Вконце 80-х годов XX века воинская иконография Александра Невского раскрылась - в современной версии древнего батально-житийного варианта. В этих монументальных произведениях Александр Невский, будучи главным героем, включен в сложнейшие многофигурные композиции.
Хронологически первым является полотно «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Сергея Николаевича Присекина, 1983 год, Аванзал Большого Кремлевского дворца, Москва. Этот холст является дипломной работой выпускника МГАХИ им. В.И. Сурикова, с самой защиты привлекшей к художнику пристальное внимание художественной общественности. В 1984 году за это произведение молодой художник был удостоен Серебряной медали АХ СССР. Несомненные художественные достоинства этого холста заключаются в хорошо продуманной сложной композиционной схеме, состоящей из пропорционально выверенных, ритмично чередующихся цветовых тем, сообщающих всему произведению напряженное волнение и трагизм происходящего батального действа. Смысловое ядро всей композиции заключено мастером в композиционный треугольник, образованный двумя встречными ритмическими векторами. Они направлены из нижних углов холста вверх к центральной оси и проходят сквозь две периферийные группы воинов, выделенных световыми и цветовыми акцентами. Лица в этих кулисных группах обращены в сторону зрителя. Замыкаются обе диагонали на лице Александра Невского. Его фигура дополнительно выделена цветом. Яркокиноварное пятно в центре образовано воинским плащом, раскрытым за спиной князя в форме шатра, и красной попоной на вздыбленном в пылу сражения белоснежном коне. Оба колористически родственных элемента проникают друг в друга при помощи красных элементов облачения князя. Они образуют вокруг его фигуры цветовой акцент и, вместе с тем, ритмическую паузу, как бы закрывая его от смертельного нагромождения людей, оружия, лат и обезумевших в огне сражения, облаченных в железо коней. Благодаря этому князь написан несколько отстраненным от бушующей битвы. Возникает ощущение остановившегося на нем и для него времени, тогда как вокруг оно спрессовано в тысячи драматичных мгновений ужасающей сечи. Князь предстает извлеченным из грохота битвы и как будто окруженным тишиной. Он, сидя на вздыбленном коне, не нуждается в опоре. Его ноги не вдеты в стремена. В правой руке занесенный меч, но он ни на кого не направлен. Левой, согнутой в локте руке, | он держит круглый щит, перед которым нет угрожающего ему врага. Из воинских доспехов на князе изображено только драгоценное зерцало поверх короткой кольчуги. Голова и шея не защищены шлемом. Тем не менее, у зрителя не возникает ощущения уязвимости князя. Достигается это, в первую очередь, композиционной изолированностью из битвы главного героя. Он, будучи центром всего динамического действа, сам в нем не участвует, а вносит в хаос сражения и смерти образ разума, порядка и действенной воли, связывающей воедино движение, разворачивающееся вокруг. Так полководец, разумно управляя воинами, своим стратегическим замыслом ведет их к победе над превосходящим по вооружению и мощи противником. Подтверждением этому служит изобразительная характеристика безупречно написанного лица Александра. Молодой витязь с русыми, слегка вьющимися прядями волос, короткой бородой и красивыми правильными чертами лица, олицетворяет собирательный образ древнерусского героя, но, благодаря правильно реализованной иконографии, достоверно конкретизирует его как конкретное историческое лицо. Отчасти, узнаваемость в центральном воине Александра Невского достигается благодаря портретному сходству изображенного полководца с «черкасовским» прототипом. Взгляд князя так же, как и его меч, не направлен на конкретного противника. Взирая поверх голов, он созерцает всю битву и находится в противодействии не конкретному рыцарю на поле брани, а незримой враждебной воле, пославшей против Руси мрачные полчища. Художнику удалось | не только незаурядными натурными средствами изобразить грандиозное батальное действо, но и, благодаря обособленной сосредоточенности главного героя, выразить суть драматичного и судьбоносного противостояния Руси воинственной экспансии латинского Запада. Присекин, проведя колоссальную подготовительную натурную работу, воплотил ее в многофигурное живописное произведение, в котором каждая сцена и фигуры имеют собственный образ. В картине из множества отдельных и глубоко персональных характеристик складывается мозаично пестрая панорама сражения. Художник поставил перед собой сложнейшую задачу. Он не ограничился штудийным воплощением и без того монументального замысла. Художник-мыслитель сумел вывести работу за рамки сугубо батальной картины и даже за рамки конкретного исторического Ледового побоища, вселив в живописное полотно в образе Александра Невского дух непрестанной борьбы добра со злом, происходящего в бесконечной череде войн и битв в истории человечества.
Второе произведение – мозаика «Ледовое побоище». Автор эскиза и картона Александр Кирович Быстров, 1990 год, наземный холл станции метро «Площадь Александра Невского 2» в Санкт-Петербурге. В 1986 году автор этого произведения был удостоен Серебряной медали АХ СССР за картон этой мозаики. Сама работа над темой началась мастером во время дипломной работы в монументальной мастерской под руководством профессора А.А. Мыльникова Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и продолжилась в творческой мастерской своего учителя. Впечатляющее художественное произведение создано всего несколькими годами позже работы Присекина. Первоклассный композитор и рисовальщик Александр Быстров на заре своей самостоятельной деятельности сумел создать цельное мозаичное панно, навеянное мотивами древнерусского иконного искусства, преобразованными художником в современную академическую |