|
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Содержание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации: 23.01.2023
Автор: Георгий Ермолов
Тема: Жизнь Лавры
23 Январь 2023
Юбилейный год в Лавре ознаме- новался еще одним важным событием. Состоялся долго- жданный Междуна- родный культурный проект «Современ- ное изобразитель- ное церковное ис- кусство: вопросы техники и техноло- гии». Идею его осу- ществления давно вынашивал руково- дитель иконопис- но-реставрационной мастерской Лавры Дми- трий Мироненко. Имя этого мастера известно далеко за пределами Петербурга. На его счету высокопрофессиональные работы по росписи храмов России и зарубежья, отмеченные вы- сокими церковными наградами, в том числе почетным знаком святой Татианы в степени «Наставник молодежи», а также участие во многих международных научно-практических конференциях. Нынешний проект у Д. Мироненко не пер- вый. В 2014 г. в Лавре прошел организованный им форум «Современная икона: старые вопросы нового времени». Новая конференция включи- ла в себя дискуссионные площадки с участи- ем искусствоведов, реставраторов, музейных работников, авторитетных специалистов в об- ласти изобразительного искусства, а также ма- стер-классы, вызвавшие живой интерес самой широкой аудитории. Смысл проекта – объеди- нить культурно-теоретические и практические исследования современного изобразительного церковного искусства и традиционные, а также новейшие техники и технологии в области их применения. Авторитет Д. Мироненко позволил собрать специалистов высочайшего уровня: тео- ретиков-искусствоведов, мастеров по византий- ской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотому шитью, каллиграфии, кера- мике, реставрации. Цель проекта определил сам организатор: «Первая и главная задача – извлечь «затвор- ников» из их мастерских для того, чтобы ху- дожники обогатили друг друга секретами, на- работками, поделились опытом. Это собрание профессионалов, происходящее, как правило, раз в десять лет, в течение которых накапливается определенный опыт, требующий взаимообогаще- ния и обмена. Нынешний проект приобрел ста- тус международного, так как к нему с энтузиаз- мом присоединились и зарубежные коллеги. Для всех, кто занимается церковным искусством, это очень важно. То, что делаем мы, многие годы служит во благо Церкви и общества, и у нас нет права делать свою работу непрофессионально, не благоговейно, дабы это не отразилось, подобно болезни, на следующих поколениях наших коллег. Поэтому, если у нас есть серьезные наработки и достижения – ими нужно делиться. Настоя- щее собрание представлено | профессионалами из многих регионов России. Предусмотрены прямые включения по видеосвязи из Италии, Франции,Финляндии. Всего представлено около тридцати участников. Последние два года были достаточно сложны для восприятия накопившихся проблем. Обсто- ятельства, связанные с пандемией и другими социальными аспек- тами начинают нас друг от друга понем- ногу отторгать, мы теряем и професси- ональные контакты, и человеческие. Я до последнего момента сомневался, что наш проект состоится. Окружающая нас зыбкость обстоя- тельств постепенно вырабатывает чув- ство неуверенности в осуществлении заду- манного. Однако твердость владыки Назария и его благословение способствовали успеху нашего общего предприятия. Проект стартовал 5 октября в зале Свято- духовского просветительского центра после совершения молебна перед мощами святого благоверного Великого князя Александра Нев- ского, который отслужили наместник монасты- ря епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Там же освятили и подарок Лавре от иконописного от- деления академии – икону Александра Невского с клеймом «Перенесение мощей из Владимира в Петербург». Святой образ вышел из-под кисти выпускницы Санкт-Петербургской духовной академии с соблюдением всех древних канонов, и с применением натуральных красок. Дана Ма- мацева, выпускница класса В. Т. Ждановой, во время создания образа ориентировалась на древ- ние образцы XVI века и вдохновлялась фреска- ми Сбора Рождества Богородицы в Ферапонто- во. В процессе работы Дана старалась достичь стилистического единообразия и убедитель- ности образа. В ходе разработки и написания клейма «Перенесение мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург» была выполне- на непростая задача совмещения исторической действительности с канонами иконописи. Слева изображен Рождественский собор Владимира — старая русская архитектура, Русь уходящая, а справа – Благовщенская церковь, барочное здание и новая Россия. «Мы пишем на эмульсии с добавлением яйца и вина. То есть, придержива- емся всего древнего. Андреем Рублевым, Диони- сием вдохновляемся», – пояснила Дана.) Д.Г. Мироненко, как преподаватель и «наставник молодежи» иконописного отделения, выступил ре- цензентом, отметив хорошую композицию и рису- нок, изысканные цветовые сочетания, которые вме- сте образуют гармоничную и целостную систему. | Подаренный образ, вместе с написанной в Лав- ре иконой «Святой Александр Невский с избран- ными святыми» украсил процедуру открытия конференции. В традиционной образной манере вступитель- ное слово произнес владыка Назарий: «Счастливые обстоятельства способствовали сегодняшнему знаменательному мероприятию, которое определенно не затеряется среди множе- ства других, как уже прошедших, так и предсто- ящих. Тема, ныне заявленная, хотя и не касается непосредственно юбилейного года, но затраги- ваемые вопросы так или иначе неизбежно будут циркулировать вокруг образа благоверного кня- зя. Отсутствие каких-либо документальных изо- бражений Александра Невского предоставляет иконописцам широкое поле возможностей для выражения своих чувств и отношения к образу святого. Иконописец – это тот человек, от кото- рого очень много зависит в будущей судьбе соз- данного им молельного образа. Не будучи про- фессионалом в узкоспециальных технических вопросах иконописи, все же выскажу свое поже- лание. Несмотря на совершенствование техно- логий и методов, важно брать за основу лучшие образцы древности. Современный специалист может научиться технике, определенным прие- мам, наработать навыки, но это еще не дает ему ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ №9-10 (193-194) 15.11.2021 ЖИЗНЬ ЛАВР |
права называться иконописцем, потому что им надо быть в своей глубинной духовной сути. Только так можно постичь философский смысл создаваемого образа. Чем больше возраст иконы, тем ближе она к изначальному образу, и любая последующая ин- терпретация отдаляет его от оригинала, поэтому если молодые люди начнут увлекаться поиска- ми индивидуальности, не изучая опыта предше- ственников, то их неизбежно постигнет профес- сиональный крах. Я уже старый человек, и вырос, как и все люди моего поколения, на картинках и фотографиях, но хорошо помню свою первую личную икону. Потом уже наши иконописцы помогали погру- зиться в особый мир иконографии, открывший для меня своего рода обратную перспективу. И тогда, при взгляде на икону, я стал чувствовать погружение в глубину веков, при котором возни- кало ощущение не сужающегося, а открывающе- гося перед тобой горизонта. Хочу пожелать всем участникам вынести для себя максимум полезного из предстоящего ме- роприятия, и напомнить: иконописцев не бывает вне Церкви. Пусть меня простят те, кто работает по-другому, но это мое личное, твердое убежде- ние. Дай вам Бог, чтобы в творческих поисках вы не потеряли себя и, в то же время, чтобы перед созданными вами образами люди могли молить- ся в истинном духе». Первый день работы конференции отмечен чрезвычайной информационной насыщенно- стью, как, впрочем, и все последующие, несмотря на то, что практически все темы выступлений, так или иначе, обращались к образу и личности свя- того благоверного князя. Выступавший вслед за наместником владыка Силуан подчеркнул, что Александро-Невская Лавра – альма-матер ду- ховных школ, а святой князь – небесный покро- витель не только города, но и академии, которая еще до революции носила его имя. Тема доклада академика Нины Кутейнико- вой: «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга». Рассмотрев вопрос совре- менной иконописи, докладчик обратила внима- ние аудитории на богатство иконографии образа святого князя.Доклад директора ГМП «Исаакиевский собор» Юрия Мудрова раскрывал «Феномен историче- ской памяти об Александре Невском в контек- сте исторического наОбраз святого для Исаакиевского собора имеет особое значение – небесному покровителю посвящен левый придел храма. Далее участники прослушали целый ряд ин- тереснейших докладов: научного сотрудника отдела истории русской культуры следия». | Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века»; Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы Зна- мение» («Битва новгородцев с суздальцами») XV в.»; художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский со- бор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии»; главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Домино- ва «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора»; помощника наместника Александро-Не- вской Лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый «старый» облик Свято-Троицкого со- бора Александро-Невской Лавры. Методика ре- конструкции»; руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изго- товлению цельнотканого облачения, посвящен- ного великому благоверному князю Александру Невскому». В продолжение четырех дней проекта в дис- куссиях, круглых столах, обсуждениях приняли участие 29 экспертов мирового уровня. Из-за сложной эпидемиологической обстановки зару- бежные специалисты участвовали дистанционно, по прямой видеосвязи. В рамках проекта прошли 5 блестящих мастер-классов – по энкаустике, сте- нописи, каллиграфии, золочению, цельнояичной темпере. Высочайший уровень организации проекта обеспечивал культурно-просветительский центр «Образ будущего». Компания «Videorepublic» создала не только великолепную видеокартинку происходящего, но и осуществила безупречную многокамерную трансляцию всех мероприятий в Интернете, а также участие иностранных специа- листов и экспертов с синхронным переводом. Благодаря прямым включениям в интернете расширилась и география проекта. Несмотря на разницу часовых поясов, за процессом наблюда- ли зрители Италии, Франции, Болгарии, При- балтики. Австралийцы даже жертвовали часами ночного сна. Прямые эфиры в соцсетях посмо- трело в общей сложности более 27 тыс. человек. Специальная страница в Интернете, созданная компанией «Этерсофт», позволила следить за анонсами и новостями проекта. Вся эта напряженная и высокопрофессиональ- ная работа обеспечила огромное количество бла- годарных отзывов и комментариев. Открытый и развернутый характер проекта показал, что про- странство церковного искусства выходит далеко за рамки своего определения, не только вызывая у людей интерес, но и создавая посыл, пробуждая вдохновение. Участие в работе реставраторов, ху- дожников, музейных работников подчеркивает значимость заявленной темы как неотъемлемой | части общего культурного наследия. В заключительном слове Д. Мироненко сказал: « И напоследок я оставляю свое благодарение главному действующему лицу этого события – всем вам, кто сидит в этом зале, всем тем, кто следил за происходящим дистанционно. Мы это чувствовали. Мы постоянно ощущали вашу под- держку и благодарность. И наша память о том, что вам это нужно послужит мощным стимулом для проведения таких мероприятий в дальней- шем. И если Богу угодно, то у наших мастеров бу- дут силы и возможности приехать и сделать в этих стенах то, что они делали и чудотворили в эти дни, несмотря на сложности, которые испы- тывали, поскольку каждый мастер не любит на- блюдателя за синой. А тут мы их вытолкнули на передовую. Это трудно, и часто неблагодарно, но они нашли в себе мужество выйти из затвора, приехать и поделиться своим опытом. Я уверен, что этот опыт будет жить в вас, наших зрителях, и вы будете его совершенствовать, и однажды кто- то из вас, добившись высоких результатов, будет стоять здесь и передавать свой опыт следующим поколениям». В эти дни речь шла о духовных вопросах, хотя и средствами практического искусства. И чув- ствовалось, что каждый в меру своих возмож- ностей пытался раскрывать глубины церковных искусств как некоего симбиоза понятий – прак- тических, технологических, человеческих, нрав- ственных, духовных. И поэтому познавательный уровень прошедшего форума неоспорим, а непре- рывное, незримое присутствие святого благовер- ного великого князя Александра Невского напол- няло каждый этап проекта особым благодатным смыслом. Георгий Ермолов |
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |
1
|
След. | Конец
| По стр.
Количество показов :
1142
Содержание:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ
Дата публикации:
23.01.2023
Автор:
Георгий Ермолов
Тема:
Жизнь Лавры
Возврат к списку
Нам Важно ваше мнение ФОРУМ
| |