ЖИЗНЬ В БЛАГОЧЕСТИВОЙ РАДОСТИ

English
 
Дата публикации: 25.06.2021
Автор: По материалам научных исследований профессора М.В. Шкаровского
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Жизненный путь
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. после разрушения традиционного епархиального устройства церковной жизни, закрытия многих популярных у верующих храмов и монастырей (например, в 1923 г. Иоанновского монастыря) и запрещения доступа к их святыням, особую известность в «Северной столице» приобрели чтимые захоронения на кладбищах Александро-Невской Лавры. Наиболее известной среди них стала часовня над могилой блаженного Матвея Татомира на Никольском кладбище обители. И по сей день эта могила самая посещаемая.


Блаженный родился 16 ноября 1848 года в се- мье приходского священника Подольской губер- нии, в 1867 году окончил Каменец-Подольскую Духовную семинарию и в 1871-1876 гг. с переры- вами учился в Санкт-Петербургском универси- тете, но не окончил его. В дальнейшем некоторое время жил в Каменец-Подольске, а затем стал со- вершать паломничества по святым местам, про- жив около трех лет в Иерусалиме. По свидетель- ству лаврского иеромонаха Матфея (Челюскина) «знаменит он был тем, что ездил-паломничал на поклонение святым местам, по российским и па- лестинским». Ширившаяся известность подвижника заста- вила Матвея уйти в затвор в собственной кварти- ре, где он постоянно принимал богомольцев-посе- тителей. Однажды император Николай II посетил блаженного Матвея в затворе, где тот постоянно молился. Из воспоминаний настоятеля церкви во имя Пресвятой Троицы храма «Кулич и Пасха» протоиерея Виктора Голубева: «Моя духовная мать старица Ольга Васильевна (Богданова-Ба- ри) так мне рассказывала о блаженном Матвее Татомире: “Царь Николай посетил его, когда он подвизался в склепе на Лаврском кладбище. “Как холодно-то здесь у тебя!” – воскликнул изумлен- ный Государь. “Я, Ваше Императорское Величе- ство, поклончиками согреваюсь”, - ответил под- вижник. И Царь дал ему квартиру на Ивановской улице в доме № 22”». Однажды совершенно случайно к Матвею за- шла одна женщина, Любовь Матвеевна Лимон- штайн, лютеранка по вероисповеданию, и была потрясена силой веры Татомира и окружающей его благодатью. Беседы Татомира с этой женщи- ной не прошли бесследно, вскоре она принима- ет православную веру, а её крестным отцом стал блаженный Матвей. Старица Любовь около 13 лет была келейни- цей затворника Матвея, помогая ему по хозяй- ству. В своих воспоминаниях она пишет о нём: «Крестный отец мой, благодаря которому я пе- решла из лютеранства в православие, вскоре по окончании университета отправился в Иеру- салим, где пробыл более трёх лет. Человек он был очень богомольный: с ним ходили мы по разным церквам, особенно, когда происходили какие-либо торжественные службы. Небольшая квартирка на Ивановской была часто перепол- нена людьми разного звания. Но чаще всего к нему приходили те, кого посетила какая-нибудь нужда, горе, несчастье. Все уходили от него уте- шённые, с облегчённой душой. Немало он оказы- вал денежной помощи беднякам – платил за них долги. Последние семь лет с ним совершилась перемена: он уже никого не принимал у себя и стал жить в полном «затворе», в комнате – его молельне. Пищу я ему готовила самую суровую: печёный картофель, капусту, грибы, вареного он ничего не ел. Чай пил с небольшим кусочком булки. По временам слышно было, что он уси- ленно молился в своей комнате и клал земные поклоны. Однако всё это он старался сделать тайно, отсылая меня к службе». О своей кончи- не блаженный Матвей знал заранее, и в начале 1904 года сказал Любови Матвеевне: «Я скоро уйду отсюда».
Семь лет прожил Татомир в затворе в своей частной квартире (№18) на Ивановской улице, дом 22. 17 (30) сентября 1904 года, около семи ча- сов утра, когда был готов чай, блаженный Матвей сказал Любови: «Ты пей сама, а я не хочу. Спать не ложись, а произнеси молитву, хотя бы самую коротенькую: “Господи помилуй!”». Выпив свя- той воды, он попросил ещё раз: «Ты не смущай- ся и твори молитву». В 10 часов утра блаженный Матвей тихо предал свою душу Богу. 17 сентября 1904 г. блаженный скончался, его погребение на престижном Никольском кладби- ще и возведение склепа-часовни были совершены на пожертвования ревностных почитателей. После смерти его продолжали почитать как прославленного молитвенника, затворника и рев- нителя Святой Троицы. Могила блаженного по- степенно стала объектом народного поклонения. Согласно некоторым свидетельствам, на этой мо- гиле любил молиться священномученик митро- полит Петроградский и Гдовский Вениамин (Ка- занский). Уже к 1917 г. на надгробие блаженного клали записки с разнообразными просьбами: об исцелении от различных недугов, удачной сдаче экзаменов, получении места службы. Но особое распространение почитание Матвея Татомира получило с середины 1920-х гг., когда при его над- гробной часовне была образована община. Ее соз- дателем стала крестная дочь блаженного старица Любовь Матвеевна Лимонштайн. В дальнейшем Любовь Матвеевна поселилась вблизи Тихвин- ских ворот Лавры в небольшой квартире по адре- су: Чернорецкий пер., д. 4, кв. 15 и ежедневно по- сещала могилу блаженного, ухаживая за ней. В 1922 г. у старицы появился деятельный по- мощник – потомственный дворянин, бывший гвардейский офицер Михаил Николаевич Че- люскин.Под диктовку старицы Челюскин напи- сал две брошюры о жизни и чудесах блаженно- го, переписывал письма к ней Матвея Татомира из Иерусалима и раздавал их верующим. В 1926 г. М.Н. Челюскин был принят в число братии Александро-Невской Лавры, через год намест- ник обители епископ Григорий (Лебедев) пост- риг его в монахи с именем Матфей и рукополо- жил во иеродиакона, а 20 декабря 1930 г. новый наместник Лавры епископ Амвросий (Либин) рукоположил во иеромонаха. Отец Матфей был приписан к Свято-Духовской церкви обители, но ежедневно в 9 часов утра проводил службу в ча- совне Матвея Татомира. Почитание блаженного быстро росло и обеспокоенные городские власти еще в середине 1920-х гг. попытались этому про- тиводействовать репрессивными мерами. В это время верующие старались сохранить и комнату на Ивановской улице, где когда-то жил Матвей Татомир «как святое место», но возглавлявшую это начинание Софью Андреевну Матюшенко арестовали, а комнату опечатали. В 1925 г. был закрыт и свободный доступ к захоронению бла- женного. Сообщая об этом в небольшой заметке, «Красная газета» объясняла причину закрытия «гигиеническими соображениями» и «лихоим- ством» священнослужителей, якобы собиравших плату за вход в часовню. Однако этот запрет уже вскоре практически перестал выполняться. Веру- ющие ставили в склепе свечи, уносили песочек и деревянное масло с могилы, считая его целеб- ным. Существовало поверье, что если посыпать песком порог квартиры, то обысков и арестов не будет. Кроме того, в квартире Л.М. Лимонштайн перед иконой св. Софии, у которой когда-то мо- лился блаженный Матвей, постоянно служились молебны. Почитая икону чудотворной, ее часто носили по домам верующих. Интересные воспоминания о лаврских почи- тателях Матвея Татомира оставил церковный писатель А. Краснов-Левитин: « На Никольском кладбище часовня, на часовне крест с голубком. Могила блаженного Матфея… Наверху икона Божией Матери и аналой с крестом и Евангели- ем, панихидный столик. Иеромонахи здесь слу- жили панихиды. Затем спуск вниз, подземелье. Большой деревянный гроб; туда в щелочку опу- скали записочки с прошениями. А около часов- ни – община. Во главе – Любовь Матфеевна. (Ее заброшенная могилка и сейчас против часовни, без креста и надписи.) Старушка вся в светлом, седая, в белом платье, в белой косынке, со свет- лыми четками в руках… Жила на задах лавры, у Тихвинских ворот. В небольшой ее комнатке, как в часовне, много икон, пахнет ладаном. А на кухне жил мой приятель отец Матфей… Во вре- мя войны – боевой офицер, драгун. Был конту- жен и ранен. После революции пристрастился к лавре, стал близким человеком к Любови Матфе- евне, все свое время проводил в часовне, на мо- гиле блаженного Матфея. Особенно усилилась

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  696
Дата публикации: 25.06.2021
Автор: По материалам научных исследований профессора М.В. Шкаровского
Год выпуска: 2020
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Тема статьи: Жизненный путь
Возврат к списку