Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого. Энциклопедия христианской жизни

English
 
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сюпору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.



Не вызывает сомнения и отличие между ли- тературой до XVIII века и после него. С петров- ских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носи- ла главным образом христианский воспитатель- ный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма. Один только XVII век дал множество бле- стящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понима- ния роли и места Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий – Самуил Гаврилович Пе- тровский-Ситнянович – родился в Полоцке в 1629 году, предположительно – в купеческой семье. Полоцкий, таким образом, не фамилия, a топонимический псевдоним, прозвище по месту рождения. О ранних годах жизни будущего поэта и просветителя известно немного. Считается, что он получил домашнее образование и в возрасте четырнадцати лет стал слушателем Киево-Моги- лянской коллегии – старейшего православного учебного заведения на Украине. В числе лучших выпускников его направляют в Вильно, где он поступает в иезуитскую академию, чтобы про- должить образование. Однако доучиться ему не удалось, поскольку в 1654 году Польша вступила в войну с Россией. Петровский-Ситнянович воз- вращается в родной город и принимает постриг в православном Богоявленском монастыре, полу- чив имя Симеон. Как один из образованнейших монахов, Симеон Полоцкий назначается препо- давателем православной братской школы. К это- му моменту он уже несколько лет пишет стихи. Переломным в жизни молодого монаха стал 1656 год. Тогда царь Алексей Михайлович во главе своей армии вошел в Полоцк. Тут его ждал радушный прием. Приветствие государя было необычным: Симеон Полоцкий со своими две- надцатью учениками декламировал перед царем хвалебные вирши собственного сочинения. Кра- сочное приветствие запомнилось Алексею Ми- хайловичу, и поэт был приглашен в Москву. В то время власть понимала необходимость некоторых заимствований с Запада и осторожно старалась учиться лучшему, не затрагивая веры и национального уклада, как это случилось в не- далеком будущем. Возникла необходимость в специалистах разного характера, в том числе тре- бовались и преподаватели. Яркая встреча, в кото-
рой проявился стихотворческий и организатор- ский талант Симеона Полоцкого, явилась одной из причин приглашения. В последующие годы Симеон Полоцкий не- однократно посещал Москву, но окончательно перебрался туда только в 1664 году. В столице просветителя ждала головокружительная ка- рьера – через год он, по смерти архимандрита Дионисия, возглавляет Заиконоспасский монас- тырь, где учреждает школу для подготовки по- дьячих Приказа тайных дел. Еще через два года Симеон Полоцкий становится воспитателем цар- ских детей – царевича Алексея, Фёдора – буду- щего царя, и царевны Софьи. В 1679 году им была основана так называемая «верхняя» кремлевская типография. Считается, что Симеон Полоцкий создал первый устав Славяно-греко-латинской академии, по которому статус ее был таким же, как у ведущих европейских университетов. Уви- деть свое детище просветителю было не суждено – он отошел ко Господу в 1680 году. Весь московский период Симеон Полоцкий не переставал писать. Им были созданы тысячи сти- хов, вошедших в большие по объему сборники «Рифмологион», содержавший в основном жан- ры придворно-церемониальной поэзии, и «Вер- тоград многоцветный», посвященный вопросам христианской философии и сфере нравственной проблематики. Обращаясь к царю Фёдору Алек- сеевичу, своему воспитаннику, Симеон Полоц- кий замечал, что роль поэзии недооценена: Мало словенских стих доселе бяше, Поне да явит тыя время ваше. Поэт положил на стихи Псалтырь («Псал- тырь рифмотворная»). Прекрасно понимая зна- чение проповеди, Симеон Полоцкий создал два сборника наставлений: «Обед вечерний» и «Ве- черя душевная». В области формы художествен- ное своеобразие творчества поэта неоспоримо – им создавались стихотворения в форме креста, звезды, лучей. Симеон Полоцкий также явля- ется основоположником русской драматургии: им созданы две комедии для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя. Огромное литературное наследие Симеона Полоцкого обогатило русскую литературу но- выми формами и идеями. Поэт принес в Россию барочную концепцию литературного творче- ства, по которой поэт является переводчиком слов и помыслов Бога. Литературная работа, таким образом, становится духовным подвигом. Важно не только дать читателю «краесогласие», то есть рифму, которая «услаждает…слух и серд- це чести понуждает», но и наставить его на путь истинный, посредством точных сравнений и ярких метафор обратить его от земного к Боже- ственному. Культурно-дидактическая концепция ба- рокко всестороннее раскрывается поэтом в его крупнейшем произведении – «Вертограде мно- гоцветном». Книга эта, самая монументальная в русской поэзии, по форме и содержанию не имеет аналогов в нашем литературном опыте. Непривычными для современного читателя являются и форма – силлабический, ныне со- вершенно забытый, стих, и объем – несколько тысяч стихотворений, и алфавитное располо- жение этих стихотворений, причем каждая тема раскрывается в одном или нескольких стихах, например, «Злоба», «Купецтво», «Наследие» – по одному стихотворению, a «Мудрость», «Зависть», «Любовь» – циклы из 13, 27 и 33 стихотворений соответственно. Алфавитная компоновка произведения весьма важна. Ал- фавит – символ всеобъемлющего целого, и та- кое расположение частей произведения являет собою несомненную отсылку ко Христу как к началу и концу всего сущего. В русской книж- ности с древнейших времен известны азбуч- ные молитвы, примеры учительной литературы («Алфавит о дурных священниках», «Алфавит о хороших священниках», «Алфавит морали» и др.). Сам способ подобного расположения сти- хов сообщает читателю, что «Вертоград много- цветный» есть образ мира, ответ на основные вопросы, волнующие христианина. Алфавит- ный порядок делает произведение понятным и прозрачным, открывая перед нами подлинную энциклопедию христианского бытия. Симеон Полоцкий сам говорит об упорядо- ченности в создании своей работы, которую он лелеял, словно трудолюбивый садовник, ухажи- вающий за садом. Этим он одновременно объяс- няет название книги и вводит русского читателя в общеевропейский барочный дискурс: «Якоже есть обычай цветовертникам искусным всяче- ских цветов и зелий роды же и виды по сподом и лехам сеяти и садити, тако и в моем сем верте многоцветном художественне и по благочинию вся устроишася, ибо по алфавитного славенска- го диалекта сочинению» («Как искусные садов- ники имеют обычай сеять и сажать различные роды и виды цветов и трав в правильном по- рядке по грядкам и рядам, так и в моем много- цветном саду все размещено благочинно и с ху- дожественным вкусом, в порядке славянского алфавита»). Образ сада восходит к библейскому Эдему. Так он становится символом добродетелей, мудрости, высокой духовности, нравственного совершенства души. Бог возделывает сад-мир, словно мудрый садовник. Благодаря Гефсиман- скому саду вводится тема как божественного заступничества, так и страстей. В эпоху средне- вековья на Западе понятия «Эдем мысленный», «вертоград небесный» являлись метафорами Церкви. В русской литературе XI-XVI в. по- добные символы, опиравшиеся на образ сада, встречаются нечасто. Симеон Полоцкий прив-


1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  1055
Дата публикации: 24.06.2021
Автор: Михаил Шулин
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № № 5-6 (179-180) 2020.
Возврат к списку