Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Монастыри. Библиотеки

English
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
29 Май 2020
сюжет, достойный приключенческого романа!). Отдельными темами являются история рукописей для песнопений, весомые свидетельства широкой грамотности крестьян в те времена, которые мы почему-то наивно считаем «отсталыми» (вспомните хотя бы о том, что Сергий Радонежский и Александр Свирский учились в школах в своих родных селах – это говорит о многом!). О первом писателе-мирянине Руси – Владимире Мономахе (и его знаменитом «Поучении детям»). О работе переписчиков, художников и переплетчиках книг. О князьях Древней Руси, создававших при монастырях огромные по тем временам школы (отдельно для девочек и мальчиков по 200-300 человек). О исчезнувших легендарных книгах и библиотеках. О невероятной стоимости некоторых книг, и одновременно о огромном количестве более дешевых книг, находившихся на руках у населения (разумеется, все зависело от материала и художественного оформления).

 Не могу не удержаться, чтобы не привести следующий занимательный факт: по статистике, до сих пор из библиотек чаще всего крадут… Библию и книгу рекордов Гиннеса. Согласно той же статистике, Библия считается самой читаемой за всю историю человечества книгой (суммарный тираж примерно – 6 миллиардов экземпляров, и переведена она на 2377 языков мира)

О древнейших книгах Руси, известнейших на сегодняшний день и загадках древних летописей. О изменении грамматики русского языка на протяжении столетий. (Монастырские библиотеки – вообще бесценные свидетельства о культуре русской речи, непаханое поле для любого лингвиста). О том, насколько важно каждому монастырю и собору иметь собственную библиотеку, в которую (в обязательном порядке) необходимо собирать архивные сведения о его истории, и о многом, многом другом…

Но самое главное – это множество вопросов, на которые может ответить каждый лишь самостоятельно. Должен ли быть христианин (и монах) грамотным или безграмотным? Какие мысли и рассуждения мы оставим после себя потомкам? Надо ли восстанавливать былую славу монастырских библиотек? Что сохраним (и что отберем и как сопоставим), показывая наш вкус, взгляды и трудолюбие? Как мы исполняем заповедь Христа о проповедовании (хотя бы в письменной форме)? Чем отличается наше образование от образования религий Запада и Востока (да и вообще: надо ли нам иметь представление о других религиях, истории и мироустройстве?). Являются ли ныне монастыри и соборы теми просветительскими центрами, которыми были на протяжении столетий (и в достаточной ли степени мы проповедуем даже внутри собственной страны, донося смысл христианства до детей и юношества?)

 Заканчиваю же я эту статью длинной, но такой мудрой мыслью Феофана Затворника: «Возлюбленный читатель мой! Хочешь ли я покажу тебе вещь, которая честнее злата и сребра, многоценного бисера и камений драгих? Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Не- бесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись
Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг есть родительница всех добродетелей и всякому доброму делу учительница. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг, рождая всякую добродетель и возращая добрые расположения сердца, отгоняет от нас всякую злую греховную страсть и всякое похотение, желание и действо бесовское. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг над всеми занятиями и трудами, какие подъемлют ревнующие о спасении, святые отцы поставляют как бы старейшиною и царем. Оно ко всем добродетелям возбуждает и руководит человека и одесную Бога поставляет его.

Но кто не читает и не слушает со вниманием и усердием святых книг, тот ради этого впадает во всякие страсти, в греховные напасти, в бесовские сети и во всякое зло. Забывает он смертную кончину свою, и пришествие Христово, и злые муки, и радость Царствия Небесного и рая пресветлого. Такому любезна бывает суетная и льстивая маловременная жизнь века сего. Удаляется он от Бога нерадением и невни- манием, и бесы, как мглою, покрывают умную память, помрачают умную светлость, наводят забытье о добродетелях, о злом же непрестанно уму напоминают и поновляют в нем худые помыслы.

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути, всю лествицу в Царство Небесное. Почему надлежит нам всеусердно прилежать к сим книгам и к сему Писанию Божественному. Где упражняются в чтении святых книг, оттуда отгоняемы бывают всякое бесовское действо, всякие душепагубные страсти и греховные похоти; заповедям же Господним и добродетелям отеческим там бывает всякое исправление. Почему хорошо святыми отцами установлено, чтоб на утренних службах многократно были читаемы по- учения из святых книг, а умеющие читать чтоб и в келлиях занимались таким чтением, на ограждение себя от невидимых душевных татей и разбойников, устрояя чрез то как бы стражу какую вокруг себя из спасительных истин, против козней, хитростей и замыслов лю-
тых бесов, против забытья и помрачения, ими наводимого.

 Почему надлежит нам каждодневно со вниманием прочитывать святые книги, чтоб почерпать из них душеспасительные наставления, пригодные к исправлению жития нашего. Они обличают совесть, открывают страсти и неприязнь к ним возбуждают, обнажают бесовские сети, научают добродетелям, утверждают в терпении скорбей, напоминают о кончине смертной, возвещают о пришествии Христовом, живописуют радости Царствия Небесного и ужасы мук бесконечных. Изображая нам всякую истину и всякое добро указывая, они, как бы чистое золото и серебро и камни драгоценные на блюде рассыпав, представляют очам нашим. Что опытный вождь для воинства, что искусный кормчий для корабля, что проводник для идущих по сбивчивой дороге, то святые книги для воинствующих в воинстве христиан, для плывущих чрез многомятежное море жизни сей в небурное пристанище Царствия Небесного, для шествующих в Небесное Отечество свое по стропотным путям суетной и многообольстительной жизни сей.

Много у лукавых бесов пронырства и злоумышлении, козней и сетей, коими уловляют они нас, бедных, в различные страсти, в греховные падения и пагубу душевную. Человеколюбивый Бог, щадя род наш, даровал нам святые книги, святыми угодниками Его написанные, в которых предлагается нам верная наука, как избегать сетей бесовских, страстей греховных и прелестей века сего. Святые отцы были на- учены духовной мудрости многоскорбными и многоболезненными опытами жизни и, совершив благополучно путь свой, оставили нам плод трудов своих правых слово книжное, свои святые писания, как светлый светильник, освещающий спасительный путь для тех, кои вступить в него возревновали. Как светильник телу очи; так светильник душе ум; зерцало же ума святые книги…

Учитесь добру из божественных книг…»

4 - 4 из 4
Начало |  Пред.  |  1  2  3  4  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  10205
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ