Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого. Энциклопедия христианской жизни

English
 
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 
Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сюпору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.



Не вызывает сомнения и отличие между ли- тературой до XVIII века и после него. С петров- ских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носи- ла главным образом христианский воспитатель- ный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма. Один только XVII век дал множество бле- стящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понима- ния роли и места Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий – Самуил Гаврилович Пе- тровский-Ситнянович – родился в Полоцке в 1629 году, предположительно – в купеческой семье. Полоцкий, таким образом, не фамилия, a топонимический псевдоним, прозвище по месту рождения. О ранних годах жизни будущего поэта и просветителя известно немного. Считается, что он получил домашнее образование и в возрасте четырнадцати лет стал слушателем Киево-Моги- лянской коллегии – старейшего православного учебного заведения на Украине. В числе лучших выпускников его направляют в Вильно, где он поступает в иезуитскую академию, чтобы про- должить образование. Однако доучиться ему не удалось, поскольку в 1654 году Польша вступила в войну с Россией. Петровский-Ситнянович воз- вращается в родной город и принимает постриг в православном Богоявленском монастыре, полу- чив имя Симеон. Как один из образованнейших монахов, Симеон Полоцкий назначается препо- давателем православной братской школы. К это- му моменту он уже несколько лет пишет стихи. Переломным в жизни молодого монаха стал 1656 год. Тогда царь Алексей Михайлович во главе своей армии вошел в Полоцк. Тут его ждал радушный прием. Приветствие государя было необычным: Симеон Полоцкий со своими две- надцатью учениками декламировал перед царем хвалебные вирши собственного сочинения. Кра- сочное приветствие запомнилось Алексею Ми- хайловичу, и поэт был приглашен в Москву. В то время власть понимала необходимость некоторых заимствований с Запада и осторожно старалась учиться лучшему, не затрагивая веры и национального уклада, как это случилось в не- далеком будущем. Возникла необходимость в специалистах разного характера, в том числе тре- бовались и преподаватели. Яркая встреча, в кото-
рой проявился стихотворческий и организатор- ский талант Симеона Полоцкого, явилась одной из причин приглашения. В последующие годы Симеон Полоцкий не- однократно посещал Москву, но окончательно перебрался туда только в 1664 году. В столице просветителя ждала головокружительная ка- рьера – через год он, по смерти архимандрита Дионисия, возглавляет Заиконоспасский монас- тырь, где учреждает школу для подготовки по- дьячих Приказа тайных дел. Еще через два года Симеон Полоцкий становится воспитателем цар- ских детей – царевича Алексея, Фёдора – буду- щего царя, и царевны Софьи. В 1679 году им была основана так называемая «верхняя» кремлевская типография. Считается, что Симеон Полоцкий создал первый устав Славяно-греко-латинской академии, по которому статус ее был таким же, как у ведущих европейских университетов. Уви- деть свое детище просветителю было не суждено – он отошел ко Господу в 1680 году. Весь московский период Симеон Полоцкий не переставал писать. Им были созданы тысячи сти- хов, вошедших в большие по объему сборники «Рифмологион», содержавший в основном жан- ры придворно-церемониальной поэзии, и «Вер- тоград многоцветный», посвященный вопросам христианской философии и сфере нравственной проблематики. Обращаясь к царю Фёдору Алек- сеевичу, своему воспитаннику, Симеон Полоц- кий замечал, что роль поэзии недооценена: Мало словенских стих доселе бяше, Поне да явит тыя время ваше. Поэт положил на стихи Псалтырь («Псал- тырь рифмотворная»). Прекрасно понимая зна- чение проповеди, Симеон Полоцкий создал два сборника наставлений: «Обед вечерний» и «Ве- черя душевная». В области формы художествен- ное своеобразие творчества поэта неоспоримо – им создавались стихотворения в форме креста, звезды, лучей. Симеон Полоцкий также явля- ется основоположником русской драматургии: им созданы две комедии для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя. Огромное литературное наследие Симеона Полоцкого обогатило русскую литературу но- выми формами и идеями. Поэт принес в Россию барочную концепцию литературного творче- ства, по которой поэт является переводчиком слов и помыслов Бога. Литературная работа, таким образом, становится духовным подвигом. Важно не только дать читателю «краесогласие», то есть рифму, которая «услаждает…слух и серд- це чести понуждает», но и наставить его на путь истинный, посредством точных сравнений и ярких метафор обратить его от земного к Боже- ственному. Культурно-дидактическая концепция ба- рокко всестороннее раскрывается поэтом в его крупнейшем произведении – «Вертограде мно- гоцветном». Книга эта, самая монументальная в русской поэзии, по форме и содержанию не имеет аналогов в нашем литературном опыте. Непривычными для современного читателя являются и форма – силлабический, ныне со- вершенно забытый, стих, и объем – несколько тысяч стихотворений, и алфавитное располо- жение этих стихотворений, причем каждая тема раскрывается в одном или нескольких стихах, например, «Злоба», «Купецтво», «Наследие» – по одному стихотворению, a «Мудрость», «Зависть», «Любовь» – циклы из 13, 27 и 33 стихотворений соответственно. Алфавитная компоновка произведения весьма важна. Ал- фавит – символ всеобъемлющего целого, и та- кое расположение частей произведения являет собою несомненную отсылку ко Христу как к началу и концу всего сущего. В русской книж- ности с древнейших времен известны азбуч- ные молитвы, примеры учительной литературы («Алфавит о дурных священниках», «Алфавит о хороших священниках», «Алфавит морали» и др.). Сам способ подобного расположения сти- хов сообщает читателю, что «Вертоград много- цветный» есть образ мира, ответ на основные вопросы, волнующие христианина. Алфавит- ный порядок делает произведение понятным и прозрачным, открывая перед нами подлинную энциклопедию христианского бытия. Симеон Полоцкий сам говорит об упорядо- ченности в создании своей работы, которую он лелеял, словно трудолюбивый садовник, ухажи- вающий за садом. Этим он одновременно объяс- няет название книги и вводит русского читателя в общеевропейский барочный дискурс: «Якоже есть обычай цветовертникам искусным всяче- ских цветов и зелий роды же и виды по сподом и лехам сеяти и садити, тако и в моем сем верте многоцветном художественне и по благочинию вся устроишася, ибо по алфавитного славенска- го диалекта сочинению» («Как искусные садов- ники имеют обычай сеять и сажать различные роды и виды цветов и трав в правильном по- рядке по грядкам и рядам, так и в моем много- цветном саду все размещено благочинно и с ху- дожественным вкусом, в порядке славянского алфавита»). Образ сада восходит к библейскому Эдему. Так он становится символом добродетелей, мудрости, высокой духовности, нравственного совершенства души. Бог возделывает сад-мир, словно мудрый садовник. Благодаря Гефсиман- скому саду вводится тема как божественного заступничества, так и страстей. В эпоху средне- вековья на Западе понятия «Эдем мысленный», «вертоград небесный» являлись метафорами Церкви. В русской литературе XI-XVI в. по- добные символы, опиравшиеся на образ сада, встречаются нечасто. Симеон Полоцкий прив-



носит это понятие в нашу литературу вместе с эстетикой барокко. Для него душа каждого че- ловека – сад, возделывать который – призвание каждого добродетельного христианина, в чем ему помогает «ограда» – церковные каноны, ко- торые необходимо соблюдать. Садовник Симеон объединил в своем вертограде многоцветие тем и жанровых форм: проповеди, летописные исто- рии, молитвы, эпитафии, толкования… В стихах «Вертограда» соседствуют примеры из антич- ной и христианской литературы, охват авторов широчайший – богословы, поэты, историки, ге- ографы… При такой внешней разнородности все произведение объединено цельностью авторско- го замысла – воспитать истинного христианина, приблизить человека к постижению Божествен- ной истины, Его замысла. Симеон Полоцкий проповедует христианскую мораль, дает норму отношений к Богу и обществу. Поэт открывает людям свой вертоград, чтобы те просветились и очистились, освободились от пороков, стали добродетельнее и наслаждались познанием, дан- ным в духовном саду. Стремясь создать универсальную энцикло- педию христианской жизни, Симеон Полоцкий охватывает сотни тем. География его стихов чрезвычайно широка – действие развивается на территории от России до Испании, от Индии до Африки. Диахроническая составляющая также весьма вариативна – мы встретимся и с Моисе- ем, и с Александром Македонским, и с апостола- ми, и с Юлием Цезарем, и с современными авто- ру церковными и государственными деятелями. Многообразны и социальные характеристики героев книги – купцы и крестьяне, короли и мо- нахи, епископы и военачальники… «Вертоград многоцветный» раскрывает перед нами строй- ный миропорядок, вертикаль, где внизу твар- ный, земной мир, a наверху – Бог и небесный Иерусалим. К слову сказать, антитеза – одна из основ эстетики барокко, что проявляется и в рас- сматриваемом произведении. Достаточно взгля- нуть на заглавия стихотворений: «Ангел» – «Де- мон», «Небо» – «Земля», «Дева» – «Жена блудная», «Брань» – «Мир- ножитие» и т.д. Идея вертикального миропорядка развернута Симеоном Полоцким как бы в двойной системе координат – в плане повествовательном и в пла- не назидательном. Идейно стихи раскрывают перед нами сначала Божественное, затем цер- ковное, и наконец, человеческое. В основе миропорядка – предвечный и вселю- бящий Бог, единый в Троице



Бог возлюби мир
Дивная любы Богом к людям проявлена, Посла Сына Своего единорожденна, Еже воплотитися, страдати, умрети, Да бы токмо мир Себе примирен имети. Егда же сын соверши, еже подобаше, Посадив Его в десных, Духа ниспослаше Прочая устроити. Оле благодати



Христос

Христос сниде с небесе за различны вины: Перва, да ны верою сотворит Си сыны. Вторая, да Отцу Си содеет ны чада Чрез усыновление, дивна си отрада. Третия, восхоте ны богаты творити, Избавль нищеты, даров облагодатити. Четвертая, да буйства вражия избудем Учением, мудрости Божия набудем. Пятая, да о гресех сущее наказанни, В добродетелех будем Ему преизбранни. Шестая, еже бы нам наследником быти Царствия небеснаго и с Ним вечно жити. О Всещедрый Господи, что тебе воздати Имамы? Будем тебе присно величати.
Дух Святый деет

Параклит Божественный амо же вселится, То светом благодати сердце просветится. Далече греховная тьма его гонзает1, Яко пред светом солнца сень нощы бегает. Ни же празден Святый Дух тамо пребывает, Но к добродетелем всяким наставляет.


Мариа (стих 2) Пресвятая Мариа корабль есть мысленный, Им же гладну миру Хлеб внесеся спасенный. В день зачатия корабль сей сооружися, На море мира пущен в день, во нь же родися. В день Благовещения Хлебом исполненный, Егда от Духа Свята Бог есть воплощенный. В день Рождества Христова корабль испразд- нися, И в дому Хлеба миру Хлеб той предложися. Хлеб, глаголю, животный – Христос наш Спа- ситель, От вечна глада верных людей Избавитель, Ему же честь и слава во вся буди веки, Над аггелы Владыце и над человеки. Десятки стихотворений говорят о жертве Хри- ста и ее значении для человека.

Ниже приводим самое короткое, но, как представляется, наиболее исчерпывающее из них:

Души цена

Хочеши ли своей души цену знати? Христос за ню изволил кровь отдати. Множество стихотворений посвящено небес- ной иерархии, ангелам, апостолам и их деяниям, чудесам, совершаемым Богом, Богородицей и святыми. Последовательное развертывание цикла про- должается в стихах о том, что соединяет земное и небесное – о Церкви и священнослужител


Церковь

Чюствуяй душу си болезновати Да тщится скоро к Церкви притекати, Та бо известна есть мироварница2, Недугов душы всяких врачебница. Благодать через тайны (…) Тайны божественныя, в Церкви сокровище, Да та общее верным будет прибежище, Да в ней чрез тайны воду Бога благодати, Яко чрез водотечи, можем притягати, Да тою, яко здравым врачевством, целимся И в немощех душевных известно твердимся3


Овцы Христовы

 (4) В тысящи овец овча матерь знает И глас посреде гласов разсуждает. Тако верни Церковь должны знати, Гласа слушати, она бо есть мати.


Иерейство

Не кождо знает, что есть иерейство И службы его колико есть действо. Тем же днесь сан сей мало почитают, Иже священных писаний не знают, И в ихже сердцах Бог не пребывает, Но с велиаром4 мамона витает. Есть же велико достоинство зело,

Паче всех мирских, глаголю то смело, Ибо священным Бог изволи дати, Еже плачющим грехи оставляти.


Следует заметить, что Симеон Полоцкий объ- ективен в своей стихотворной проповеди: он не только восхваляет Церковь и клир, но и критику- ет нерадивых священнослужителей, напоминает им об ответственности духовного пастыря перед Господом. Об этом стихи «Бегание из церкве», «Епископство», «Инок мясоядец», «Монах», «Пастырь» и др. От ответственности власти духовной поэт об- ращается к ответственности власти мирской, к роли и месту начальника и подначальных:

Начальник (9,10)

Отец обыче чадом угождати, Немощным сущим пощаду даяти. Тако началник должен есть творити, Во всяцей нужде разсмотритель быти. ….. Без воеводы вся рать смущенна бывает, Кроме кормчия корабль в море погибает. Тако без началника во коемждо5 сане Известная погибель, яко в океане.
Погибель

От главы начинает рыба истлевати, От началных обычай градом погибати, Какови бо в начале сущии бывают, Тако прочии житии весма подражают.

В «Вертограде многоцветном» значительное место отведено описанию явлений живой и не- живой природы. Есть тут и пчела, и слон, и кро- кодил, и осел, железо, магнит, сапфир… Все они выполняют роль знака, образа, направленного на постижение внутренней сущности человека и мира


Магнит Магнитом натренное железо приемлет Силу магнита, иглы железныя вземлет К себе, едину по единой, доколе есть сила, Юже Божия крепость в той камень вложила. Подобнее праведници в мире сем творяют, Данную себе мудрость иным ю подают, Да тою умудршеся, мира отвратятся, Ко Богу же живому сердцем обратятся, И друг друга да ведет в небесну страну, Служащих ради верно Богом сготовану.


Пособие (2) Плиний о слонех то нам поведает, Яко, аще слон во яму впадает, Друзии слони ветви древ вметают, Песок рыюще, во яму всыпают, Да тако яма земли уравнится И впадшии в ону удобь свободится. Оле чюдесе! Во зверех колика Любы!


Как стежок за стежком, следуют стих за сти- хом, и перед нами предстает, подобно изысканно- му полотну, кодекс нравственных предписаний, настоящая энциклопедия православной жизни. Изучение каждого стихотворения как части кон- текстуального единства дает нам наблюдать пе- реход от частного, конкретного смысла стиха к обобщающему символическому значению. Представляется, что нам удалось заинтересо- вать читателя творчеством одного из крупней- ших поэтов допетровского барокко. Нравствен- ные постулаты, сформулированные Симеоном Полоцким, не теряют актуальности и поныне, бо- лее того, православная мораль его стихов в наше неспокойное время способна даровать радость и утешение.


Михаил Шулин
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  1053
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Возврат к списку