Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ ЗЕМСКОГО ДОКТОРА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

English
Дата публикации: 22.01.2017
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Новомыченики
22 Январь 2017
Статья, которую вы держите в руках, имеет своей целью познакомить вас со светлой личностью архиепископа Луки, профессора хирургии Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. На его долю выпало то, что мог бы пережить любой русский, живший в первой половине XX века в России. И, совершенно неважно, был ли он офицером царской армии, земским врачом или православным священником: наговоры, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки могли сломить даже сильного духом человека. Став жертвой репрессий и «перегибов», он видел и сам испытывал нечеловеческие страдания, голод и унижения. Но его дух не сломили ни гонения властей, ни зависть коллег, ни одолевавшие с годами болезни, ни слепота, поразившая его в старости. В одном из писем сыну он пишет такие слова: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу…».

Многие задаются вопросом: «Почему практик-хирург стал священником»? На этот вопрос сам Валентин Феликсович отвечал так: «Быть священнослужителем, а тем более епископом, мне во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всевышнему Богу уже, когда мы во чреве матери». В одном из писем Войно-Ясенецкий писал: “Не пробуйте разделить хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным”. Выросший в религиозной семье киевского аптекаря, где основными нравственными критериями были человеколюбие, милосердие, подвижничество, постоянно ищущий свое место в жизни, Валентин Феликсович еще в молодости метался между юриспруденцией, живописью, а в зрелые годы — медициной и религией, нередко попадая из-за этого в сложные жизненные ситуации. Как образно и метко отметила писательница И.Грекова: “Линия религиозная у Войно-Ясенецкого тянулась всю жизнь, зародившись еще в юношестве, тянулась, не прерываясь, а лишь истончаясь и уходя на долгие годы в глубину души”.

 Он был автором 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также, 12 томов проповедей. Его жизненный опыт стал примером для многих, а книга «Очерки гнойной медицины» до сих пор является настольной книгой врачей. О его жизни написано множество книги, снят художественный фильм «Лука». Однако до сих пор остается до конца не понятно, как можно было все это пережить и остаться верным своей профессии и своему выбранному пути. Им на- писана автобиография с удивительно точным названием «Я полюбил страдание…».

Путь в земскую медицину

 Итак, что мы знаем из биографии Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Он родился 27.04.1877 в семье дворянина в г. Керчь. Среднее образование получил в Кишиневской 2-ой и Киевской 2-ой гимназиях. В детстве он прекрасно рисовал и даже учился целый год рисованию в Мюнхене. Решив посвятить себя делу, полезному для страждущих людей, в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета имени святого князя Владимира. По окончании учебы Валентин Феликсович заявил, что хочет быть земским врачом. «Я изучал медицину с исключительной 
целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом , помогать бедным людям», - писал он потом в своих мемуарах. Начинал он свою карьеру в 1903г с Госпиталя Красного креста расквартированного около Читы как военно-полевой хирург в канун русско-японской войны. Не имея специальной хирургической подготовки, он делал большие операции раненым на крупных суставах, костях и на головном мозге.

 Работа врача была крайне трудной. В среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Каждый день врач принимал 60-80 больных, а в праздничные дни до 100 человек. Рабочий день длился не менее 12 часов, не считая экстренных вызовов и приготовления лекарств. Помимо этого они стремились просвещать народ, пытались облегчить тяжелое материальное положение, и лечить физические недуги.

В 1906 г. его мечта стать земским врачом осуществилась. Поначалу он работал врачом в Ардатовском земстве Симбирской губернии. Там ему пришлось заведовать городской больницей. Борьба с эпидемиями тифа, малярии, холеры, чумы, оспы, косивших целые губернии, была постоянной его заботой. В ардатовской больнице он сразу столкнулся с большими трудностями и опасностями применения общего наркоза при плохих помощниках, и уже там у него возникла мысль о необходимости, по возможности, избегать наркоза и как можно шире заменять его местной анестезией. Он решил перейти на работу в маленькую больницу и нашел такую в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Однако и там было не легче, ибо в маленькой участковой больнице на десять коек он стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что к нему пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии и соседней, Орловской…

Особенно запомнился ему трогательный случай с одним молодым нищим, слепым, которому доктор вернул зрение в результате замечательно проведенной операции. Прозревший собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей выстроились перед больницей в ожидании врачебной помощи. Из Фатежа ему вскоре пришлось уехать, так как Валентин Феликсович однажды отказался прекратить прием больных, находящихся у дверей его кабинета, чтобы срочно явиться на вызов исправника. Конечно же, председатель управы добился увольнения независимого доктора. Но, тем не менее, на протяжении всей жизни для него все пациенты были равны, и самое высокое положение в обществе не давало каких-либо преимуществ в лечении. Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил и простого
мужика из глухой сибирской деревни, и видного чиновника. Неизменно строго от- носился доктор лишь к воинствующим безбожникам, болезни которых он считал карой Божьей за их грехи противления.

В земских больницах хирургу приходилось сталкиваться с проблемами обезболивания при операциях. Общий наркоз, совершивший революцию в хирургии в XIX веке и позволивший выполнять большие и травматические операции, сам по себе был далеко небезопасным. Техника дачи наркоза была примитивной — на рот и нос больного накладывалась маска из нескольких слоев марли, и хлороформа или эфира попадало в операционную. Особенно много испарений из маски доставалось наркотизатору. В те годы часто шутили: “Наркотизатор уже заснул, а больной еще не спит”. Бывали случаи тяжелых осложнений после применения общего наркоза, и молодой врач стал искать новые пути в анестезии.

Книга немецкого хирурга Генриха Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения» стала для него источником вдохновения и толчком к собственным разработкам. «Я с жадностью прочел ее, и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы... У меня возник живой интересес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее».

С 1909 года Валентин Феликсович в Москве начал заниматься научной работой в клинике профессора П.И. Дьякова, основателя журнала «Хирургия», а затем в институте топографической анатомии и оперативной хирургии. В свя- зи с этим ему необходимо было поселиться с семьей недалеко от Москвы.


Вопрос о принятии на вакантную должность врача решала врачебная комиссия при Переславской земской управе Владимирской губернии. 13 ноября 1910 года она приняла решение о приглашении Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого на должность заведующего Переславской земской больницей. 25 ноября того же года Валентин Феликсович вступил «во исполнение обязанностей хирурга Переславской земской больницы» ( цит. Никитина Ю.А.,2013).

 В 1912 года Войно-Ясенецкий принял дела от доктора медицины, Ф.Г. Буткевича, и стал не только хирургом, но и главным врачом. На его плечи легли не только лечебные, но и организационные вопросы. Под руководством Валентина Феликсовича многое было сделано для удобства больных и большей производительности труда врачей. Отношения с властями города и земством сложились для врача благоприятно, Переславская земская управа охотно ассигновала деньги на реконструкцию и оборудование больницы.

В амбулатории ВойноЯсенецкий- вместе с фельдшером производил в год от 636 до 693 «малых» операций. Главный врач Переславской больницы выполнял в своей операционной решительно все, что умели хирурги начала XX века. В ту пору находилось мало специалистов, владеющих скальпелем столь же универсально, как Валентин Феликсович. В первую мировую войну по инициативе главного врача и интеллигенции города в 

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  10559
Дата публикации: 22.01.2017
Автор: Аркадий Вишневский
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Новомыченики
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ