ОТБЛЕСК РАЯ НА ЗЕМЛЕ

English
Дата публикации: 13.10.2022
Автор: редакция
Год выпуска: 2021
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 7-8 2021
Тема: Жизнь Лавры
13 Октябрь 2022
Зачем люди приходят в монастырь, а некоторые — даже приезжают из далеких краев? Конечно, чтобы помолиться, увидеть современных подвижников, которые по собственной воле ушли от мирских искушений.
 Но не только за этим. Наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий считает, что люди приходят в монастырь, чтобы... увидеть рай или хотя бы отблеск рая. А что заставляет нас чувствовать, что рай существует?Разумеется, красота, которую мы видим на земле. Зримое воплощение красоты мира Божия — цветы. Поэтому цветам в Лавре придается особое значение, да и у владыки особое отношение к ботанике: по светской специальности он — агроном.

 Не временщики,а хозяева земли
Сейчас цветников в Лавре много: и во внутреннем каре, и за Троицким собором, перед оградой Никольского кладбища. Петербуржцы к этому незаметно привыкли, а ведь поначалу всё было совсем не так.

— Территория была заброшенная, — вспоминает владыка Назарий. — Тем, кто её занимал, было не до цветочков, они разрабатывали оружие (одна из организаций, базировавшихся в советское время в зданиях Александро-Невской лавры, — Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей». — Прим. ред.). Все, кто в советское время занимали церковные и монастырские земли и помещения, в глубине души всегда чувствовали, что они здесь временщики, поэтому не помышляли о благоустройстве. Да и денег на это им не выделяли.

Свято-Троицкий собор переда- ли епархии в 1956 году, но он долго был приходским храмом — о восстановлении монастыря и речи не было. — В первую очередь меня волновало внутреннее каре. Его запущенность смущала меня еще тогда, когда я был просто иеромонахом и служил в Троицком соборе, — продолжает владыка Назарий. — Земля принадлежала и принадлежит до сих пор городу, никто ею не занимался — ни известным кладбищем «Коммунистическая площадка», ни окружающей территорией. Внутри каре на газонах загорали, выпивали, но мы ничего не могли с этим поделать. Когда я стал наместником, прежде всего мы начали косить заросли сорняков. Кому-то это не нравилось, говорили: «Это не ваша территория, вы это делаете с целью захвата». Мы также закрыли южные ворота, и больше не было сквозного прохода через монастырь: это уменьшило число праздношатающихся граждан. Я понимал, что люди, которые приходили в Лавру, когда она уже была объявлена монастырем, не были в курсе наших трудностей — что нам пере- дали, что еще не передали. Люди приходят в монастырь за молитвой, утешением, наставлением в духовной жизни. Но в первую очередь им бросается в глаза сам вид и ухоженность территории. С первого шага людей должна встретить чистота и красота, насколько она возможна в данное время. 
Мы насадили в каре монастыря цветник, он был очень пестрым, таким и остался, хотя сейчас уже сложился определенный план посадки растений. Но в самом начале денег на покупку посадочного материала у нас не было, и что люди приносили, то мы и сажали. Мы себя успокаивали тем, что эта пестрота — некий символ богатства творения Божия. Поначалу кое-кто из братии говорил: «Зачем цветами заниматься, деньги тратить?» Правда, денег-то тогда никаких и не было. Но когда дела лучше пошли, стали часть средств тратить на цветы. Я, как агроном, работавший в Киеве в Ботаническом саду, добился того, чтобы постепенно систематизировались посадки, за 25 лет у нас появились ценные растения. Для монастыря это — одна из задач: чтобы люди не только приходили на молитву, но и любовались красотой Божиего мира. Все говорят: «Ой, райские цветы!», и действительно, это отблеск рая на земле.

 Территория между монастырскими корпусами и Никольским кладбищем также выглядела плачевно: на этом месте был гараж, яма для ремонта машин. «Сначала мы хотели яму засыпать, но там был такой толстый слой железобетона, что при реконструкции не удалось его раздолбить, и решено было превратить яму в пруд. Потом появилось рельефное изображение Коневской иконы Божией Матери, образ установлен у пруда — можно сказать, что это наша Ладога в миниатюре», — говорит владыка наместник. Сейчас вокруг «Ладоги» — тоже райский сад: и сирень, и розы, и пионы. Всё цветет в разное время, поэтому летом в Лавре всегда цветущий сад.

Цветок Победы 

Мы беседовали с владыкой в пору цветения сирени. В Лавре её особенно любят: кустам, которые растут ближе к центральному входу, уже двенадцать лет.

— Сирень — интересное растение, может расти двести лет, причем какого-то сложного ухода не требует: надо её просто немножечко любить, и она будет благодарно цвести. Это цветок моего детства, я, можно сказать, вырос под кустом си- рени. На Украине в каждом дворе были кусты сирени, и мы, дети, отдыхали под ними в жару вместе с курами, — говорит епископ Назарий. — Даже природные формы этого растения разнообразны, а тот же Колесников (Леонид Алексеевич Колесников (1893–1968) — советский селекцио- нер-самоучка. — Прим. ред.) создал несколько сотен сортов... Правда, сохранилось где-то около шестидесяти. Бытует шутка: «Если в раю есть си- рень, то она — колесниковская», но я как-то сказал в беседе с сиреневодами: «В раю такая сирень, что у вас есть еще огромный простор для создания новых сортов, чтобы хотя бы приблизиться к подобию райской красоты». У нас есть новые посадки сирени, которые сделаны примерно четыре года назад, некоторые кусты впервые зацвели именно в этом году. Один из самых знаменитых колесниковских сортов — «Красавица Москвы», он имеет золотую медаль Международной   
ассоциации сиреневодов, считается «королевой» среди сиреней. Есть и другие сорта, выведенные Колесниковым: «Надежда», «Индия», причем у «Индии» редкий, необычный окрас цветков. Си- рень мы больше привыкли видеть сиреневую и белую, а эта — практически красная. Есть и другие сорта: «Кремлевские куранты», «Знамя Ленина» — тоже красные. Названия у них специфические, но это понятно: они были созданы в советское время. Растут в Лавре также сорта «Анна Шиач», «Сенсация», «Людвиг Шпет». В планах — посад- ка сортов с «церковными» названиями: «Белый ангел», «Валаам», «Святая Сусанна»...

У Феодоровского корпуса монастыря в этом году был посажен именной сорт сирени «Михайло Ломоносов», это произошло 15 апреля, накануне дня погребения ученого. Сорт был выведен творческой селекционной группой «Русская сирень» в 2011 году. Лиловые, непривычно крупные (до 3 см) махровые цветки напоминают букли напудренного парика. В этом году только что посаженный куст цвести не будет — им можно будет любоваться не ранее чем через год.

Епископ Назарий задумал устроить сирингарий — сиреневый сад — и на Никольском скиту Александро-Невской лавры в Кингисеппском районе Ленобласти.

— Идея его закладки у меня ро- дилась, когда я узнал о существо- вании там порта «Кронштадт-2»: его построили перед самой вой- ной, а потом пришлось взорвать, чтобы не достался немцам. Сирень — это цветок Победы, когда войска возвращались, их встречали сиренью. Сейчас работы над садом активно ведутся, в августе планируем посадить на скиту более ста сортов сирени. Хотелось бы, чтобы там были в основном «сорта Победы», выведенные Леонидом Колесниковым и селекционной группой Аладиных из Москвы. Есть сорт «Василевский», это еще Колесникова, а они создали и другие сорта из серии «Маршалы Победы». Есть сорта «Алексей Маресьев», «Капитан Гастелло», «Зоя Космодемьянская» и другие. Только в этом году был заявлен сорт «Александр Невский». В последующие несколько лет мы его еще не увидим: сорт совсем новый, есть только маточное растение, которое надо размножать. Надеюсь, что может появиться сорт в честь святого Феодора Ушакова. В сирингарии будет часовня с иконами: в центре будет известный образ «Христос в белом хитоне», написанный в свое время будущим священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), а по бокам — иконы святых Александра Невского и Феодора Ушакова. Эскизы разработаны в нашей иконописной мастерской Дмитрием Мироненко и уже переданы для набора.

Сад заложен в год 800-летия святого князя, да и храм-часовня на скиту посвящен ему: основной храм, Никольский, пока реставрируется. Красота требует рук

У нового зала «Святодуховского» центра растут... кактусы. В холодное время года они находятся в зимнем саду, а летом их рекомендуется выно- сить на воздух. — Я-то к кактусам отношусь ровно, это брат у меня — любитель, и они цве- тут у него в полную силу! Мы иногда паломников разыгрываем, говорим: «Видите, какой у нас микроклимат? Даже кактусы круглый год растут!» Это, в общем-то, правда — действительно растут, только не на улице круглый год... — улыбается владыка. В лаврском саду преобладают многолетние растения — чтобы ухаживать за однолетними, нужно много сил и времени: «В первую очередь надо оберегать их от сорняков. Люди умиляются лютикам, одуванчикам, не понимая, что это злостные сорняки, которые постепенно вытесняют культурные растения. У нас есть цветовод Людмила, она и отвечает за все посадки и за состояние цветов. В основном в саду работают трудники — есть люди, которым нравится помогать выращивать цветы в Лавре. Бывает, кое-кто из братии поможет, к примеру, косить, но от случая к случаю. Вообще, если кто-то рвется помогать, это может боком выйти: городские люди не очень разбираются в цветах, для них лютик и ромашка — прекрасные цветы, они могут скосить то, что посажено, а эти сорняки оставить. Я не осуждаю никого, но, тем не менее, такая проблема есть. С наемными работниками тоже был не очень удачный опыт», — признается владыка Назарий. Иногда территории Лавры благоустраиваются спонтанно: так, на участке около Феодоровской церкви нашлись доброхоты, которые насади- ли цветник безвозмездно — монастырь оплатил только посадочный материал. Когда сирень отцветает, начинают цвести пи- оны. Коллекция пионов в монастыре появилась так: когда началась реконструкция Летнего сада, все старые посадки были уничтожены. Но глав- ный агроном Летнего сада спас и передал мона- стырю коллекцию пионов. В Летнем саду теперь этих сортов нет, а в Лавре есть. Древовидные пионы владыка привез из Ки- ева. Вообще пион — южное растение. Владыка рассказал, что первые пионы в Ленинграде появились до войны в Ботаническом саду, их полно- стью укрывали на зиму. Во время войны следить за ними было некому, пионы приспособились... и стали неукрывными. Теперь они спокойно растут в  Санкт-Петербурге. Владыка Назарий в свое время посадил в мона- стыре белую акацию: «Она дает мед совершенно особого качества — он никогда не засахаривается. Посадил маленькую, выросла, зацвела два года назад». Есть в Лавре и хвойные деревья: это многолет- ники, и зимой они тоже хорошо выглядят. Три ели были посажены уже в пору наместничества владыки, братия их украшает на Рождество. Рас- тут здесь и плодовые деревья — сливы, яблони. Растет кизил из Крыма. Славится лаврский сад и рододендронами: листопадные рододендроны Шлиппенбаха передал монастырю сотрудник Бо- танического сада. Нелистопадные рододендроны тоже хорошо себя чувствуют, растут и радуют глаз своим цветением. Только есть одна тонкость — их надо прикрывать ранней весной, иначе ли- стья у них «загорают», становятся красными, и они перестают цвести. И конечно, какой сад без королевы цветов — розы? — Розы в этом году мы сильно обрезали, — показывает владыка. — Прошлое лето было затяжным, пошел второй рост, древесина не вы- зрела, растения не вошли как следует в зиму — и подмёрзли. Ну и хорошо: мы омолодили практически все кусты. Может, сейчас цвести они будут мень- ше, но зато в дальнейшем хо- рошо сохранятся. В свое время я розы возил из Финляндии, из Голландии. Роза — один из моих любимых цветов. Когда я был настоятелем в Коневском монастыре, мы посадили розы внутри монастырского каре, и братия шутила: «Назарий насадил розарий». Но когда я ушел, всё захирело, а потом на- чались реставрационные рабо- ты, и сейчас там роз нет. Вся эта красота требует рук. Посадить — не штука, дождаться один раз цветения тоже несложно. Но цветы сами по себе расти не будут... то есть будут, конечно: один раз зацвели — и пропали. Чтобы цветы не вывелись, чтобы их не заглушили сорняки, надо работать. Взять хоть те же розы — то их укрой, то их раскрой, то их обрежь... Есть в саду и тюльпаны — самых разнообраз- ных цветов. Спросили по невежеству про черный, но владыка объяснил — чисто черных тюльпанов не бывает, это фантазия Александра Дюма. Но бывают тюльпаны темно-фиолетовые, они вы- глядят практически как черные. Покойный отец Григорий Красноцветов слу- жил в Голландии и всегда привозил нам оттуда тюльпаны. Но у тюльпанов одна особенность: если их на зиму не выкапывать  и не высушивать, то они «убегают» в землю так глубоко, что никог- да больше не найдешь. У нас хорошая коллекция тюльпанов, были ирисы, но в большинстве не со- хранились. Зимы были бесснежные, а ирисы са- жают не глубоко в землю, а чтобы даже корневи- ща были над землей. Поэтому, если нет снега, они вымерзают. У ирисов такое разнообразие окра- ски и формы цветков! Они цветут мало, но сразу за сиренью. Хочется создать непрерывность: по- том розы, потом гортензии, которые могут цвести почти до зимы! Если красота, то круглый год! Татьяна Кириллина ЖИЗНЬ ЛАВРЫ В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры появился новый образ Александра Невского, выполненный из янтаря Александром Михайловичем Крыловым, и им же безвозмездно переданный в дар мо- настырю. На иконе изображен Святой Благоверный Великий князь Александр Невский в великокняжеских одеждах с опущенным в ножнах мечом на фоне Петропавловской крепости. В верхнем левом углу изображена Святая Троица. Автор этой работы - художник-реставратор Александр Крылов, за- служенный художник Российской Федерации, член Союза художников России, член Всемирного совета по янтарю, виртуозный мастер янтар- ных дел, человек, благодаря которому была восстановлена знамени- тая Янтарная комната. С шедеврами художника можно познакомиться в новом петербургском музее, расположенном на втором этаже Го- стиного двора. Сегодня он занимается созданием уникальных худо- жественных произведений, в которых золотистая ископаемая смола гармонично соединяется с металлом, костью, жемчугом, деревом и другими материалами. А. Крылов так говорит об янтаре: «Это камень с фантастическими возможностями. Янтарь может использоваться и в ювелирных издели- ях, и в декоративно-прикладном искусстве, и в оформлении интерье- ра. Материал в плане скульптуры очень живой, он наиболее близок к человеческой коже. Воск - «мертвый», мрамор — холодный. А янтарь живой и теплый, он пропускает через себя свет и сам светится изну- три»..
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  3743
Дата публикации: 13.10.2022
Автор: редакция
Год выпуска: 2021
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 7-8 2021
Тема: Жизнь Лавры
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс