Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ЗАЩИТНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ И ЗЕМЛИ РУССКОЙ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

English
Автор: Материал подготовил Алексей Гришин
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Русь Православная
9 Ноябрь 2016
Минин и Пажарский
В 1584 году умер царь Иван IV Грозный, завещав трон слабоум- ному сыну Фёдору. Незадолго до смерти он назначил регентский со- вет, в который вошли удельный князь Иван Мстиславский, князь Иван Шуйский, Никита Романов и Богдан Бельский (после ссылки последнего его место в регентском совете занял шурин царя Фёдора Борис Годунов).
Борис Годунов, используя расположение царя, так как Ирина, сестра его, была женой Фёдора Ивановича, и, манипулируя несогласиями членов совета, взял всю фактическую власть в свои руки. Большим политическим успехом Бориса Годунова стало учреждение в 1589 году самостоятельной Московской Патриархии. Первым Москов- ским Патриархом на Церковном Соборе был провозглашён ревностный сторонник Бориса Годунова митрополит Иов. Русская Православная Церковь стала юридически независимой от Константинопольского Патриарха. После смерти в 1589 году царя Фёдора Ивановича, не оставившего наследника, по инициативе царицы Ирины и при активной поддержке Патриарха Иова и других московских иерархов на специально созванном Земском Соборе в феврале того же года царём был избран Борис Годунов.
Однако не долго суждено было ему безоблачно править страной: в начале XVII века в России насту- пил голод. Цена хлеба повысилась в сто раз. В Москве начались раз- бои, погромы, голодные бунты. Да ещё и рядом – в Польско- Литовском государстве Речи По- сполитой в 1602 году беглый монах Григорий Отрепьев – бывший холоп бояр Романовых, объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием. Он пообещал польскому королю Сигизмунду III отдать Смоленск и Черниговско-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку, в дочь ко- торого влюбился – Псков и Нов- город. За это ему было дано право собирать в Польше добровольцев в поход на Москву. Четыре тысячи поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков под руководством Лжедмитрия I переправились в 1604 году через Днепр. Шли они по территории России в сторону Москвы, и к началу 1605 года под знамёна Лжедмитрия I собралось более двадцати тысяч человек. 13 (23) апреля 1605 года умер Борис Годунов, оставив преемником своего сына Фёдора.В июне 1605 года бояре-заговорщики спровоцировали в столице на- родное возмущение и царь Фёдор был свергнут с престола. 20(30)-го июня Боярская дума открыла перед самозванцем Лжедмитрием I ворота Кремля.  Фёдор Годунов и его мать, по приказу Лжедмитрия, были тай- но умерщвлены. Низвергнув Годуновых, Отрепьев (непопулярный в народе из-за свя- зей с поляками) сыграл свою роль и стал ненужным для русского бо- ярства. 17 (27) мая 1606 года бояре Шуйские и Голицыны при поддержке двухсот вооружённых дворян произвели дворцовый переворот. Лжедмитрий I был убит. А боярин Василий Шуйский на Земском соборе был избран новым царём. Казаки же, крестьяне, посадские и служилые люди продолжали верить в то, что царь Дмитрий опять спасся чудом, – и выступили против присяги новому царю. В том же 1606 году служилые люди под предводительством Ивана Болотникова подняли мятеж: оса- дили Москву. И лишь к осени 1607 года царским войскам удалось окончательно разгромить Болотникова. Летом 1607 года поляки направили в Россию ещё одного самозванца – Лжедмитрия II. Дошёл он до Москвы с 40-тысячным войском, но взять её не смог, и обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино. Здесь стали действовать своя Боярская дума и приказы, куда вошли представители столичной знати, переметнувшиеся от царя Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон. Сюда же – в Тушино – привезли митрополита Филарета 
В Москве продолжались беспоряд- ки: летом 1610 года бояре принудили Василия Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Началась «семибоярщина» – власть семи бояр во главе с Ф. Мстиславским. Московские бояре решили позвать «на царство» польского королевича Владислава с условием – принять Православие. По договору бояре пустили поля- ков в Москву. А к Сигизмунду III под Смоленск направилось русское посольство во главе с Ф. Романовым. Однако король не утвердил договор, не желая, чтобы сын его стал православным. Тем временем войска шведов начали захватывать земли Русского Севе- ра, взяли и Великий Новгород. Одиноко звучал в это смутное время обличающий голос святителя Гермогена – Святейшего Патриарха (с 1606 года). Защищая Православие, он воззвал к народу гнать из Москвы всех польских оккупантов. Слова Патриарха подняли в народе дух сопро- тивления иноземцам. Когда польские интервенты пришли в Москву, Святейший Патриарх «как ему и подобало яко духовному пастырю, стал возбуждать народ на защиту веры… Поляки никак не могли его обойти и обмануть». Тогда они заключили его под стражу – в Чудов монастырь. 17 (27) февраля 17  1612 года Святей- ший Патриарх Гермоген умер.  Однако голос святителя услышали многие, – за освобождение столицы от иноземных захватчиков поднялось народное движение. Было сформировано первое земское ополчение под командованием рязанского воеводы Прокопия Ляпу- нова. Начавшиеся несогласия между дворянами и казаками привели к распаду ополчения; воевода был убит. Восстание, начавшееся 6 (16) марта 1611 года, было подавлено. В это время Сигизмунд III взял Смоленск и объявил, что сам станет русским царём, а Россия будет включена в Речь Посполитую. Шведы, захватив Великий Новгород, начали переговоры с новгород- ским боярством о признании русским царём сына шведского короля Карла- Филиппа. К лету 1611 года в России сложилась критическая политическая си- туация: юго-западная часть страны, Москва и Смоленск оказались во власти польских интервентов.
 В такое неспокойное время Трои- це-Сергиева Лавра под руководством архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына и Нижний Новгород под руководством воевод Реп- нина и Алябьева стойко сражались. Дионисий и Авраамий с июля 1611 года рассылали в разные города грамоты с призывами к борьбе против иноземных захватчиков. 
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Козьма Минин обратился к народу с призывом собрать ополчение для освобождения Родины и создания нового правительства. Его поддержали представители всех сословий. Программа действий Козьмы Минина была такова: во-первых, действовать «купно за едино!» («вместе за одно!»); во-вторых, избрать на престол толь- ко русского царя истинной Право- славной веры; в-третьих, изыскивать средства на вооружение и продовольствие. Нижегородцы поддержали своего старосту, а местное духовенство благословило его. По призывам Козьмы Минина, горожане жертвовали на создание земского ополчения сначала «пятую день- гу», а затем – и «третью»: эти деньги взимались с каждого торговца, ремесленника, крестьянина, монастырского настоятеля, а уклонявшихся строго и прилюдно наказывали. В Нижний Новгород потянулись обозы с оружием и одеждой для воинов. На пост главного воеводы нижегородского ополчения, по предложению Козьмы Минина и по личной просьбе наместника нижегородского Печерского Вознесенского монастыря архимандрита Феодосия, пригласили 30-летнего князя Дмитрия Пожарского
В свою очередь, князь Дмитрий Пожарский попросил нижегород- ский сход избрать Козьму Минина первым помощником воеводы – «выборным человеком всею землею». 28 октября (7 ноября) 1611 года князь Дмитрий Пожарский прибыл в Нижний Новгород. Здесь он предложил идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, а через Кострому и Ярославль. Из Нижнего Новгорода ополчение отправилось в конце февраля – начале марта 1612 года: вдоль правого берега Волги через Балах- ну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому и Ярославль, собирая по пути людское пополнение и провиант. Прибыв в Ярославль в конце марта 1612 года, ополченцы сфор- мировали временный «Совет всей Земли» – правительственный орган, где главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. В Ярославле ополчение оставалось до конца июля 1612 года вслед- ствие полученных сведений о том, что князь Трубецкой и атаман За- руцкий присягнули ещё одному са- мозванцу – беглому дьякону Исидору. В это время в Ярославле велась подготовка ополчения. Атаман Заруцкий подослал в Ярославль наёмных убийц, чтобы убить князя Дмитрия Пожарского, но, слава Богу, этот коварный план не был осуществлён. В районах Поволжья шла борьба с польско-литовскими интервен- тами. Руководители южнорусского дворянства и  казачества Д.Т. Трубецкой и И.М. Заруцкий вступили с Козьмой Мининым и Дмитрием По- жарским в переговоры о совместных действиях. Ополчение двинулось из Ярославля и в конце июля – начале августа 1612 года заняло позицию вдоль западных стен Белого города близ Москвы. 14 (24) августа 1612 года опол- чение остановилось у Троице-Сергиева монастыря. 18 (28) августа, в день выступления к Москве, был отслужен молебен перед Казанской иконой Божией Матери, принесённой в ряды ополченцев по распоряжению святителя Гермогена. И вдруг переменился ветер: сильный встречный стал сильнейшим попутным. 22 августа (1 сентября) 1612 года близ Новодевичьего монастыря завязался бой между войсками князя Дмитрия Пожарского и польского полководца, литовского гетмана Ходкевича, который длился три дня. Поляки, засевшие в Кремле, делали вылазки. Казаки Трубецко- го заняли выжидательную позицию, ожидая, чем кончится бой. В третий день сражения келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын), приехав к казакам, убедил их встать на сторону князя Дмитрия Пожарского. Ополченцы – не бо- лее 10 тысяч человек сразились с польской армией, где было около 15 тысяч человек. В результате 25 августа (4 сентября) 1612 года гетман Ходкевич отступил на Вязьму. Поляки из-за кремлёвских стен ещё два месяца оказывали отчаянное сопротивление, надеясь на помощь подкрепления, отправленного королём Сигизмундом III. Среди победителей пошли разно- гласия: князь Дмитрий Трубецкой потребовал признания своего главенства, так как он – боярин, а князь Дмитрий Пожарский – стольник; казаки же выступили с требованием заплатить им жалование за участие в войне. Отношения становились напряжёнными. Смягчил ситу-ацию Троицкий архимандрит Дионисий Радонежский, пред-ложив вознаградить казаков со- кровищами ризницы Троице-Сергиева монастыря, или заложить их, а деньги выплатить. Пристыженные казаки успо-коились и перестали требовать что-либо. В ночь на 22 октября (1 ноября) 1612 года архиепископу Арсению, прибывшему из Греции, тяжелобольному от потрясений и переживаний вследствие продол-жительного плена, явился преподобный Сергий Радоне-жский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостное известие это быстро разлетелось по русским войскам. Подкрепляемые силой свыше, неся Казанскую икону Богородицы в своих рядах, воины под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина 22 октября (1 ноября) 1612 года штурмом завоевали Китай- город, – гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль.Придя в Китай-город с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, князь Дмитрий Пожарский поклялся построить храм в память об этой победе.
25 октября (4 ноября) 1612 года поляки окончательно сдались, сдав Кремль и отпустив всех захваченных ими российских сановников, среди которых находился и будущий царь Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Ивановной. 26 октября (5 ноября) 1612 года интервенты, бывшие в Кремле, подписали капитуляцию. 27 октября (6 ноября) гарнизон сдался. Господь даровал победу искренне раскаявшимся людям, принявшим участие в Смуте, и впоследствии объединившимся в борьбе за освобождение Отечества от иноземных захватчиков. Освобождение Москвы в октябре (ноябре) 1612 года было настоящим чудом, происшедшим от Казанской иконы Богородицы. В этот же день на Красной пло- щади у Лобного места был отслужен благодарственный молебен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Дионисием, и российское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605–1612). В ознаменование победы казаки пошли Крестным ходом от храма Казанской иконы Божией Матери за Покровскими воротами к Лобному месту, где Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. Потрясённый свер- шившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. Впоследствии князь Дмитрий По- жарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя – в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В выборах должны были принять участие представители всех русских областей и сословий: бояре, дворяне, купцы, казаки, посадские люди и свободные крестьяне, за исключением лишь крестьян боярских и монастыр- ских, т.е. крепостных. К 1 (10) февраля 1613 года в Москве для участия в Земском Соборе собралось около 800 человек. В конце февраля 1613 года Великий Земский Собор избрал нового царя – Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. 2 (12) марта 1613 года было направлено посольство из Москвы в Кострому к Михаилу Романову, где он жил со своей матерью – инокиней Марфой – в Троицком Ипатьевском монастыре. Новоизбранного государя пытались устранить, и чуть было не осуществили свой коварный план, но знаменитый Иван Сусанин, вызвавшийся стать проводником поляков, завёл их в лесные болота, и героически умер от рук захватчиков.
И вот, 14 (24) марта состоялась встреча посланцев из Москвы с будущим царём. Однако 16-летний Михаил Романов поначалу отказывался от престола, да и Марфа не соглашалась, вспоминая о том, как часто за последнее время избирали царей, и впоследствии изменяли им. Послепришлось согласиться: от всей Русской земли им обещали верность и послушание. 14 (24) марта 1613 года в память об этом событии установили празднова- ние Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы: этим чудотворным костромским образом Михаил Романов был благословлён на царство в Ипатьевской обители. Радость омрачала лишь печальная участь его отца – митрополита Ро- стовского и Ярославского Филарета – вместе с другими членами русского посольства, прибывшего к Сигизмунду III под Смоленск, арестованного и отправленного пленником в Польшу, где ему предстояло провести почти 8 лет. Многие люди в России восторгались его мужеством, проявленным под Смоленском, где он не стал присягать королю Владиславу, и даже требовал его перекрещивания. Филарет был против сдачи Смоленска и отказался отправить к ополчению призыв не оказывать сопротивление полякам. Годы, проведённые в плену, сделали характер Филарета лучше: в 1619 году в Россию вернулся уже другой человек – патриот-государственник и иерарх Православной Церкви, превыше всего ставивший благо церковной жизни и Русского государства.
Великий Земский Собор 1613 года в России стал окончательной победой над Смутой, торжеством Православия и национального единства.
11 (21) июля 1613 года нового царя венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Торжественное богослужение совершил митрополит Казанский Ефрем, который возглавлял в это время церковное управление, являясь Местоблюстителем Патриаршего Престола. Его под- пись первой стоит под грамотой об избрании Михаила Романова. После смерти митрополита Ка- занского Ефрема в конце 1613 года, управление Русской Православной Церковью возглавил митрополит Крутицкий Иона, остававшийся 
Местоблюстителем до возвра-щения из польского плена митрополита Филарета, которого уже с 1614 года поминали в церквях как Первоиерарха – «Вели- кого Государя Филарета, Митрополита Московского и всея России». На Красной площади был воздвигнут Казанский собор – при помощи средств князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году Казанская икона Божией Матери была поставлена в Московском Казанском соборе. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича от 1649 года 22 октября (1 ноября) – День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом, был объявлен государственным праздником, и отмечался до 1917 года. В 2012 году в России празднуют 400-летие освобождения от иноземных интервентов в 1612 году.
1 - 5 из 5
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  13395
Автор: Материал подготовил Алексей Гришин
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №11-12 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Русь Православная
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ