ЖИЗНЬ В БЛАГОЧЕСТИВОЙ РАДОСТИ

English
 
Дата публикации: 25.06.2021
Автор: По материалам научных исследований профессора М.В. Шкаровского
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Жизненный путь
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 


его привязанность к Любови Матфеевне после смерти матери – глубоко религиозной женщи- ны, единственного близкого человека. Жил он на кухне, спал на жесткой скамейке, подложив под голову (по «Добротолюбию») полено. Бывшему офицеру, крепкому, здоровому мужчине, нелегко ему, видимо, давался аскетизм. В 1926 г. постриг его преосвященный Григорий в монахи с именем «Матфей» и рукоположил в иеродиакона. Вечно водил он под руку Любовь Матфеевну, старень- кую, дряхлую, едва-едва ходившую… К Любови Матфеевне меня привела, когда мне было 11 лет, одна женщина из лаврских. Любовь Матфеевна меня полюбила. Подружился со мной и отец Матфей, давший мне краткую характе- ристику с чисто военной прямотой: «Да, ничего. Хороший жиденок». Особенно укрепилась наша дружба с отцом Матфеем после смерти Любови Матфеевны. Целыми часами просиживал я у отца Матфея на кухне. Время в спорах шло быстро. Он был ярый монархист, я же уже тогда поражал его своей левизной. Называл он меня обычно «Толь- ка-футурист»…» Старица-слепица Любовь скончалась в 90-лет- нем возрасте в 1929 г. и действительно была за- хоронена вблизи погребения блаженного. Отец Матфей остался жить в Чернорецком переулке и возглавил общину при часовне Матвея Татомира. По свидетельству архимандрита Иоасафа (Жур- манова), «Челюскин после смерти Л.М. Лимон- штайн, несмотря на закрытие склепа, ухитрялся в часовне бывать и пропускать в склеп особенно ревностных почитателей Матвея». Епископ Ни- колай (Ярушевич) также 16 октября 1931 г. под- твердил на допросе в качестве свидетеля, что о. Матфей служил панихиды и на могиле блажен- ного, и в квартире Любови Михайловны, а дея- тельность иеромонаха якобы «носила несомнен- но политический характер»: «Это была своего рода антисоветская демонстрация, проводимая под прикрытием культа почитателей блаженного Матвея». По словам владыки, в «культе почита- телей» Матвея Татомира «занимал место» и так называемый кружок Зарнекау, по делу которо- го осенью 1930 г. были арестованы и осуждены известные ленинградские протоиереи Михаил Чельцов и Василий Прозоров. Первый раз о. Матфей (Челюскин) был аресто- ван ОГПУ 9 марта 1931 г. по делу «контрреволю- ционной группировки бывших офицеров гвар- дейской артиллерии» в числе двенадцати других обвиняемых в антисоветской агитации. Однако обыск в комнате иеромонаха ничего компроме- тирующего не дал, а сам он на допросе 12 марта заявил: «С мирскими людьми я все порвал». Уже 16 марта было принято постановление о том, что инкриминируемое М. Челюскину обвинение в процессе следствия не подтвердилось, а 6 апре- ля решением Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе дело в отношении о. Матфея и еще троих обвиняемых было прекращено за отсутствием состава пре- ступления, а сами они вскоре освобождены. Од- нако иеромонах оставался на свободе меньше пяти месяцев. 20 августа 1931 г. в газете «Без- божник» появилась подписанная инициалами «Н.В.» погромная статья «Культ «молчальника» Патермуфия в Ленинграде». В ней выливался «ушат грязи» в целом на Лавру. Главный же удар в статье наносился по почитателям захоронений блаженного Матвея, иеросхимонаха Алексия, и особенно – молчальника Патермуфия (два по- следних находились на Тихвинском кладбище Лавры), «нити», от которых якобы тянулись к «монархисту» митрополиту Ленинградскому Се- рафиму (Чичагову). Автор статьи утверждал, что у почитаемых могил осуществляется спекуляция предметами религиозного культа, ведется анти- советская агитация против колхозов, займов, и призывал «прекратить это мошенничество». По- сле таких обвинений репрессии стали предопре- делены. Иеромонах Матфей (Челюскин) и еще два ми- рянина (С.А. Салыкин и М.И. Чиркова) были арестованы 1 сентября 1931 г. – всего лишь через 10 дней после появления статьи-доноса в газете «Безбожник». Отец Матфей подробно расска- зал на допросе о почитании блаженного Матвея Татомира, но своей вины в антисоветской дея- тельности не признал. В качестве вещественных доказательств в деле сохранились уникальные рукописные брошюры «Чудеса Матвея блажен- ного» и «Жизнь Матвея блаженного», фотогра- фия Татомира, тексты его писем из Иерусалима крестной дочери (до сих пор не использованные исследователями), а также групповой снимок 1922-1923 гг. на могиле блаженного, где изобра- жены Л.М. Лимонштайн, М. Челюскин, супруги Бобровы, А.В. Адамович и другие почитатели Матвея Татомира. В качестве свидетелей органы следствия привлекли бывших наместников Алек- сандро-Невской Лавры епископа Николая (Яру- шевича) и архимандрита Иоасафа (Журманова), давшего особенно «убийственные» показания об общине верующих на Тихвинском кладбище. 23 сентября 1931 г. был допрошен и автор ано- нимной статьи в газете «Безбожник» – аспирант Института этнографии Академии Наук, член ВКП(б) с десятилетним стажем Н.Н. Волков. Он назвал кружок почитателей молчальника Патер- муфия «религиозной организацией, занимаю- щейся антисоветской обработкой верующих», в которой велась агитация против колхозов, зай- мов и ликвидации кулачества. После ареста обвиняемых были уничтожены «келия» монаха Патермуфия и надгробия стар- цев на Тихвинском кладбище. Часовня же бла- женного Матвея сохранилась. Из свидетельских показаний архимандрита Иоасафа (Журманова) от 27 сентября 1931 г. видно, что кладбищенская администрация после ареста иеромонаха Матфея лишь заделала входное отверстие в склеп, но на это место кем-то был поставлен мраморный па- нихидный столик. В часовне по-прежнему горели лампады, почитатели ставили свечи и приклады- вались к портрету блаженного, как к святыне. При этом лаврские монахи Герасим (Бекетов), Зосима (Шулдяков) и другие некоторое время дежурили у ворот Никольского кладбища, предупреждая посетителей: «Не ходите на могилу блаженного Матвея – там всех арестовывают». 16 ноября 1931 г. следствие закончилось. Обви- нительное заключение гласило, что обвиняемые: «1. Эксплуатировали верующие массы с целью личной наживы; 2. Могилы «молчальника» Патермуфия и бла- женного Матвея превратили в подпольные сбо- рища разных бывших людей и верующих; 3. Придали этим могилам чудодейственные способности, и вместе с бывшими людьми, из- мышляя «чудеса» и «знамения», среди верующих вели систематическую контрреволюционную агитацию; 4. Отождествляли Соввласть с властью анти- христа и запугивали верующих «страшным су- дом»; 5. Усугубляли религиозные предрассудки ве- рующих масс и настраивали их против всех теку- щих мероприятий Соввласти». В обвинительном заключении отмечалось, что «контрреволюционная агитация» велась на клад- бищах Александро-Невской Лавры, Смоленском и ряде других, но особенно на могилах Матвея Татомира и Патермуфия (т.е. они были наиболее почитаемы и посещаемы верующими северной столицы). 3 декабря 1931 г. Полномочное Представи- тельство ОГПУ в Ленинградском военном окру- ге приговорило всех трех подсудимых к 5 годам лагерей, но 14 декабря более высокая инстанция – Коллегия ОГПУ пересмотрела этот приговор и постановила осудить иеромонаха Матфея (Че- люскина) на 3 года заключения, а С.А. Салыкина и М.И. Чиркову на 3 года высылки в Северный край. Уже 21 декабря 1931 г. их отправили по эта- пу в Архангельск. Отец Матфей отбывал свой срок в Беломоро-Балтийском лагере на строи- тельстве канала. После освобождения иеромонах поселился в Тверской (Калининской) области и там был вновь арестован по групповому церков- ному делу. 17 сентября 1937 г. расстрелян в г. Калинине вместе с бывшим наместником Лавры епископом Григорием (Лебедевым). Часовня-склеп Матвея Татомира сохранилась до настоящего времени, хотя сами мощи блажен- ного в начале 1980-х гг. митрополит Ленинград- ский Антоний (Мельников) сначала поместил в своих покоях, затем они были в 1985 г. перенесе- ны в возрожденную Никольскую кладбищенскую церковь и помещены под престолом. В настоя- щее время мощи Матвея Татомира пребывают в ларце, рядом с алтарем Никольской церкви, но много людей приходит помолиться и к часовне, по-прежнему оставляя записки с просьбами о по- мощи. В Александро-Невской Лавре ведется за- пись чудес, происходящих по молитвам блажен- ного Матвея. По материалам научных исследований профессора М.В. Шкаровского
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  695
Дата публикации: 25.06.2021
Автор: По материалам научных исследований профессора М.В. Шкаровского
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Жизненный путь
Возврат к списку