Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПАМЯТИ

English
Автор: Материал подготовила Юлия Ривкина Фотографии Валерии Шкирской, Станислава Степанова
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Церковь и общество
9 Ноябрь 2016
На страницах прессы мы нередко встречаем ма- териалы о разрушении и сносе зданий, имеющих историческую ценность. Однако, к счастью, есть сегодня и примеры обратные. Примеры, когда люди, объединяя усилия, стремятся возрождать утраченное. Об этом говорили в своих выступле- ниях участники III научно-практической конфе- ренции «Духовные доминанты Невского края на службе российской государственности», состояв- шейся 28 ноября в Выставочном зале Правитель- ства Ленинградской области «Смольный». Организаторами мероприятия стали Некоммерческое партнёрство (НП) «Сойкинская свя- тыня», Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Ленинградское областное отделение МОО Александро-Невское Братство, ООО «Центр мо- лодёжных программ «Горизонт», ООО «Объединённые проекты Северо-Запад».
Конференция прошла при поддержке Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
В роли ведущего в зале «Смольного» по тради- ции выступил член рабочей группы при губернаторе Ленинградской области по развитию Старой Ладоги, руководитель Ленинградского областного отделения Александро-Невского Братства, заместитель председателя правления НП «Сойкинская святыня» и директор НП «Серебряное кольцо» Н.В. Иевлев – ответственный исполнитель проекта «Духовные доминанты Невского края на службе российской государственности».
Во время конференции её участники смогли познакомиться с итогом работы предыдущего, второго одноимённого форума – сборником его материалов.
 Открывая форум, собравшихся напутствовал наместник Александро-Невской Лавры, епископ Кронштадтский Назарий – председатель правле- ния некоммерческого партнёрства «Сойкинская святыня».
Из выступления владыки слушатели узнали о том, как начиналось возрождение Сойкинской святыни, и о сегодняшнем дне этого проекта. Он, в частности, рассказал, что, когда впервые приехал на место расположения церкви святителя Николая Чудотворца, которую предстояло вос станавливать, увидел: люди стараются как мо гут поддерживать жизнь в разрушенном храме, к нему протоптана тропинка, внутри установлен самодельный иконостас, приводится в порядок прихрамовая территория, и главное – сюда при ходят молиться. Церковь святителя Николая Чу дотворца, называемая в народе Сойкинской свя тыней, была духовным центром близлежащего края, жители местных деревень находились под покровом этого храма. И сейчас в здешних краях нет другого места, кроме этого, которое могло бы стать духовным центром. Владыка посетовал, что некоторые фотографы предпочитают снимать руины, а не восстанов- ленные храмы. Он посоветовал не уподобляться таким любителям и подчеркнул необходимость направить все усилия на возрождение Сойкин ской святыни. При этом нужно не просто восста новить в точности её первозданный вид, но сде лать лучше, чем было. Чтобы разработать проект реставрации, необходимы и время, и средства. Этот объект – Сойкинская святыня – очень сло жен: он не стоит ни у кого на балансе, а значит, все эти годы до последнего времени у храма не было заботливого хозяина.
«Слава Богу, что мы сегодня видим основные контуры. Сейчас рядом с разрушенным храмом Николая Чудотворца на Сойкинском полуостро- ве близятся к завершению работы по строитель- ству часовни. Восстанавливая церковь, следует всегда иметь в виду, как она будет связана с окру- жающей территорией. Край этот перспективный. Восстанавливаемый здесь храм и планируемый скит Александро-Невской Лавры в связи с раз- витием Морского торгового порта Усть-Луга уже скоро будут соседствовать не с посёлком, а с горо- дом Усть-Луга, с морскими терминалами и про- мышленными предприятиями. Нашей задачей станет духовно-нравственное воспитание работа- ющих здесь людей». Завершая выступление, владыка Назарий от- метил, что в Ленинградской области и на Северо- Западе в целом – множество мест с интересной исторической судьбой, и есть среди них места неизвестные, ждущие своих исследователей. По- этому на конференции представлены доклады не только о Сойкинской святыне, но и о других достопримечательностях, в том числе связанных с историей Александро-Невской Лавры. Владыка выразил надежду, что эта встреча будет способствовать обретению новых святынь и знакомству с ними. Восстанавливать следует прежде всего там, где живут люди. Но в наших силах возродить память о том, что уже не вернуть. Тему памяти продолжил в своём выступлении советник губернатора Ленинградской области В.Л. Санин. Он подчеркнул, что множество духовных доминант содержится в нашей героической истории: Невский пятачок, Синявинские высоты, другие места боевой славы. Государственная и церковная история – неразделимы. И святой благоверный князь Александр Невский, и Александро-Невская Лавра – также наши важ- нейшие духовные ориентиры. Небесному покровителю нашего края Александру Невскому посвятил приветственное слово консультант сектора по межконфессиональным отношениям Комитета по местному самоуправ- лению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области А.В. Друшляков. C Невской обителью было также связано музыкальное приветствие. В исполнении лауреата I Александро-Невского фестиваля православной и патриотической песни Анны Абикуловой – частой музыкальной гостьи в Святодуховском центре – прозвучали лирико-философские композиции о России, написанные на музыку самой вокалистки. Во время основной части форума выступавшие не раз касались истории Невской обители. Так, секретарь Совета Исторического клуба Ленинградской области, член правления «Культурно-просветительского товарищества», научный сотрудник С.В. Степанов посвятил свой доклад Серафимо-Антониевскому скиту Александро- Невской Лавры, располагавшемуся в начале прошлого века в одном из самых живописных мест Лужского уезда – в Зачеренье. Из рассказа С.В. Степанова участники конференции узнали о том, что имение Зачеренье было приобретено Алек- сандро-Невской Лаврой в 1902 году для митрополита Антония (Вадковского) (1846-1912). Племянник митрополита, доктор философии М.В. Вадковский вспоминал: «Кругом дачи владыки росло бесчисленное множество цветов… Среди цветов шёл он в часы досуга, радостный улыбающийся, и благословлял Христовым благословением Открывший конференцию наместник Александро-Невской Лавры, епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко) в ходе мероприятия дополнял доклады познавательными комментариями и возлагал руки на резвые головки сбегающихся к нему детей окрестных дачников». В течение 1905–1909 гг. по проекту архитектора Льва Петровича Шишко (1873-1943) в имении был построен храм святого Серафима Саровского с приделом святого Антония Печерского – небесного покровителя митрополита. В 1909 году лаврское имение преобразовано в Серафимо-Антониевский скит Александро-Невской Лавры, и местность стали называть Серафимово. Интересно, что современные карты сохранили имя одного из монахов скита – отца Павла. Его имя носит местное озеро. В судьбе скита отразились многие вехи российской истории. В 1914 году в скитских помещениях располагался госпиталь для увечных воинов. В 1918 году Перечицкий волостной земельный комитет крестьянской бедноты конфисковал мельницу и две трети скитских лугов. В 1923-м скит был закрыт, и в нём разместили санаторий для лёгочных больных. В годы Великой Отечественной войны санаторий использовался для отдыха и лечения немецких оккупантов. Во время отступления немцев в январе 1944 года постройки были взорваны, уцелел только келейный корпус. В послевоенное время на территории скита размещался пионерский лагерь «Морская волна», который впоследствии был закрыт. Возрождение началось в 90-х, когда разрушенное здание мельницы было приобретено предпринимателем Б.Б. Богатырёвым. Здесь создано фермерское хозяйство, построены гостевые дома. И что особенно важно – планируется строительство часовни. Сегодня можно уверенно сказать: этому краю повезло. Его судьба складывается по пословице: «Свято место пусто не бывает». А вот храмусыпальница Демидовых – церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского – и усадьба Демидовых «Большие Тайцы», расположенные в Гатчинском районе Ленинградской области, ещё ожидают своего восстановления. О том, c какими трудностями сталкиваются энтузиасты, ратующие за восстановление храма и усадьбы Демидовых, рассказал собравшимся председатель Правления МСКПОО «Александровcкое Собрание» А.Г. Боровиков.
В выступлении докладчика вновь возникло сразу несколько параллелей с историей Невской обители. Дело в том, что и храм во имя Алексан-дра-Невского, и усадебно-парковый ансамбль созданы по проекту архитектора И.Е. Старова, построившего для Лавры Свято-Троицкий собор и Надвратную церковь в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Любопытно, что И.Е. Старов породнился с родом Демидовых, женившись на сестре уральского горнозаводчика Александра Григорьевича Демидова Наталье. Александр Григорьевич с женой, сыном и невесткой покоятся на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры, и их надгробия сохранились. Рассказывая об этом древнем российском роде, А.Г. Боровиков в том числе отметил, что по мужской линии он насчитывает 285 человек. Но среди них только 20–30 предпринимателей. Остальные – дипломаты, полководцы, музыканты. В 1969 году в районе демидовского имения снимался фильм «Дворянское гнездо». Тогда усадьба ещё не была в руинах, и картина даёт нам возможность увидеть её в состоянии, близком к первозданному. Сейчас вид усадьбы плачевен. Разрушена и церковь во имя святого благовер- ного великого князя Александра Невского, рас- положенная в селе Александровка. Собственными силами местные жители расчистили часть территории, как могли благоустроили церковь. Внучка одного из настоятелей церкви отца Иоанна Белавского, прослужившего здесь 38 лет, до своей кончины в 1927 году, Александра Петровна Белавская собирала пожертвования на возрождение храма. Слава Богу, находятся люди, помогающие этому делу. Но для настоящего, полно- масштабного восстановления церкви и усадьбы, конечно, необходима помощь государства. Пока вопрос о её получении не решён, и борьба за возрождение этого исторического комплекса продолжается. Но как считает настоятель храма во имя Александра Невского иерей Михаил Владимиров, жизнь церковная начинается с возрождения прихода, а не с восстановления стен. Православная община здесь была зарегистрирована в 2007 году. Долгое время службы проводились во временном храме, обустроенном в цокольном этаже колокольни и в притворе церкви святого благоверного князя Александра Невского. Но с недавних пор из-за продолжающегося разрушения находиться в ней стало небезопасно. И 26 июня 2014-го рядом с церковью началось строительство приходского дома, а 6 декабря этого же года, в престольный праздник храма, здесь была совершена первая Божественная Литургия. На втором этаже приходского дома работает воскресная школа. Занимающиеся в ней дети также выступают с концертами. Один из них можно было увидеть 6 декабря в Святодуховском центре. По мнению А.Г. Боровикова, восстановленный усадебно-парковый комплекс вместе с церковью могли бы стать духовно-просветительским центром, открытой средой для общения разных поколений. Образованию и воспитанию юношества посвятили свои доклады генеральный директор НП «Инновационный центр Северо-Западного федерального округа», главный редактор журнала «Инновационный Северо-Запад» С.П. Попсуй и президент Царскосельского авиационного центра «Новая Русь», лётчик-испытатель Н.А. Мал. С.П. Попсуй рассказал собравшимся о проекте создания кадетского корпуса имени святого благоверного князя Александра Невского в селе Медведь Шимского района Новгородской области.
Сегодня Зачеренье выглядит современно и уютно
  Из доклада слушатели узнали, что на этой тер- ритории по указу Александра I был построен масштабный военный комплекс, который русская армия использовала до 1910 года. Изюминкой современного корпуса будет то, что его учащиеся получат образование с авиационным уклоном. Об авиационной составляющей в обучении рассказал в своём докладе Н.А. Мал. От отметил особую актуальность этого проекта в сегодня, когда отечественных кадров и в лётном деле, и в самолётостроении катастрофически не хватает. Другой важнейшей особенностью этого учебного заведения станет повышенное внимание патрио- тическому воспитанию. Деятельность следующего докладчика – С.А. Кирсанова – также оказалась связанной с образовательной сферой. Сергей Алексеевич – профессор Российского государственного гуманитарного университета, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления НАОО «Санкт-Петербургский институт гумани- тарного образования», кандидат экономических наук. В своём докладе о царе Николае II С.А. Кирсанов сделал акцент на человеческих каче- ствах последнего российского императора. Так, докладчик отметил, что ещё ребёнком Наследник проявлял особую любовь к Богу. И в свою бытность императором он уделял большое внимание нуждам Православной Церкви. В период царствования Николая II в России было открыто более 250 новых монастырей, а число приходских церквей выросло более чем на 10 тысяч. За годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшеству- ющих столетия. Так, к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Бел- городский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). В завершение рассказа докладчик предложил направить обращение к губернатору Санкт- Петербурга об установлении в нашем городе па- мятника императору Николаю II, а также назвать в его честь одну из питерских улиц. Понятно, что для принятия решения о переименовании улицы и тем более установления памятника требуется колоссальная подготовительная работа множества людей. Но бывают ситуации, когда, как говорится, и один в поле воин. Так и получилось у одной из участниц конференции Валентины Фёдоровны Бабкиной, создавшей практически в одиночку на своей малой родине – в деревне Монастырьки Кингисеппского района – частный музей коренных народов Водской Пятины. Собирая экспонаты, Валентина Фёдоровна попутно сумела выяснить, почему деревня носит название Монастырьки. До прихода в эти края шведов в 20-х годах XVII века здесь действительно стоял маленький монастырь Елисеева пустынь. Митрополит Антоний (Вадковский). Портрет работы К. Карелина, 1911.

Его местонахождение было определено по найденным в этой местности предметам монастырского быта. Нашли даже место, где была келья. Поблизости, на горе у кладбища, располагалась часовня.
Сам музей Валентины Фёдоровны приютился в простой деревянной избе. Здесь воссоздан неприхотливый крестьянский быт. Все экспонаты собраны в деревне Монастырьки и окрестных деревнях. В создании экспозиции приняли участие и местные жители. Часть подаренных ими вещей связана с Великой Отечественной войной. - Собираем мы и воспоминания пожилых людей, – рассказывает Валентина Фёдоровна. – Только стариков становится всё меньше, и мы спешим. А планов много. Хотим сделать тематическую экспозицию ко Дню Победы. Что касает- ся старинного быта, есть у меня и ткацкий станок, и даже люди, которые умеют на нём работать, есть и телеги, и дровни, правда, нет коня. Главное, в моей избе-музее чувствуешь себя здоровым человеком. Приезжайте погостить – не так уж это и далеко. Мысленное путешествие в ещё более древние времена позволил совершить собравшимся доклад об истории Сойкинской святыни и Сойкинского края, представленный старшим научным сотрудником Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного насле- дия им. профессора Г.С. Лебедева СПбГУ С.Л. Кузьминым. Археологам удаётся обнаруживать на Сойкинском полуострове памятники каменного века, здесь найдены памятные камни и даже легендарный «поющий камень». Учёные уверены, что население в этих краях проживало постоянно в различные эпохи. Говоря о временах не столь от нас отдалённых, докладчик отметил, что сойкинские деревни были довольно большими – по 16 дворов. …Память о былом часто сохраняют для буду- щих поколений книги, живопись, кино. Парадок- сально, что почти первозданный облик церкви святителя Николая Чудотворца на Сойкинском полуострове можно увидеть в старом советском историко-революционном фильме братьев Васи- льевых «Волочаевские дни». На основе кадров из картины насельник Александро-Невской Лавры, её фотолетописец монах отец Лев (Чихирин) создал иллюстрацию, которая была размещена на обложке сборника материалов первой конференции «Духовные доминанты российской государственности». Так, Сойкинская святыня невольно стала связующим звеном между совсем разными эпохами. 
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  8900
Автор: Материал подготовила Юлия Ривкина Фотографии Валерии Шкирской, Станислава Степанова
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ