Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого. Энциклопедия христианской жизни

English
 
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 
носит это понятие в нашу литературу вместе с эстетикой барокко. Для него душа каждого че- ловека – сад, возделывать который – призвание каждого добродетельного христианина, в чем ему помогает «ограда» – церковные каноны, ко- торые необходимо соблюдать. Садовник Симеон объединил в своем вертограде многоцветие тем и жанровых форм: проповеди, летописные исто- рии, молитвы, эпитафии, толкования… В стихах «Вертограда» соседствуют примеры из антич- ной и христианской литературы, охват авторов широчайший – богословы, поэты, историки, ге- ографы… При такой внешней разнородности все произведение объединено цельностью авторско- го замысла – воспитать истинного христианина, приблизить человека к постижению Божествен- ной истины, Его замысла. Симеон Полоцкий проповедует христианскую мораль, дает норму отношений к Богу и обществу. Поэт открывает людям свой вертоград, чтобы те просветились и очистились, освободились от пороков, стали добродетельнее и наслаждались познанием, дан- ным в духовном саду. Стремясь создать универсальную энцикло- педию христианской жизни, Симеон Полоцкий охватывает сотни тем. География его стихов чрезвычайно широка – действие развивается на территории от России до Испании, от Индии до Африки. Диахроническая составляющая также весьма вариативна – мы встретимся и с Моисе- ем, и с Александром Македонским, и с апостола- ми, и с Юлием Цезарем, и с современными авто- ру церковными и государственными деятелями. Многообразны и социальные характеристики героев книги – купцы и крестьяне, короли и мо- нахи, епископы и военачальники… «Вертоград многоцветный» раскрывает перед нами строй- ный миропорядок, вертикаль, где внизу твар- ный, земной мир, a наверху – Бог и небесный Иерусалим. К слову сказать, антитеза – одна из основ эстетики барокко, что проявляется и в рас- сматриваемом произведении. Достаточно взгля- нуть на заглавия стихотворений: «Ангел» – «Де- мон», «Небо» – «Земля», «Дева» – «Жена блудная», «Брань» – «Мир- ножитие» и т.д. Идея вертикального миропорядка развернута Симеоном Полоцким как бы в двойной системе координат – в плане повествовательном и в пла- не назидательном. Идейно стихи раскрывают перед нами сначала Божественное, затем цер- ковное, и наконец, человеческое. В основе миропорядка – предвечный и вселю- бящий Бог, единый в Троице



Бог возлюби мир
Дивная любы Богом к людям проявлена, Посла Сына Своего единорожденна, Еже воплотитися, страдати, умрети, Да бы токмо мир Себе примирен имети. Егда же сын соверши, еже подобаше, Посадив Его в десных, Духа ниспослаше Прочая устроити. Оле благодати



Христос

Христос сниде с небесе за различны вины: Перва, да ны верою сотворит Си сыны. Вторая, да Отцу Си содеет ны чада Чрез усыновление, дивна си отрада. Третия, восхоте ны богаты творити, Избавль нищеты, даров облагодатити. Четвертая, да буйства вражия избудем Учением, мудрости Божия набудем. Пятая, да о гресех сущее наказанни, В добродетелех будем Ему преизбранни. Шестая, еже бы нам наследником быти Царствия небеснаго и с Ним вечно жити. О Всещедрый Господи, что тебе воздати Имамы? Будем тебе присно величати.
Дух Святый деет

Параклит Божественный амо же вселится, То светом благодати сердце просветится. Далече греховная тьма его гонзает1, Яко пред светом солнца сень нощы бегает. Ни же празден Святый Дух тамо пребывает, Но к добродетелем всяким наставляет.


Мариа (стих 2) Пресвятая Мариа корабль есть мысленный, Им же гладну миру Хлеб внесеся спасенный. В день зачатия корабль сей сооружися, На море мира пущен в день, во нь же родися. В день Благовещения Хлебом исполненный, Егда от Духа Свята Бог есть воплощенный. В день Рождества Христова корабль испразд- нися, И в дому Хлеба миру Хлеб той предложися. Хлеб, глаголю, животный – Христос наш Спа- ситель, От вечна глада верных людей Избавитель, Ему же честь и слава во вся буди веки, Над аггелы Владыце и над человеки. Десятки стихотворений говорят о жертве Хри- ста и ее значении для человека.

Ниже приводим самое короткое, но, как представляется, наиболее исчерпывающее из них:

Души цена

Хочеши ли своей души цену знати? Христос за ню изволил кровь отдати. Множество стихотворений посвящено небес- ной иерархии, ангелам, апостолам и их деяниям, чудесам, совершаемым Богом, Богородицей и святыми. Последовательное развертывание цикла про- должается в стихах о том, что соединяет земное и небесное – о Церкви и священнослужител


Церковь

Чюствуяй душу си болезновати Да тщится скоро к Церкви притекати, Та бо известна есть мироварница2, Недугов душы всяких врачебница. Благодать через тайны (…) Тайны божественныя, в Церкви сокровище, Да та общее верным будет прибежище, Да в ней чрез тайны воду Бога благодати, Яко чрез водотечи, можем притягати, Да тою, яко здравым врачевством, целимся И в немощех душевных известно твердимся3


Овцы Христовы

 (4) В тысящи овец овча матерь знает И глас посреде гласов разсуждает. Тако верни Церковь должны знати, Гласа слушати, она бо есть мати.


Иерейство

Не кождо знает, что есть иерейство И службы его колико есть действо. Тем же днесь сан сей мало почитают, Иже священных писаний не знают, И в ихже сердцах Бог не пребывает, Но с велиаром4 мамона витает. Есть же велико достоинство зело,

Паче всех мирских, глаголю то смело, Ибо священным Бог изволи дати, Еже плачющим грехи оставляти.


Следует заметить, что Симеон Полоцкий объ- ективен в своей стихотворной проповеди: он не только восхваляет Церковь и клир, но и критику- ет нерадивых священнослужителей, напоминает им об ответственности духовного пастыря перед Господом. Об этом стихи «Бегание из церкве», «Епископство», «Инок мясоядец», «Монах», «Пастырь» и др. От ответственности власти духовной поэт об- ращается к ответственности власти мирской, к роли и месту начальника и подначальных:

Начальник (9,10)

Отец обыче чадом угождати, Немощным сущим пощаду даяти. Тако началник должен есть творити, Во всяцей нужде разсмотритель быти. ….. Без воеводы вся рать смущенна бывает, Кроме кормчия корабль в море погибает. Тако без началника во коемждо5 сане Известная погибель, яко в океане.
Погибель

От главы начинает рыба истлевати, От началных обычай градом погибати, Какови бо в начале сущии бывают, Тако прочии житии весма подражают.

В «Вертограде многоцветном» значительное место отведено описанию явлений живой и не- живой природы. Есть тут и пчела, и слон, и кро- кодил, и осел, железо, магнит, сапфир… Все они выполняют роль знака, образа, направленного на постижение внутренней сущности человека и мира


Магнит Магнитом натренное железо приемлет Силу магнита, иглы железныя вземлет К себе, едину по единой, доколе есть сила, Юже Божия крепость в той камень вложила. Подобнее праведници в мире сем творяют, Данную себе мудрость иным ю подают, Да тою умудршеся, мира отвратятся, Ко Богу же живому сердцем обратятся, И друг друга да ведет в небесну страну, Служащих ради верно Богом сготовану.


Пособие (2) Плиний о слонех то нам поведает, Яко, аще слон во яму впадает, Друзии слони ветви древ вметают, Песок рыюще, во яму всыпают, Да тако яма земли уравнится И впадшии в ону удобь свободится. Оле чюдесе! Во зверех колика Любы!


Как стежок за стежком, следуют стих за сти- хом, и перед нами предстает, подобно изысканно- му полотну, кодекс нравственных предписаний, настоящая энциклопедия православной жизни. Изучение каждого стихотворения как части кон- текстуального единства дает нам наблюдать пе- реход от частного, конкретного смысла стиха к обобщающему символическому значению. Представляется, что нам удалось заинтересо- вать читателя творчеством одного из крупней- ших поэтов допетровского барокко. Нравствен- ные постулаты, сформулированные Симеоном Полоцким, не теряют актуальности и поныне, бо- лее того, православная мораль его стихов в наше неспокойное время способна даровать радость и утешение.


Михаил Шулин
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  1054
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Возврат к списку