Юбилейный год в Лавре ознаме- новался еще одним важным событием. Состоялся долго- жданный Междуна- родный культурный проект «Современ- ное изобразитель- ное церковное ис- кусство: вопросы техники и техноло- гии». Идею его осу- ществления давно вынашивал руково- дитель иконопис- но-реставрационной мастерской Лавры Дми- трий Мироненко. Имя этого мастера известно далеко за пределами Петербурга. На его счету высокопрофессиональные работы по росписи храмов России и зарубежья, отмеченные вы- сокими церковными наградами, в том числе почетным знаком святой Татианы в степени «Наставник молодежи», а также участие во многих международных научно-практических конференциях. Нынешний проект у Д. Мироненко не пер- вый. В 2014 г. в Лавре прошел организованный им форум «Современная икона: старые вопросы нового времени». Новая конференция включи- ла в себя дискуссионные площадки с участи- ем искусствоведов, реставраторов, музейных работников, авторитетных специалистов в об- ласти изобразительного искусства, а также ма- стер-классы, вызвавшие живой интерес самой широкой аудитории. Смысл проекта – объеди- нить культурно-теоретические и практические исследования современного изобразительного церковного искусства и традиционные, а также новейшие техники и технологии в области их применения. Авторитет Д. Мироненко позволил собрать специалистов высочайшего уровня: тео- ретиков-искусствоведов, мастеров по византий- ской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотому шитью, каллиграфии, кера- мике, реставрации. Цель проекта определил сам организатор: «Первая и главная задача – извлечь «затвор- ников» из их мастерских для того, чтобы ху- дожники обогатили друг друга секретами, на- работками, поделились опытом. Это собрание профессионалов, происходящее, как правило, раз в десять лет, в течение которых накапливается определенный опыт, требующий взаимообогаще- ния и обмена. Нынешний проект приобрел ста- тус международного, так как к нему с энтузиаз- мом присоединились и зарубежные коллеги. Для всех, кто занимается церковным искусством, это очень важно. То, что делаем мы, многие годы служит во благо Церкви и общества, и у нас нет права делать свою работу непрофессионально, не благоговейно, дабы это не отразилось, подобно болезни, на следующих поколениях наших коллег. Поэтому, если у нас есть серьезные наработки и достижения – ими нужно делиться. Настоя- щее собрание представлено | профессионалами из многих регионов России. Предусмотрены прямые включения по видеосвязи из Италии, Франции,Финляндии. Всего представлено около тридцати участников. Последние два года были достаточно сложны для восприятия накопившихся проблем. Обсто- ятельства, связанные с пандемией и другими социальными аспек- тами начинают нас друг от друга понем- ногу отторгать, мы теряем и професси- ональные контакты, и человеческие. Я до последнего момента сомневался, что наш проект состоится. Окружающая нас зыбкость обстоя- тельств постепенно вырабатывает чув- ство неуверенности в осуществлении заду- манного. Однако твердость владыки Назария и его благословение способствовали успеху нашего общего предприятия. Проект стартовал 5 октября в зале Свято- духовского просветительского центра после совершения молебна перед мощами святого благоверного Великого князя Александра Нев- ского, который отслужили наместник монасты- ря епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Там же освятили и подарок Лавре от иконописного от- деления академии – икону Александра Невского с клеймом «Перенесение мощей из Владимира в Петербург». Святой образ вышел из-под кисти выпускницы Санкт-Петербургской духовной академии с соблюдением всех древних канонов, и с применением натуральных красок. Дана Ма- мацева, выпускница класса В. Т. Ждановой, во время создания образа ориентировалась на древ- ние образцы XVI века и вдохновлялась фреска- ми Сбора Рождества Богородицы в Ферапонто- во. В процессе работы Дана старалась достичь стилистического единообразия и убедитель- ности образа. В ходе разработки и написания клейма «Перенесение мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург» была выполне- на непростая задача совмещения исторической действительности с канонами иконописи. Слева изображен Рождественский собор Владимира — старая русская архитектура, Русь уходящая, а справа – Благовщенская церковь, барочное здание и новая Россия. «Мы пишем на эмульсии с добавлением яйца и вина. То есть, придержива- емся всего древнего. Андреем Рублевым, Диони- сием вдохновляемся», – пояснила Дана.) Д.Г. Мироненко, как преподаватель и «наставник молодежи» иконописного отделения, выступил ре- цензентом, отметив хорошую композицию и рису- нок, изысканные цветовые сочетания, которые вме- сте образуют гармоничную и целостную систему. | Подаренный образ, вместе с написанной в Лав- ре иконой «Святой Александр Невский с избран- ными святыми» украсил процедуру открытия конференции. В традиционной образной манере вступитель- ное слово произнес владыка Назарий: «Счастливые обстоятельства способствовали сегодняшнему знаменательному мероприятию, которое определенно не затеряется среди множе- ства других, как уже прошедших, так и предсто- ящих. Тема, ныне заявленная, хотя и не касается непосредственно юбилейного года, но затраги- ваемые вопросы так или иначе неизбежно будут циркулировать вокруг образа благоверного кня- зя. Отсутствие каких-либо документальных изо- бражений Александра Невского предоставляет иконописцам широкое поле возможностей для выражения своих чувств и отношения к образу святого. Иконописец – это тот человек, от кото- рого очень много зависит в будущей судьбе соз- данного им молельного образа. Не будучи про- фессионалом в узкоспециальных технических вопросах иконописи, все же выскажу свое поже- лание. Несмотря на совершенствование техно- логий и методов, важно брать за основу лучшие образцы древности. Современный специалист может научиться технике, определенным прие- мам, наработать навыки, но это еще не дает ему ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНОГО ПРИЗВАНИЯ №9-10 (193-194) 15.11.2021 ЖИЗНЬ ЛАВР |