Принц, Герой, Мученик

English
Дата публикации: 31.03.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №7-8 2018 г.
Тема: Страницы Истории
31 Март 2019


Памяти Константина Константиновича (младшего), капитана Измайловского полка посвящается.

Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку, Спи, мой сынок ненаглядный,
В теплом своем уголку!

 В тихом безмолвии ночи С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи Кротко следят за тобой.

Сколько участья во взоре Этих печальных очей! Словно им ведомо горе Будущей жизни твоей.

Спи же! Еще не настали Годы смятений и бурь! Спи же, не зная печали, Глазки, малютка, зажмурь!..


Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой... Спи же беспечно и сладко,
Спи, мой сынок, дорогой!


Стихи, написанные Великим Князем К.К. Романовым (старшим) своему новорожденному сыну - Иоанну Романову, будущему Алапаевскому мученику


Восстанавливая историю Лейб-гвардии Измайловского полка и его прославленного Свя- то-Троицкого собора, мы не вправе обойти стороной страшную дату столетия убийства членов царской семьи – Алапаевских мучеников. В их числе был капитан Измайловского полка, князь императорской крови Константин Константинович (младший), правнук Николая I (бывшего сперва командиром, а при восхождении на трон – шефом полка, построивший для своих солдат Свято-Троицкий собор), сын Константина Кон- стантиновича Романова (старшего), командира Первой (Императорской) роты, создателя знаменитого «Измайловского досуга», известного поэта, публиковавшегося под псевдонимом «К.Р.».

Он родился незадолго до Рождества 1890 года. Получил отличнейшее образование и воспитание. В 1910 году окончил Пажеский корпус, откуда был выпущен в Лейб-гвардии Измайловский полк. В 1911 году назначен флигель-адъютантом к Николаю II. В Измайловском полку пользовался огромной популярностью (и это не преувеличение ради красного словца: солдаты и офицеры отзывались о нем весьма положительно. Воспитанный отцом в строгости, простоте и благочестии, он отличался большой скромностью, полным отсутствием тщеславия, а на фронтах войны, напротив, показывал исключительное мужество и стойкость) .

Лучше всего о его подвигах говорят его награды: ордена: «Св. Андрея Первозванного», «Св. Александра Невского, «Белого Орла», «Св. Анны I степени и IV степени с надписью «За храбрость», «Св. Станислава I степени», «Св. Георгия IV степени», «Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом», «За Военные заслуги» (Бол- гария), 1 июля 1915 года за боевые отличия про- изведен в штабс-капитаны (со старшинством с 4 февраля 1915 г.). А 14 февраля 1916 года награжден Георгиевским оружием, о чем в представлении указано: «…будучи командующим Имени
Его Императорского Величества ротою, в боях с 5 по 13 июля 1915 года выказал выдающиеся распорядительность и храбрость, способствовал тем самым успешному достижению задач. В бою пятого июля, под г. Красноставом, командуя ротою резерва, попавшего под сильнейший обстрел тяжелой артиллерии, своим личным влиянием быстро восстановил порядок и искусно вывел роту из сферы поражения, не выходя из указанного по задаче района действия».

После революции был арестован Временным правительством и выслан в Алапаевск. В ночь на 18 июля 1918 года вместе с другими членами императорской семьи был зверски убит и сброшен в заброшенную шахту (его, вместе с братьями Иоанном и Игорем оглушили обухом топора и столкнули вниз еще живыми).

 Константин Константинович не был женат и потому не оставил потомства…

Это – факты общеизвестные. А теперь перейдем к менее известным, но весьма важным деталям той страшной истории.

Увы, очень немногие слышали про человека, чье участие в истории Алапаевских мученников заслуживало бы воообще отдельной статьи или даже книги. Наиболее известен он в Перми, так как является уроженцем именно этого края. Знакомьтесь: настоятель Серафимо- Алексеевского скита Белогородского монастыря игумен Серафим (в миру – Георгий Михайлович Кузнецов). К несчастью, о начальных годах его судьбы известно крайне мало. Родился он 3 августа, то ли 1873, то ли 1877 года в купеческой семье города Чердынь Пермской губернии. Вместо брата пошел отбывать воинскую повинность (была в те годы такая возможность). По неподтвержденным данным был ранен, и в 24 года стал на путь иночества. Исполнял обязанности курьера и писца, затем заведующего канцелярией при Белгородском Свято-Николаевском монастыре. В 1903 году принял постриг с именем Серафим, а в 1905 году был рукоположен в иеромонахи.

Он обладал немалым литературным талантом, и вскоре его проповеди и публицистика стали известны даже в царской семье (особой популярностью пользовалась статья «Призыв к укреплению Веры Царя и Отечества»).

 Так же отец Серафим был инициатором создания (а в некоторых случаях и возрождения) нескольких пустыней и монастырей. Про его дела можно говорить долго – это был очень трудолюбивый и энергичный человек, но из-за формата статьи придется переходить непосредственно к той части его жизни, которая касается Алапаевских мученников. В 1909 году отец Серафим впервые был представлен Великой княгине Елизавете Фёдоровне, и, судя по последовавшим событиям произвел на нее благоприятное впечатление (он считался одним из лучших знатоков монашеских уставов). Во время празднования 300-летия Дома Романовых он вновь встречается с Елизаветой Фёдоровной. А уже в первой половине 1914 года Елизавета Фёдоровна сама совершает паломничество по монастырям и храмам Пермской губернии, неоднократно встречаясь с игуменом Серафимом ставшим к тому времени, одним из ее духовников.

В годы Первой Мировой войны отец Се-


рафим отправился на фронт, окормлять Гвардейский корпус, в который входил и Измайловский полк.

Из действующей армии он писал епископу Андронику: «Возвращаясь из Петрограда в действующую армию, я заезжал в ставку и виделся с протопросвитером. Как я уже писал, по воле начальства меня пока прикомандировали к штабу гвардейского корпуса… Теперь я здесь как бы свой человек, а потому буду иметь возможность детально изучить ход боевой жизни, и не одного полка, как полковой священник, а как корпусный – всего корпуса, в котором имеются все виды оружия. Видимо, все так устраивает Сам Господь Бог. Я бесконечно рад и благодарю Господа Бога, что Он дал мне возможность немного потрудиться в этом великом деле народного духовного возрождения и спасения Отечества от коварного врага…»

Позже, в воспоминаниях «Мученики Хри- стианского Долга» (настоятельно рекомендую всем воспоминания этого очевидца!) он писал 


о Константине Романове-младшем так: «Он был весьма скромным офицером Лейб-гвардии Измайловского полка, любимый офицерами и солдатами, вместе с сим был храбрым воином, отличившимся в минувшую войну. Мне лично приходилось видеть его в окопах среди солдат во время опасности для жизни».

 Дважды отец Серафим приезжал с фронта на побывку в Петроград, встречался с Елизаветой Фёдоровной, служил и проповедовал в отстроен- ной ею Марфо-Мариинской обители. Говорят, что отец Серафим, во время последней встречи предлагал княгине укрыться от большевиков у него, в одном из скитов, но Елизавета Федоровна ответила так же, как отвечала на предложение эмигрировать: «Я никому ничего плохого не делала – чего мне бояться?», и лишь попросила в случае беды похоронить ее по-христиански… Эта просьба была исполнена отцом Серафимом с усилиями настолько титаническими, что иначе как героизмом и подвигом сделанное им назвать нельзя.

Божим промыслом, после убийства Ала- паевских мученников, отец Серафим, вместе с эвакуированной братией монастыря оказался в Алапаевске. Именно ему суждено было присут- ствовать при извлечении тел и последующем рас- следовании. И более того: именно ему пришлось принять на себя подвиг перевозки тел сперва в Пекин, а потом в Святую Землю. Как жаль, что формат статьи не позволяет более подробно рассказать об этом страшном, но удивительном в своем христианском долге подвиге. Наравне с воспоминаниями отца Серафима, я бы реко- мендовал к прочтению подробный очерк Сергея Фомина «Алапаевские мученники. Убиты и за- быты», где понятно и детально описываются эти события. Вот только краткие отрывки воспоми- наний о том «путишествии» о. Серафима из его воспоминаний: «От Алапаевска до Тюмени я ехал один в вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, а предьяв-
лять полномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим, где была Ставка Главнокоман- дующего, то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославвил Бога, и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на поругание нечестивых…». На станции Хайлар (по пути в Харбин) отец Серафим едва не попал в руки большевиков. Вот что он пишет: «…вскрыли гроб Иоанна Константиновича и хотели над всеми совершить надругание. Но мне удалось быстро попросить китайского командующего войсками, который немедленно послал свои войска, которые отобрали вагон в тот самый момент, когда они вскрывали гроб. С этого момента я с гробами находился под охраной китайских и японских военных властей, которые отнеслись весьма сочуственно, охраняли меня на месте и во время пути…» Но и в Харбине, и в Пекине ему предстояло пережить еще немало бедствий и нищеты… В ноябре 1920 года, при помощи сестры Елизаветы Фёдоровны принцессы Виктории Баттенбергской (и по собственному завещанию княгине) ее остатки были перевезены отцом Серафимом в Святую Землю и захоронены со всеми почестями в церкви Равноапостальной Марии Магдалины в Гефсимании. (Интересный факт: закладку храма Марии Магдалины осуществлял убитый револю- ционерами муж Елизаветы Федоровны – великий князь Сергей Александрович, председатель Российского Палестинского общества). Бывший военный священник Гвардейской дивизии отец Серафим сделал все возможное и невозможное и для своей духовной дочери и для своих бывших подопечных – русских офицеров и Великих князей… Ему предстояло испытать еще много невзгод, ибо он остался верен Московской Патриархии, а потому Русская православная церковь за границей ему не помогала (его приютили у себя греки из Иерусалимского Патриархата, предоставив место для проживания в своем монастыре): Но все же он продолжал свое служение и оставил удивительные свидетельства о тех далеких событиях. Игумен Серафим отошел ко Господу 7 мар- та 1959 года и похоронен на Елионской горе, где его могила сохранилась до наших дней.

С телами великих князей все сложилось не так счастливо. Отец Серафим участвовал в обустройстве их усыпальницы в Пекине, и уезжая, сдал ее под наблюдение начальнику миссии епископу Инокентию, вместе с ключами, при этом лично попросив китайского президента позаботиться о склепе, на что получил его согласие. В 1938 году, в связи с угрозой окупации Японией Китая, тела великих князей были перевезены в склеп при храме во имя Всех Святых, а позже, когда Китай стал коммунистическим, Архиепи- скоп Пекинский и Китайский Виктор принял решение спрятать гробы с телами князей, ввиду возможности прихода советских войск. Могилы поместили под приделом Симона Зилота в церкви Всех Святых. Могилу покрыли каменными плитами, зацементировали и сверху положили искуственные плиты, которыми был выложен весь пол храма, еще раз скрепив цементом. Внешних признаков могилы постороннему человеку увидеть было невозможно. (На гробах великих князей были медные таблички с их именами). Все работы проводились ночью. Погребение совершали архи- мандрит Гавриил и иеромонах Николай (работы по захоронению осуществляли нанятые для этого китайцы). В 1954 году храм был закрыт, а сам участок земли отошел советскому посольству. В 1957 году из храмов большевики устроили гаражи, гостинницу, консульский отдел и прочие «подсобные помещения» посольства. Утварь, оставшиеся иконы и богатейшую библиотеку – уничтожили.

8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала великих князей.

Где находятся могилы Алапаевских мученников - не известно до сих пор. Официально они считаются утраченными.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  6987
Дата публикации: 31.03.2019
Автор: Дмитрий Леонтьев
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №7-8 2018 г.
Тема: Страницы Истории
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс