Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ИМПЕРАТОРСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
9 Ноябрь 2016
В данной статье мы продолжаем знакомить читателей «Вестника Лавры» с многообразной по типологии иконографией святого Александра Невского и предлагаем к рассмотрению следующий по хронологии тип – императорский или петровский. Из самого названия видно, что её возникновение связано с исторической личностью Императора Всероссийского Петра I. В отличие от двух предыдущих типов (преподобнического и княжеского) и последнего – воинского – давно существовавших в православной иконографии и использованных применительно к иконам Александра Невского в разное время, этот тип буквально создаётся для этого святого. Более того, он возникает вне церковно-богословской традиции, а по воле государя для непреложного употребления в искусстве Русской Православной Церкви.

 С Петра I в России меняется форма монархической власти с царской на императорскую. Это событие неотвратимо повлекло за собой возникновение нового перечня императорских регалий (инсигний). Столетиями служившие московским государям древние регалии: длинная царская риза, бармы, наперсный крест, шапка Мономаха – уступили место имперской порфире (горностаевой мантии), венцу и ордену Андрея Первозванного на цепи. Они осязаемо оформили новый, ещё непривычный для рядового россиянина облик первого лица государства. Поэтому для его пропаганды в российском обществе не- обходим был убедительный и весомый пример. На эту идеологическую роль прекрасно подошёл образ святого благоверного великого князя Александра Невского.

 У молодого российского царя был практически тот же враг, что за пятьсот лет до этого у молодого новгородского князя Александра Ярославича. Пётр видел в историческом примере Александра Невского удачный прототип победы в изматывающей Северной войне.

Полководческий гений Александра Невского нуждался, по мнению государя, в прославлении современными «европейскими» методами. Действовал Пётр Великий в этом направлении не менее решительно, чем на военном поприще. Его указом мощи Александра Невского 30 августа 1724 года в третью годовщину заключённого Ништадтского мира с великими почестями были принесены в молодую столицу российского государства, Санкт-Петербург, из Владимира. Так город, основанный государем на берегах Невы, обрёл в образе Александра Невского святого покровителя, при жизни своей защитившего эти земли от шведов.

За победу в Северной войне Сенатом и Святейшим Синодом 20 января 1721 года был утверждён новый титул государя Петра I «Отец Отечества, Пётр Великий и Император Всероссийский». С этого времени царь российский становится императором – главой государства и главой Церкви – божьим помазанником на высшую земную власть. Новые непростые отношения императора и Церкви коснулись предмета нашего исследования – иконографии святого Александра Невского. Его указом запрещалось изображать святого благоверного великого князя Александра Невского в преподобнической иконографии. По требованию Петра I он с этих пор изображается только как особа императорского значения, великий военачальник и государственник.

 Европейская мода на рыцарство, совместно с византийско-римским представлением о им- ператоре – покровителе и защитнике 
всех христиан, образовали во времена Петра I совершенно новое представление о иконографическом облике Александра Невского. К постоянным иконографическим атрибутам добавляются актуальные в начале XVIII века символы императорской власти: горностаевая мантия, венец, скипетр и держава. Кроме того, воинские доспехи меняются на рыцарские латы, а меч уступает место соответствующему эпохе палашу. Эти предметы составляют современную коронационную одежду действующих императоров Европы. Пётр Великий практически за те же заслуги пред Отечеством, за которые сам удостоился титула императора всероссийского, придал методами иконографии великокняжескому статусу святого Александра Невского статус императорский, воздавая ему хвалу как своему небесному патрону. Новая иконографическая версия в полной мере соответствовала имперскому принципу и сочетала инсигнии самого государя и древнюю иконографию лика святого.

 Таким образом, перед нами очередной пример внедрения в иконографию Александра Невского не исторических одежд, носимых им при жизни, а абсолютно новых, актуальных и реальных одеяний главы Российской Империи начала XVIII века.

У петровского иконографического типа имеется одна важная особенность. В отличие от преподобнического типа, где святой Александр изображался в реальных монашеских одеждах, принятых им незадолго до кончины, и княжеского, в котором князь изображался хоть и не в своих реальных исторических одеждах, а в одеждах московских князей, ежедневно носимых в разных ситуациях в XVI–XVII веках. В новом иконографическом типе святой предстаёт облачённым в торжественные императорские регалии, которые одевались помазанником на императорский престол только во время коронации. Соответственно иконография данного типа придаёт образу Александра Невского особый надмирный ореол высшей земной власти и совершенно не претендует на какую-либо историческую достоверность. Данный программный метод призван прославить князя как величайшего полководца, государственника, императора, а Петра Великого и его венценосных потомков, в свою очередь, как достойных продолжателей его славных дел.

Другая отличительная особенность этого иконографического типа ощутимо усложняет проведение нашего исследования. Дело в том, что у произведений искусства, трактующих личность святого Александра Невского в соответствии с этим иконографическим типом, не существует прямых аналогов среди изображений других
святых князей. Сопоставить её можно лишь с коронационными портретами самого автора этой иконографии – Петра Великого и портретами королей европейских государств того вре- мени. При внимательном разборе памятников с изображением святого Александра Невского заметна синхронность многих иконографических и композиционно-художественных приёмов, используемых мастерами при изображении Петра I и святого Александра Невского, вплоть до портретного сходства. Более того, аналогичную взаимосвязь можно наблюдать практически со всеми потомками Петра Великого – императорами Всероссийскими, во времена которых соз- давались образы почитаемого в России святого.

Большинство памятников, которые будут рассмотрены ниже, имеют прямую взаимосвязь с портретами Петра Великого. Но среди явно петровских по типу изображений Александра Невского много примеров с иной исторической характеристикой. Как правило, при наследниках Петра. Императорская иконография Александра Невского, по изначально установленной синхронности с иконографией государя, продолжала перенимать многое от парадных портретов первого лица. В этом данный иконографический тип остаётся верен собственному названию (и назначению), постоянно проводя параллель между Александром Невским и действующим императором Российской Империи. Подчас это касается и портретного сходства. Орден Александра Невского, учреждённый 21 мая 1725 года Императрицей Екатериной I Нам неизвестно, какой из образов Александра Невского, выполненный согласно новому императорскому принципу, был первым. По дате уч- реждения этой государственной награды образ на ордене, безусловно, относится к одному из первых. Вот почему наш хронологический обзор мы начинаем именно с этого произведения. Сразу отметим, что трудно отыскать два одинаковых ордена Александра Невского первой исторической версии этой награды. Нередко орденский знак и звезда изготавливались после соответствующего указа на средства награждённого. Поэтому существует огромное число версий этого ордена, отличающихся богатством отделки и материалами исполнения, но всегда следую-щих основной орденской иконографии.

 Александр Невский изображён здесь всадником на галопирующем (иногда на вздыбленном) белом коне, скачущем на фоне пейзажа с низкой линией горизонта. Даже непродолжительного взгляда на крохотное изображение достаточно, чтобы отметить его абсолютное сходство с парадными портретами Петра. Александр также одет в рыцарские латы. На его главе покоится императорский венец. 

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  7642
Автор: Дмитрий Мироненко. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ