Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ

English
Дата публикации: 26.01.2018
Автор: Георгий Ермолов
Год выпуска: 2017
Из газеты: "ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ № 7-8 (145-146)"
Тема: Церковь и общество
26 Январь 2018
телем) Патриаршего Престола митрополита рязанского Стефана (Яворского), с крайне огра- ниченными правами. Без одобрения Сената, который вмешивался во все церковные дела, он не мог назначить ни одного архиерея. Долго созревавшая идея изменения цер- ковного управления реализовалась только в 1718 году, когда Пётр впервые озвучил мысль о создании Духовной коллегии. Трудами его ближайшего сподвижника псковского епископа Феофана (Прокоповича) увидел свет Духовный регламент, отредактированный и исправлен- ный собственноручно императором. Документ в предельно конкретной форме выражал точку зрения монарха на место Церкви в жизни госу- дарства: «Простой народ не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивлен- ный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержец равносильный, или еще и больше его, и что духовный чин есть другое луч- шее государство». С этого момента исчисляется начало дли- тельного Синодального периода Русской Пра- вославной Церкви. При вступлении на трон Елизаветы Пет- ровны правительствующий член Святейшего Синода архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) заслужил безграничное уважение и доверие новой императрицы. Человек кристаль- ной честности, он всячески избегал влияния раз- личных дворцовых партий и тяготения к ним. Тем же подходом он руководствовался и при подборе сотрудников, ближайшим из которых стал митрополит Арсений (Мацеевич). Одним из первых шагов, предпринятых ими, явился доклад о «благочинии церковном», поданный 15 апреля 1742 года, в котором синодальная форма управления подвергалась жесточайшей критике: «Тот Синод верстается с ветхозаветным церкви иерусалимской синодом, или синедрионом, а попросту растолковавши, что есть ветхоза- ветной церкви Синод, точно синагога жидовская, которая после Христа распяла, и в Новом Завете Церкви Христовой отнюдь не потребна, понеже Христос, или уже довольно показашеся, не по ветхозаконному, как священство, так и чино- положение священства и духовного правления в Церкви своей Апостольской сделал и утвердил? Вторая причина: образец Синода — Ареопаг в Афинах, гражданский суд, который и духовному отнюдь не приличествует, разве апробировать мнение протестантское, которые, священства не имеючи, между священными и несвященными, между духовными и мирскими разни не делают, и по всему видеть, что тот автор, который тру- дился в сочинении оного Духовного Регламента, не иного был духа, только разве протестантского или чуть еще не горшего, понеже не стыдился во образец духовного правления жидовских синагог и афиней- ских идолослужителей судей приводить, а Христа и апо- столов, или Вселенских Собо- ров, ниже словом коснулся, ни напамятовал». Далее в докладе следует предложение об упраздне- нии Синода и восстановле- нии патриаршества: «Кажется, ничто же таково следует, как ее пер- вейшее, освободить Церковь Божию от нападок и гра- бительств, экономиею про- изводимых, сделать и обно- вить по прежнему престол патриарший на Москве, по правилам святым, или поне митрополита, как было от начала принятия веры в России». Несмотря на благосклон- ное отношение к Амвросию и Церкви в целом, Елиза- вета не сочла возможным отказаться от устоявшейся системы, ограничившись лишь согласием на учре- ждение двух новых кафедр в Москве и Петербурге. Таким образом, в Петер- бургскую епархию был рекомендован преосвящен- ный митрополит Никодим. Начиная с 1783 года, когда архиепископ Гав- риил (Петров) был возведен в сан митрополита, понятие «Санкт-Петербургская митрополия» было тождественно понятию Санкт-Петербург- ская епархия, так как последнюю всегда возглав- лял епископ в сане митрополита. В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постанов- ления Поместного Собора 1917—1918 годов о митрополичьих округах Временный Патриар- ший Священный Синод образовал церковные области в составе нескольких епархий, в том числе в границах Ленинградской области была образована митрополия с центром в Ленингра- де. Дата упразднения точно неизвестна. Скорее всего, это произошло в 1943 году при проведе- нии переустройства епископских кафедр. 12 марта 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Санкт-Петербургская митропо- лия, которая объединила новообразованные Выборгскую, Гатчинскую, Тихвинскую и Санкт-Петербургскую епархии, из которой они были выделены.. Такова краткая предыстория образования важнейшей по своему значению епархии Рос- сии, объединившей легендарные, без преуве- личения, земли. Возвращение исторической памяти – процесс, требующий от исследователя максимальной концентрации науч- ной мысли, тщательности проработки информации и бесконечного терпе- ния. Но музей, как и театр, «начина- ется с вешалки», поэтому первооче- редной задачей стал подбор помеще- ния, отвечающего требованиям заду- манной экспозиции. Для этих целей идеально подходила первая мона- стырская трапезная митрополичьего корпуса. Проблема же заключалась в том, что залы пребывали в крайне удручающем состоянии, как, впрочем, и все помещения Лавры после воз- вращения их от НПО «Проме- тей». Необходи- мых средств на восстановительные работы катастрофически не хвата- ло. Именно на этом этапе к процессу подключился эконом и древлехранитель епархиального управления Иван Сергеевич Раевский – человек удивительной энер- гии и работоспособности. Род деятельности эконома сродни заботам начальни- ка тыла крупной войсковой части, поэтому какое-либо совмещение обязанностей представляется малореаль- ным.Однако, энергия И.С. Раевского позволяет ему не только исполнять обе должности в епархии, но и состоять старостой собо- ра иконы Владимирской Божьей Матери. Кроме того, на него возложена огромная работа по линии ГИОПа и министерства культуры, где он курирует реставрацию и восстанов- ление храмов-памятников архитектуры. Наверное, в силу этих личных качеств владыка Варсонофий и благословил его на организацию нового музея, а так же позна- комил с председателем правления Пермского землячества в Санкт-Петербурге Григорием Геннадьевичем Меньшиковым, который про- финансировал работы по реставрации первого зала. Не оставлял своими заботами и митро- полит, всячески изыскивая средства на прио- бретение необходимого оборудования, а добро- вольные помощники оказывали посильное содействие. Так, частное предприятие Юрия Борисовича Будревича изготовило эксклю- зивные бронзовые люстры тончайшей работы, ставшие высокохудожественным украшением залов. Общую разработку интерьерного дизай- на, а так же витрин и планшетов, осуществил дизайнер музея С.В. Жигулин. Согласно ранее разработанной концепции владыка четко обозначил тему будущей экспо- зиции как историю Санкт-Петербургской епар- хии в векторе истории общероссийской. Пер- вый ее раздел посвящался временному отрезку от момента основания до Великой Отечест- венной Войны. Второй раздел – период уже новейшей истории до настоящего времени. И третий – целиком посвящался жизненному пути новомучеников. Сама же история епархии рас- пределялась по этапам: царствованиям, зна- менательным событиям, войнам. Особое место отводилось Ленинград- ской блокаде и послево- енному периоду. Весь массив научной работы взяла на себя Ольга Ивановна Хода- ковская, кандидат исто- рических наук, заведую- щая архивом и библи- отекой епархиального управления. Идеи, зарождающи- еся в информационном поле, начинают жить самостоятельной жиз- нью задолго до их прак- тического воплощения. Стремясь реализоваться в материальном мире, они группируют вокруг себя необходимых людей, до той поры даже не знакомых между собой. Четыре года назад настоятель храма Петра и Павла отец Нектарий еще только обду- мывал тему собирания исторических камней епархии, точно так же, как незадолго до этого он, буквально по камням, собрал и восстановил утраченный ранее, и найденный им в Парголово, уникальный в своем роде, храм.
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  7574
Дата публикации: 26.01.2018
Автор: Георгий Ермолов
Год выпуска: 2017
Из газеты: "ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ № 7-8 (145-146)"
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ