Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ

English
Содержание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Георгий Ермолов
Тема: Жизнь Лавры
23 Январь 2023
Юбилейный год в Лавре ознаме- новался еще одним важным событием. Состоялся долго- жданный Междуна- родный культурный проект «Современ- ное изобразитель- ное церковное ис- кусство: вопросы техники и техноло- гии». Идею его осу- ществления давно вынашивал руково- дитель иконопис- но-реставрационной мастерской Лавры Дми- трий Мироненко. Имя этого мастера известно далеко за пределами Петербурга. На его счету высокопрофессиональные работы по росписи храмов России и зарубежья, отмеченные вы- сокими церковными наградами, в том числе почетным знаком святой Татианы в степени «Наставник молодежи», а также участие во многих международных научно-практических конференциях. Нынешний проект у Д. Мироненко не пер- вый. В 2014 г. в Лавре прошел организованный им форум «Современная икона: старые вопросы нового времени». Новая конференция включи- ла в себя дискуссионные площадки с участи- ем искусствоведов, реставраторов, музейных работников, авторитетных специалистов в об- ласти изобразительного искусства, а также ма- стер-классы, вызвавшие живой интерес самой широкой аудитории. Смысл проекта – объеди- нить культурно-теоретические и практические исследования современного изобразительного церковного искусства и традиционные, а также новейшие техники и технологии в области их применения. Авторитет Д. Мироненко позволил собрать специалистов высочайшего уровня: тео- ретиков-искусствоведов, мастеров по византий- ской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотому шитью, каллиграфии, кера- мике, реставрации. Цель проекта определил сам организатор: «Первая и главная задача – извлечь «затвор- ников» из их мастерских для того, чтобы ху- дожники обогатили друг друга секретами, на- работками, поделились опытом. Это собрание профессионалов, происходящее, как правило, раз в десять лет, в течение которых накапливается определенный опыт, требующий взаимообогаще- ния и обмена. Нынешний проект приобрел ста- тус международного, так как к нему с энтузиаз- мом присоединились и зарубежные коллеги. Для всех, кто занимается церковным искусством, это очень важно. То, что делаем мы, многие годы служит во благо Церкви и общества, и у нас нет права делать свою работу непрофессионально, не благоговейно, дабы это не отразилось, подобно болезни, на следующих поколениях наших коллег. Поэтому, если у нас есть серьезные наработки и достижения – ими нужно делиться. Настоя- щее собрание представлено   профессионалами из многих регионов России. Предусмотрены прямые включения по видеосвязи из Италии, Франции,Финляндии. Всего представлено около тридцати участников. Последние два года были достаточно сложны для восприятия накопившихся проблем. Обсто- ятельства, связанные с пандемией и другими социальными аспек- тами начинают нас друг от друга понем- ногу отторгать, мы теряем и професси- ональные контакты, и человеческие. Я до последнего момента сомневался, что наш проект состоится. Окружающая нас зыбкость обстоя- тельств постепенно вырабатывает чув- ство неуверенности в осуществлении заду- манного. Однако твердость владыки Назария и его благословение способствовали успеху нашего общего предприятия. Проект стартовал 5 октября в зале Свято- духовского просветительского центра после совершения молебна перед мощами святого благоверного Великого князя Александра Нев- ского, который отслужили наместник монасты- ря епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Там же освятили и подарок Лавре от иконописного от- деления академии – икону Александра Невского с клеймом «Перенесение мощей из Владимира в Петербург». Святой образ вышел из-под кисти выпускницы Санкт-Петербургской духовной академии с соблюдением всех древних канонов, и с применением натуральных красок. Дана Ма- мацева, выпускница класса В. Т. Ждановой, во время создания образа ориентировалась на древ- ние образцы XVI века и вдохновлялась фреска- ми Сбора Рождества Богородицы в Ферапонто- во. В процессе работы Дана старалась достичь стилистического единообразия и убедитель- ности образа. В ходе разработки и написания клейма «Перенесение мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург» была выполне- на непростая задача совмещения исторической действительности с канонами иконописи. Слева изображен Рождественский собор Владимира — старая русская архитектура, Русь уходящая, а справа – Благовщенская церковь, барочное здание и новая Россия. «Мы пишем на эмульсии с добавлением яйца и вина. То есть, придержива- емся всего древнего. Андреем Рублевым, Диони- сием вдохновляемся», – пояснила Дана.) Д.Г. Мироненко, как преподаватель и «наставник молодежи» иконописного отделения, выступил ре- цензентом, отметив хорошую композицию и рису- нок, изысканные цветовые сочетания, которые вме- сте образуют гармоничную и целостную систему. Подаренный образ, вместе с написанной в Лав- ре иконой «Святой Александр Невский с избран- ными святыми» украсил процедуру открытия конференции. В традиционной образной манере вступитель- ное слово произнес владыка Назарий: «Счастливые обстоятельства способствовали сегодняшнему знаменательному мероприятию, которое определенно не затеряется среди множе- ства других, как уже прошедших, так и предсто- ящих. Тема, ныне заявленная, хотя и не касается непосредственно юбилейного года, но затраги- ваемые вопросы так или иначе неизбежно будут циркулировать вокруг образа благоверного кня- зя. Отсутствие каких-либо документальных изо- бражений Александра Невского предоставляет иконописцам широкое поле возможностей для выражения своих чувств и отношения к образу святого. Иконописец – это тот человек, от кото- рого очень много зависит в будущей судьбе соз- данного им молельного образа. Не будучи про- фессионалом в узкоспециальных технических вопросах иконописи, все же выскажу свое поже- лание. Несмотря на совершенствование техно- логий и методов, важно брать за основу лучшие образцы древности. Современный специалист может научиться технике, определенным прие- мам, наработать навыки, но это еще не дает ему ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ №9-10 (193-194) 15.11.2021 ЖИЗНЬ ЛАВР

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  2811
Содержание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Георгий Ермолов
Тема: Жизнь Лавры
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ