Матери. Кроме того, на него возложена огромная работа по линии ГИОПа и министерства культуры, где он курирует реставрацию и восстанов- ление храмов-памятников архитектуры. Наверное, в силу этих личных качеств владыка Варсонофий и благословил его на организацию нового музея, а так же позна- комил с председателем правления Пермского землячества в Санкт-Петербурге Григорием Геннадьевичем Меньшиковым, который про- финансировал работы по реставрации первого зала. Не оставлял своими заботами и митро- полит, всячески изыскивая средства на прио- бретение необходимого оборудования, а добро- вольные помощники оказывали посильное содействие. Так, частное предприятие Юрия Борисовича Будревича изготовило эксклю- зивные бронзовые люстры тончайшей работы, ставшие высокохудожественным украшением залов. Общую разработку интерьерного дизай- на, а так же витрин и планшетов, осуществил дизайнер музея С.В. Жигулин. Согласно ранее разработанной концепции владыка четко обозначил тему будущей экспо- зиции как историю Санкт-Петербургской епар- хии в векторе истории общероссийской. Пер- вый ее раздел посвящался временному отрезку от момента основания до Великой Отечест- венной Войны. Второй раздел – период уже новейшей истории до настоящего времени. И третий – целиком посвящался жизненному пути новомучеников. Сама же история епархии рас- пределялась по этапам: царствованиям, зна- менательным событиям, войнам. Особое место отводилось Ленинград- ской блокаде и послево- енному периоду. Весь массив научной работы взяла на себя Ольга Ивановна Хода- ковская, кандидат исто- рических наук, заведую- щая архивом и библи- отекой епархиального управления. Идеи, зарождающи- еся в информационном поле, начинают жить самостоятельной жиз- нью задолго до их прак- тического воплощения. Стремясь реализоваться в материальном мире, они группируют вокруг себя необходимых людей, до той поры даже не знакомых между собой. Четыре года назад настоятель храма Петра и Павла отец Нектарий еще только обду- мывал тему собирания исторических камней епархии, точно так же, как незадолго до этого он, буквально по камням, собрал и восстановил утраченный ранее, и найденный им в Парголово, уникальный в своем роде, храм.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7572
Дата публикации: 26.01.2018
Автор: Георгий Ермолов
Год выпуска: 2017
Из газеты: "ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ № 7-8 (145-146)"
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ