Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

Монастыри. Библиотеки

English
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
29 Май 2020
По авторитетному утверждению академика Н.К. Никольского, древнерусские монастырские библиотеки состояли из трех разделов. Первый из книг богослужебных, второй из книг для чтения на трапезах (жития святых, Четьи Минеи и пр.) и некоего подобия «нотных грамот» и третий – из книг для «келейного чтения», включавший в себя и книги исторические, и справочные, и даже приключенческие. Полагаю, читателям будет любопытно остановиться на этом разделе чуть подробнее, и что за «светскую» литературу хранили у себя любопытные монахи. Увы, но философских произведений в них было мало (в отличие от монастырей Запада, и особенно библиотеки Ватикана, заполненной рукописями Вергилия, Цицерона, Гомера, Платона, Аристотеля и пр.), но во множестве были представлены летописи, хронографы и хроники, списки родословных царей и митрополитов, поучения о природных явлениях («О летном обхождении и воздушных переменах», «Лунное течение», «О небеси», «Мудрость Менандра Мудрого», выписки о затмениях, облаках и ветрах, северном сиянии и прочем) рукописи географического порядка (например знаменитое «Хожение за три моря» Афанасия Никитина и иные описания быта и обычаев далеких стран, обширная часть затрагивала быто-писание Иудеи времен Христа и апостолов (например «История Иудейской войны, Иосифа Флавия), немало апокрифических сказаний (о Ноевом ковчеге, Моисее, Соломоне, Давиде и т.д.), знаменитые «Задонщина», «Слово о хмеле», «Плач Адама о рае» и даже такая странная повесть как «О 12 снах Шахаиши» (по сути дела это вольный перевод с персидского о апокалиптических пророчествах… Митры). Были выписки из «Лечебника» и «Лунника»,  отрывки из Троянской истории, «Повесть о взятии Царьграда», «Вопросы и ответы Сократа», «Аристотеля философа от епистолии к Александру царю Македонскому», «Сказание об Индийском царстве» «Сербская Александрия», «Златоуст», «Измарагд» («Изумруд»), сборник «Пчела», в который входили изречения Софокла, Плутарха, Пифагора, Эсхила и пр. Редкая библиотека обходилась без популярных в то время «Хроник Амартола» и «хроник Иоанна Малалы», в которых рассказывалось о языческих временах Греции и Рима, «Слова о полку Игореве», «Повести о приходе Батыя на Рязань и об Евпании Коловрате», «Слова о погибели Русской земли». Встречалась даже первая в мире повесть о графе Дракуле, написанная Фёдором Курицыным, и многое, многое другое.

Интересный факт: вопреки расхожему мнению, в домонгольский период уровень образованности населения был намного выше, чем, например, во времена Петра Первого, Екатерины Великой и прочих светских «просветителей» народа. Археологи, раскапывая древне-русские города, во множестве находят остатки книг (застежки, части переплета и пр.) в домах простых людей. Вот что писал знаменитый русский археолог Александр Львович Монгайт: «В старой Рязани в рядовых жилищах часто находили застежки книжных переплетов – единственно хорошо сохранившуюся в земле деталь от древних рукописных книг. Книги были не только у богачей – книжные застежки найдены так же в жилищах ремесленников, в полуземлянках бедноты». А в летописях сохранились повествования о том, что во время войн и набегов жители окрестных сел несли свои книги в церкви «для сохранения». Например, в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша, в храмы Москвы со всего города и окрестных сел принесли «великое множество книг», где – увы! – все это «безвестно пропало». Изрядно поучаствовали в истреблении уникальных библиотек и «рыцари» Запада (немцы, поляки и пр.), сжигая, по их мнению, «еретические» книги. Простой пример: при возникновении в XVI в. знаменитого ныне Троице-Сергиева монастыря, он был так беден, что большинство текстов хранилось в нем не на пергаменте, а на бересте. Сам же преподобный Сергий принес из всего имущества в эти глухие леса две книги (Псалтырь и Евангелие), которые и послужили основой будущей огромной и без преувеличения легендарной библиотеки. Надо особо подчеркнуть, что преподобный Сергий Радонежский весьма заботился о приобретении и изготовлении книг, поощряя в монахах любовь к чтению, и еще при его жизни монастырь сумел (трудами тяжкими) обрести несколько десятков книг. А уже в XV в., всего сто лет спустя, при монастыре уже трудилось множество переписчиков и мастеров книгоизготовления. Монастырь разработал совершенно особый, «Сергиевский почерк», книги богато иллюстрировались и 
украшались. Книги мастеров Сергиевской книжной палаты почитали за честь приобретать по всей Руси. С той поры и по сей день Троице-Сергиева Лавра являлась одним из важнейших просветительских центров России, ее духовной «жемчужиной». А ведь начиналось все с двух книг и записок на бересте…

Второе возрождение литературного дела на Руси пришлось как раз на время Ивана Грозного и просветителя Макария, при которых стремительно стало развиваться печатное дело. Не будет лишним уточнить, что типографии существовали на Руси и до Ивана Фёдорова. Он стал первым русским создателем типографии. Известны просьбы Ивана Грозного к монархам Европы прислать ему печатников. Например, датский король Христиан Третий прислал мастера книгопечатания Ганса Миссенгейма, основавшего в Москве типографию в 1552 г. (По некоторым данным, именно в ней учился и работал Иван Фёдоров). Впрочем, великая любовь к чтению не только Макария, но и Ивана Грозного (что не могут отрицать даже его недоброжелатели), вообще принесла России столь много добрых плодов, что заслуживает отдельного и подробного исследования. (И это даже если не вспоминать про легендарную «либерию», до сих пор спрятанную где-то в подземельях Кремля, и, по дошедшим до нас легендам, включавшую в себя уникальнейшие книги византийских императоров, вывезенных ими из Александрийской библиотеки).

 Одним из настоящих покровителей книжного дела, наравне с Макарием и Сергием Радонежским, был Кирилл Белозерский (1337- 1427), основатель и настоятель Кирилло-Белозерского монастыря. Даже его келейная библиотека была огромна и уникальна (до наших дней дошло лишь четыре книги – составленные под его контролем сборники, включающие в себя и математические, сельскохозяйственные и географические труды, и даже статьи «О широте и долготе земли», «О земном устроении» и пр. что свидетельствует о широте интересов и образовании преподобного). Сама же библиотека монастыря была одной из самых больших и известных в России, включая в себя труды по математике, филологии, географии и филосо- фии и других науках. Имелись тут и книги на иностранных языках.

Не менее уникальными библиотеками обладали Соловецкий и Иосифо-Волоколамский монастыри. (Книги для этих монастырей дарили цари, митрополиты и знатные бояре, а потому там было немало настоящих произведений искусства). Опись последнего только за 1573 год насчитывала около 1150 книг (подавляющая часть богослужебные, из прочих – 354). А библиотека Соловецкого монастыря располагала 1343 рукописями и 83 старопечатными книгами.

Как обычно, размер статьи не позволяет подробнее остановиться на интереснейших фактах об изъятии старинных летописей императорскими приказами (чего стоит одна только история государства Российского, написанная Ломоносовым по этим летописям и моментально конфискованная Екатериной Великой вместе с монастырскими первоисточниками –


3 - 3 из 4
Начало |  Пред.  |  1  2  3  4  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  10173
Дата публикации: 29.05.2020
Автор: Дмитрий Леонтьев
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №11-12 2019 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ