Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ «Сущность же праведного – в книгах его".

English
Автор: Материал подготовила Юлия Ривкина
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
9 Ноябрь 2016

Естественно, как подчеркнул Лобастов, такое противопоставление не вписывается в контекст христианских ценностей.

 Однако другая выступавшая – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой филологического образования Мария Борисовна Багге – не согласилась с подобным подходом, в частности с прозвучавшей в докладе Н.А. Лобастова оценкой бунинского рассказа «Лёгкое дыхание». По её мнению, этот рассказ, как и практически вся русская классическая литература, по своей внутренней сути христоцентрична. В своём докладе «Душа в заветной лире…» Художественное произведение как отражение картины мира автора» Мария Борисовна попыталась ответить на вопрос: как научиться и научить других правильно понимать авторский замысел. По мнению докладчика, чтение произведения должно быть диалогом с его автором. Важнейшую задачу учителя автор доклада видит в умении разъяснить произведение именно с позиции автора, а не его интерпретаторов. Также недопустимо, убеждена докладчик, подменять авторское видение собственным. В заключение Мария Борисовна привела случай из своей учительской практики, когда одна из учениц в сочинении о романе «Преступление и наказание» Достоевского осудила Соню Мармеладову и подвергла критике великого русского писателя за возвышение этой недостойной, по её мнению, героини. Во избежание подобных ситуаций, считает докладчик, учащимся следует разъяснять, что литература – искусство условное, это – инореальность, и проникновение в неё требует от читателя душевных усилий и умения сопереживать.

О том, как обучать молодёжь постижению древнерусской литературной реальности, размышляла в своём докладе «Искусство чтения и трудности в преподавании русской литературы» доцент кафедры славянской филологии СПбГУ, кандидат филологических наук Александра Витальевна Тоичкина.

По наблюдениям докладчика, у учащихся, как правило, отсутствует восприятие литературы и культуры в целом как явления мировой христианской истории и христианской истории нашего государства. Сам факт возникновения письменности в Болгарии, а потом и в Киевской Руси, – составная часть процесса христианизации наших средневековых государств. Для студентов оказывается сложным изучение истории литературы во внутреннем единстве с историей Церкви, государства, культуры. Как полагает докладчик, во многом эта проблема вызвана фрагментарностью в подаче истории литературы в школе.

Во время изучения древнерусской литературы проблемы возникают и при чтении памятников XI– XIII веков. Выясняется, что студенты не только не читали ни Ветхого, ни Нового Заветов, но даже не знают основных событий и сюжетов Священной Истории. А без этих знаний круг произведений древнерусской литературы, сами жанры церковной литературы (летописи, жития, проповеди, слова и моления) оказываются для студентов совершенно непонятными. Введение книг Библии в список обязательной литературы вызывает жалобы студентов на трудности в их чтении. В связи с этим Александра Витальевна высказала пожелание, чтобы в рамках школьной программы хотя бы в адаптированном варианте преподавались основные библейские события.

Понимание теснейшей взаимосвязи возникновения и развития языка письменной культуры, литературы, Церкви и государственности на Руси должно помочь учащимся ответить на кардинально важные вопросы: почему новая эра в истории человечества начинается с Рождества Христова, в чём смысл христианской истории и какова роль русской литературы в религиозном национальном становлении и самоосмыслении.

 Практическим откликом на выступление А.В. Тоичкиной стал доклад кандидата педагогических наук, члена экспертного совета СПб АППО М.Г. Беловой «Метод проекта как форма изучения жития святого». Маргарита Григорьевна поделилась опытом преподавания учащим- ся кадетского училища «Основ православной культуры». Она особо отметила в начале своего выступления, что многие учащиеся, отвечая на вопросы тестовых заданий, в числе наших вы- дающихся культурных достижений называли иконопись и русскую литературу. Как подчеркнула докладчик, рассказывая детям о литера- туре древнерусской, следует прежде всего представлять её как пространство поиска идеала. В этом качестве прекрасно подходит жанр жития святых. И детям для изучения было предложено житие святого преподобного Александра Свирского.

Чтобы учащиеся смогли прочувствовать атмосферу монашеской жизни, для них было организовано посещение Свято-Троицкого Алекандра Свирского мужского монастыря. Очень полезным для детского душевного развития стало написание сочинений на духовные темы. Главный вывод, который сделали ребята, – в том, что поиск идеала – процесс вечный и непрерывный, и человек ищущий, даже зайдя в тупик, может вернуться к истокам и встать на правильный путь. Как рассказала Маргарита Григорьевна, дети во время нашей работы настолько вдохновились, что сумели очень точно и при этом сердечно перевести с церковно-славянского на русский тропарь и кондак святому преподобному Александру Свирскому. Своё выступление Маргарита Григорьевна завершила на высокой эмоциональной ноте. «Сейчас у нас время, когда нужно просвещать учителей и поднимать статус этой профессии, – сказала выступавшая. – Учитель – это не просто привычная Марья Ивановна, это человек, совершающий за своим столом настоящее служение. И его задача – раскрыть перед учениками главную внутреннюю составляющую русской литературы – православную веру».

Проникновенно и возвышенно говорил о ключевой роли православия в жизни нашего государства в своём докладе «Особенности древнерусской литературы» доктор филологических наук, профессор Гелиан Михайлович Прохоров – специалист по древнерусской и византийской литературам, лауреат Госпремии РФ, заслуженный деятель науки. Он подчеркнул, что христианство дало разным народам общее понимание совести. Благодаря принятию христианства наша литература очень быстро достигла огромных высот. Возникли жанры проповеди, летописи, и самое

главное – из разных племён возник единый народ – нас породила объединяющая сила христианства. Стремление к Вечности заложено в нашей генетической памяти, и это проявилось в древнерусской литературе. Само название «Повесть временных лет» говорит о Вечности. Сегодня мы, подобно блудному сыну, возвращаемся к своим истокам.

О том, каким нелёгким оказывается это возвращение, размышляла в своём докладе «Новое сближение: поворот времён и литература XVIII века» кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы XVIII века, специалист по русской литературе XVIII века Надежда Юрьевна Алексеева.

 Одной из главных проблем сегодняшней культуры докладчик назвала определение места литературы в сегодняшнем обществе и методы её преподавания, особенно в школе. Так как сегодня мы переживаем поворот времён, литература, безусловно, меняет своё место, и особенно остро это ощущают школьники. То, что современным школьникам скучно читать «Войну и мир», про- исходит, как предполагает докладчик, потому, что становится неактуальным реализм, на котором строится роман. Литература перестаёт быть квинтэссенцией культуры. Нас учили учиться нравственности на литературе, но, как полагает выступавшая, это была ложная посылка. Научиться нравственности только с помощью литературы невозможно. Совершенствоваться нравственно возможно, лишь опираясь на Веру. Автор обратила особое внимание на возрождение сегодня интереса к древнерусской литера- туре. Это свидетельствует о том, что сегодня мы переживаем возвращение к истокам.

После конференции корреспондент попросила поделиться опытом духовного воспитания одну из её участниц – учителя русского языка и литературы гимназии N 171 Татьяну Ивановну Корнееву:

– Я стараюсь по мере возможности включать в свои уроки духовную прозу, в основном Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной Литургии» – произведения, в которых Гоголь предстаёт перед читателями как православный человек. Старшеклассникам даю литературную критику Ф.М. Достоевского, В. В. Розанова, Д.С. Мережковского. Ребята с интересом воспринимают рассказ о том, что Гоголь сжёг II том «Мёртвых душ», решив, что, как православный верующий, он не имеет права высмеивать недостатки людей. Так ребята через факты писательской биографии совершают читательские открытия, полезные для их духовного становления. В моих классах крещёных детей большинство, но воцерковлённых очень мало. Замечательно, что они держатся вместе. Интересно, что, когда в классе возникает полемика на религиозные темы, эти верующие дети, читающие Библию, легко ведут дискуссию и побеждают своих оппонентов. Правда, детей – убеждённых атеистов я, к счастью, не встречала. Изучая на уроках литературные произведения, мы обычно анализируем поступки, характеры героев, не затрагивая таких понятий, как грех, гордыня. Программа не предусматривает такого духовного анализа. Зато православный учитель по собственной инициативе в силах восполнить этот пробел. 


2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  8222
Автор: Материал подготовила Юлия Ривкина
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ