ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ

English
Содержание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Георгий Ермолов
Тема: Жизнь Лавры
23 Январь 2023
Юбилейный год в Лавре ознаме- новался еще одним важным событием. Состоялся долго- жданный Междуна- родный культурный проект «Современ- ное изобразитель- ное церковное ис- кусство: вопросы техники и техноло- гии». Идею его осу- ществления давно вынашивал руково- дитель иконопис- но-реставрационной мастерской Лавры Дми- трий Мироненко. Имя этого мастера известно далеко за пределами Петербурга. На его счету высокопрофессиональные работы по росписи храмов России и зарубежья, отмеченные вы- сокими церковными наградами, в том числе почетным знаком святой Татианы в степени «Наставник молодежи», а также участие во многих международных научно-практических конференциях. Нынешний проект у Д. Мироненко не пер- вый. В 2014 г. в Лавре прошел организованный им форум «Современная икона: старые вопросы нового времени». Новая конференция включи- ла в себя дискуссионные площадки с участи- ем искусствоведов, реставраторов, музейных работников, авторитетных специалистов в об- ласти изобразительного искусства, а также ма- стер-классы, вызвавшие живой интерес самой широкой аудитории. Смысл проекта – объеди- нить культурно-теоретические и практические исследования современного изобразительного церковного искусства и традиционные, а также новейшие техники и технологии в области их применения. Авторитет Д. Мироненко позволил собрать специалистов высочайшего уровня: тео- ретиков-искусствоведов, мастеров по византий- ской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотому шитью, каллиграфии, кера- мике, реставрации. Цель проекта определил сам организатор: «Первая и главная задача – извлечь «затвор- ников» из их мастерских для того, чтобы ху- дожники обогатили друг друга секретами, на- работками, поделились опытом. Это собрание профессионалов, происходящее, как правило, раз в десять лет, в течение которых накапливается определенный опыт, требующий взаимообогаще- ния и обмена. Нынешний проект приобрел ста- тус международного, так как к нему с энтузиаз- мом присоединились и зарубежные коллеги. Для всех, кто занимается церковным искусством, это очень важно. То, что делаем мы, многие годы служит во благо Церкви и общества, и у нас нет права делать свою работу непрофессионально, не благоговейно, дабы это не отразилось, подобно болезни, на следующих поколениях наших коллег. Поэтому, если у нас есть серьезные наработки и достижения – ими нужно делиться. Настоя- щее собрание представлено   профессионалами из многих регионов России. Предусмотрены прямые включения по видеосвязи из Италии, Франции,Финляндии. Всего представлено около тридцати участников. Последние два года были достаточно сложны для восприятия накопившихся проблем. Обсто- ятельства, связанные с пандемией и другими социальными аспек- тами начинают нас друг от друга понем- ногу отторгать, мы теряем и професси- ональные контакты, и человеческие. Я до последнего момента сомневался, что наш проект состоится. Окружающая нас зыбкость обстоя- тельств постепенно вырабатывает чув- ство неуверенности в осуществлении заду- манного. Однако твердость владыки Назария и его благословение способствовали успеху нашего общего предприятия. Проект стартовал 5 октября в зале Свято- духовского просветительского центра после совершения молебна перед мощами святого благоверного Великого князя Александра Нев- ского, который отслужили наместник монасты- ря епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Там же освятили и подарок Лавре от иконописного от- деления академии – икону Александра Невского с клеймом «Перенесение мощей из Владимира в Петербург». Святой образ вышел из-под кисти выпускницы Санкт-Петербургской духовной академии с соблюдением всех древних канонов, и с применением натуральных красок. Дана Ма- мацева, выпускница класса В. Т. Ждановой, во время создания образа ориентировалась на древ- ние образцы XVI века и вдохновлялась фреска- ми Сбора Рождества Богородицы в Ферапонто- во. В процессе работы Дана старалась достичь стилистического единообразия и убедитель- ности образа. В ходе разработки и написания клейма «Перенесение мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург» была выполне- на непростая задача совмещения исторической действительности с канонами иконописи. Слева изображен Рождественский собор Владимира — старая русская архитектура, Русь уходящая, а справа – Благовщенская церковь, барочное здание и новая Россия. «Мы пишем на эмульсии с добавлением яйца и вина. То есть, придержива- емся всего древнего. Андреем Рублевым, Диони- сием вдохновляемся», – пояснила Дана.) Д.Г. Мироненко, как преподаватель и «наставник молодежи» иконописного отделения, выступил ре- цензентом, отметив хорошую композицию и рису- нок, изысканные цветовые сочетания, которые вме- сте образуют гармоничную и целостную систему. Подаренный образ, вместе с написанной в Лав- ре иконой «Святой Александр Невский с избран- ными святыми» украсил процедуру открытия конференции. В традиционной образной манере вступитель- ное слово произнес владыка Назарий: «Счастливые обстоятельства способствовали сегодняшнему знаменательному мероприятию, которое определенно не затеряется среди множе- ства других, как уже прошедших, так и предсто- ящих. Тема, ныне заявленная, хотя и не касается непосредственно юбилейного года, но затраги- ваемые вопросы так или иначе неизбежно будут циркулировать вокруг образа благоверного кня- зя. Отсутствие каких-либо документальных изо- бражений Александра Невского предоставляет иконописцам широкое поле возможностей для выражения своих чувств и отношения к образу святого. Иконописец – это тот человек, от кото- рого очень много зависит в будущей судьбе соз- данного им молельного образа. Не будучи про- фессионалом в узкоспециальных технических вопросах иконописи, все же выскажу свое поже- лание. Несмотря на совершенствование техно- логий и методов, важно брать за основу лучшие образцы древности. Современный специалист может научиться технике, определенным прие- мам, наработать навыки, но это еще не дает ему ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ №9-10 (193-194) 15.11.2021 ЖИЗНЬ ЛАВР

права называться иконописцем, потому что им надо быть в своей глубинной духовной сути. Только так можно постичь философский смысл создаваемого образа. Чем больше возраст иконы, тем ближе она к изначальному образу, и любая последующая ин- терпретация отдаляет его от оригинала, поэтому если молодые люди начнут увлекаться поиска- ми индивидуальности, не изучая опыта предше- ственников, то их неизбежно постигнет профес- сиональный крах. Я уже старый человек, и вырос, как и все люди моего поколения, на картинках и фотографиях, но хорошо помню свою первую личную икону. Потом уже наши иконописцы помогали погру- зиться в особый мир иконографии, открывший для меня своего рода обратную перспективу. И тогда, при взгляде на икону, я стал чувствовать погружение в глубину веков, при котором возни- кало ощущение не сужающегося, а открывающе- гося перед тобой горизонта. Хочу пожелать всем участникам вынести для себя максимум полезного из предстоящего ме- роприятия, и напомнить: иконописцев не бывает вне Церкви. Пусть меня простят те, кто работает по-другому, но это мое личное, твердое убежде- ние. Дай вам Бог, чтобы в творческих поисках вы не потеряли себя и, в то же время, чтобы перед созданными вами образами люди могли молить- ся в истинном духе». Первый день работы конференции отмечен чрезвычайной информационной насыщенно- стью, как, впрочем, и все последующие, несмотря на то, что практически все темы выступлений, так или иначе, обращались к образу и личности свя- того благоверного князя. Выступавший вслед за наместником владыка Силуан подчеркнул, что Александро-Невская Лавра – альма-матер ду- ховных школ, а святой князь – небесный покро- витель не только города, но и академии, которая еще до революции носила его имя. Тема доклада академика Нины Кутейнико- вой: «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга». Рассмотрев вопрос совре- менной иконописи, докладчик обратила внима- ние аудитории на богатство иконографии образа святого князя.Доклад директора ГМП «Исаакиевский собор» Юрия Мудрова раскрывал «Феномен историче- ской памяти об Александре Невском в контек- сте исторического наОбраз святого для Исаакиевского собора имеет особое значение – небесному покровителю посвящен левый придел храма. Далее участники прослушали целый ряд ин- тереснейших докладов: научного сотрудника отдела истории русской культуры следия».  Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века»; Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы Зна- мение» («Битва новгородцев с суздальцами») XV в.»; художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский со- бор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии»; главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Домино- ва «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора»; помощника наместника Александро-Не- вской Лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый «старый» облик Свято-Троицкого со- бора Александро-Невской Лавры. Методика ре- конструкции»; руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изго- товлению цельнотканого облачения, посвящен- ного великому благоверному князю Александру Невскому». В продолжение четырех дней проекта в дис- куссиях, круглых столах, обсуждениях приняли участие 29 экспертов мирового уровня. Из-за сложной эпидемиологической обстановки зару- бежные специалисты участвовали дистанционно, по прямой видеосвязи. В рамках проекта прошли 5 блестящих мастер-классов – по энкаустике, сте- нописи, каллиграфии, золочению, цельнояичной темпере. Высочайший уровень организации проекта обеспечивал культурно-просветительский центр «Образ будущего». Компания «Videorepublic» создала не только великолепную видеокартинку происходящего, но и осуществила безупречную многокамерную трансляцию всех мероприятий в Интернете, а также участие иностранных специа- листов и экспертов с синхронным переводом. Благодаря прямым включениям в интернете расширилась и география проекта. Несмотря на разницу часовых поясов, за процессом наблюда- ли зрители Италии, Франции, Болгарии, При- балтики. Австралийцы даже жертвовали часами ночного сна. Прямые эфиры в соцсетях посмо- трело в общей сложности более 27 тыс. человек. Специальная страница в Интернете, созданная компанией «Этерсофт», позволила следить за анонсами и новостями проекта. Вся эта напряженная и высокопрофессиональ- ная работа обеспечила огромное количество бла- годарных отзывов и комментариев. Открытый и развернутый характер проекта показал, что про- странство церковного искусства выходит далеко за рамки своего определения, не только вызывая у людей интерес, но и создавая посыл, пробуждая вдохновение. Участие в работе реставраторов, ху- дожников, музейных работников подчеркивает значимость заявленной темы как неотъемлемой части общего культурного наследия. В заключительном слове Д. Мироненко сказал: « И напоследок я оставляю свое благодарение главному действующему лицу этого события – всем вам, кто сидит в этом зале, всем тем, кто следил за происходящим дистанционно. Мы это чувствовали. Мы постоянно ощущали вашу под- держку и благодарность. И наша память о том, что вам это нужно послужит мощным стимулом для проведения таких мероприятий в дальней- шем. И если Богу угодно, то у наших мастеров бу- дут силы и возможности приехать и сделать в этих стенах то, что они делали и чудотворили в эти дни, несмотря на сложности, которые испы- тывали, поскольку каждый мастер не любит на- блюдателя за синой. А тут мы их вытолкнули на передовую. Это трудно, и часто неблагодарно, но они нашли в себе мужество выйти из затвора, приехать и поделиться своим опытом. Я уверен, что этот опыт будет жить в вас, наших зрителях, и вы будете его совершенствовать, и однажды кто- то из вас, добившись высоких результатов, будет стоять здесь и передавать свой опыт следующим поколениям». В эти дни речь шла о духовных вопросах, хотя и средствами практического искусства. И чув- ствовалось, что каждый в меру своих возмож- ностей пытался раскрывать глубины церковных искусств как некоего симбиоза понятий – прак- тических, технологических, человеческих, нрав- ственных, духовных. И поэтому познавательный уровень прошедшего форума неоспорим, а непре- рывное, незримое присутствие святого благовер- ного великого князя Александра Невского напол- няло каждый этап проекта особым благодатным смыслом. Георгий Ермолов
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  2690
Содержание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Георгий Ермолов
Тема: Жизнь Лавры
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс