Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Пасха Христова

English
Дата публикации: 02.05.2017
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин)
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: Слово Пастыря
2 Май 2017
В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» означает «миновал», «прошел мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях. Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех первенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола — и у людей, и у скота. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошел мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его». (Исх. 12:12) После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуган- ные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33). У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прохождение от смерти к жизни, от земли к небу». В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву агнца — однолетнего ягненка или козленка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1- 14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» — исхода евреев из Егип- та. Пасхальный агнец иначе именовался «пас- хой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Вечере (Мф. 26:17-19). Пасха неодно- кратно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Вечере, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза и о после- дующем распятии Иисуса Христа. Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнес слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия. Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу… просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их», и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36). Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7): «Пасха наша, Христос, заклан за нас». После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхари- стии, посвященные воспоми- нанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха стра- даний, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пас- ха стала первым и главным христианским праздником. В некоторых ранних источни-ках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днем поста и скорби в воспо- минание страданий Христа («Пастырь Ермы», III, V: 1), а воскресенье — днем радости (Тертуллиан, «De corona mil.»,

гл. 3). Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании святого Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, святого Ипполита Римского — есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост про- должался до воскресной ночи. После нее от- мечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Вели- ких Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение со- гласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равно- денствия. Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписа- лись, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время: Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи. Днем Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако, через какое-то время такие сообщения


1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  7006
Дата публикации: 02.05.2017
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин)
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: Слово Пастыря
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ