«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»

English
Дата публикации: 21.12.2018
Автор: Беседовала Ольга Акимова
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №7-8 2018 г.
Тема: Жизнь Лавры
21 Декабрь 2018
В середине лета в Лавре появилась община прихожан. О том, что это за объединение, почему оно создано мы побеседовали с протодиаконом Иоанном.

- Чей посыл создать такую общину был первым?

- Курирует ее по благословению наместника Лавры, епископа Кронштадтского Назария наш казначей иеромонах Иннокентий. И он же был первым «идейным вдохновителем», его это заинтересовало. Может быть, он по-другому видел дело, но то, как сейчас все получилось всех устраивает. Надо понимать, что это не дело одного человека, а дело братское, которое многие поддержали, и потому оно пошло так хорошо.

Само понятие «приход» или «община» означает, что люди вместе общаются, и это общение проходит помимо литургической деятельности. Венец общения — совместная Литургия. Но кроме этого надо, чтобы люди знали друг друга, беседовали, улыбались друг другу, чтобы знали по именам, были в курсе каких-то событий из жизни, чтобы была взаимопомощь: кому-то нуж- на материальная помощь, кому-то просто поддержка.

 Лавра — громаднейший организм. И, конечно, главное для монастыря — Литургия, богослужение. Монашество отделено от мирян. Это видно очень хорошо, к примеру, после воскресной Литургии: монахи становятся и совершают чин Панагии, идут рядами в трапезную, потому что продолжение Литургии — это «агапэ», братия с песнопениями идет трапезничать, а мирян туда уже не пускают. И получается, что у братии есть такое общение, а у мирян - нет. Этим вопросом задались некоторые из братии: как сделать так, чтобы приход оформился, чтобы люди друг друга знали. Подумали о том, кого соединять, потому что людей много и кому-то это полезно, а кому-то неполезно. И решили создать такую общину, где неформально могли бы общаться те, кто помогают, приходят в Лавру не просто — пришел-ушел, а — пришел, остался, помыл пол, чем-то помог. Таких людей в Лавре очень много. Когда возникло такое предложение, то все от- кликнулись, потому что это интересно. И была еще идея, чтобы существовали взаимопомощь и взаимовыручка, потому что бывает такое, что человек приходит в Лавру, помогает, его все знают, а потом он пропадает куда-то, не приходит. Может быть, он заболел или у него какие-то душевные проблемы, или что-то случилось, но мы ничего не знаем. А когда мы общаемся с ним постоянно, то время необщения уже напрягает, и мы звоним и спрашиваем: почему ты в воскресенье не был на своем месте, например.

 Идея наша осуществилась общими усилиями. Взяли благословение у владыки наместника, он тоже показал и очертил свое видение.

Как это все выглядит? В воскресенье после братской трапезы некоторые из братии идут к мирянам, которые в помещении Духовно-просветительского центра накрывают столы за свой счет (чай, пирожки), чтобы подкрепить силы после службы. Миряне готовятся к общению. Есть ведущие, есть выступающие. У нас были и богословские выступления: отец Филарет рассказывал о своей работе-диссертации, отец Димитрий рассказывал про воскресную школу. Получается интересно: вначале кто-нибудь из братии рассказывает о своей жизни, о своем опыте, а потом уже о деле своей жизни. И это получается очень живо, люди узнают братию. И идет еще общение между собой. В первые две встречи люди просто рассказывали о себе, знакомились. Многие вначале смущались: как это я буду рассказывать о себе, а потом, когда начинали рассказывать, то их было уже не остановить. Недавно мы собирались четвертый раз. Решили для начала попробовать через воскресенье. Но уже с сентября начнем встречаться каждое воскресенье.

И уже оформилось не просто желание посидеть, а пообщаться в активном деле. На четвертое занятие решили поехать на экскурсию в Кронштадтский собор, где мы служили Литургию. Были в квартире святого Иоанна Кронштадтского, да и сам Кронштадт – очень интересное место. Была экскурсия, было общение со священником. И, конечно, всем очень понравилось, потому что это общее дело, когда люди не только совместно в храме убирают, общаются за чаем, но и путешествуют. Многие уже подружились, созваниваются и не чувствуют себя одинокими. Если человек заболел, то понимает, что позвонит, и его навестят и ему помогут. Было несколько раз, что и материально помогали. Я думаю, чем дальше, тем теснее будет взаимодействие. Люди очень отзывчивые. И православным людям явно не хватает простого общения. Может быть, не о больших богословиях, но просто узнать друг друга и побыть вместе.

– Православным людям зачастую прихо- дится молчать или защищаться в современном мире. Хочется поговорить с единомышленника- ми, но не у всех есть такой круг людей. Да и с ба- тюшками можно поговорить, вопросы какие-то задать.

– Да. И у нас есть прекрасное помещение, где мы можем собираться, есть все для того, что- бы здесь раскрыться. Это фундамент для любого потенциала. Есть где руку приложить. Если человек просто придет в Лавру, то он не поймет, где здесь что надо. А вот когда он вливается в эту среду, то уже и помощь от него нужна, и он с удовольствием помогает. Это очень взаимовыгодно: людям, которые общаются на базе монастыря; братии, которая имеет доступ к такой общине. Не секрет, что община священнослужителя держит, это тот «воз, который не дает ослу упасть». 
Когда он один идет, он может прилечь, полениться, а если воз к нему прикреплен, то воз не дает ему упасть, он вынужден идти. Вроде воз и тяжелый, но если осел сделает два шага, то уже воз его сам толкает, и уже и осел идет и воз едет, и все хорошо. Это так Антоний Сурожский сказал про священника и про приход. Так что у нас все выстраивается правильно.

– В Лавре создание подобных объединений уже не в новинку. Монастырь, находящийся в центре огромного города, всегда привлекает людей, вызывает желание как-то приобщиться к его жизни...

– Когда люди просто так собираются, то очень сложно, чтобы что-то произошло эффективно, должен быть или кто- то ведущий, кто может вести за собой, или какая-то схема, структура для того, чтобы это делать. У нас такой опыт есть, потому что мы общаемся с молодежью каждое воскресенье, и курсы чтецов у нас, и воскресная школа. В Лавре очень много таких высокоэффективных деланий, люди приходят и не тратят время попусту, а очень эффективно его используют.

 Вот и здесь так было: мы приняли правило, по которому идем. У нас уже был опыт не только поездок, но и, скажем так, «психологических упражнений», с помощью которых люди путем глубокого общения между собой лучше узнают не только себя, но узнают и другого человека. Да, для некоторых это было «выходом из зоны комфорта»: тебе говорят, что ты должен поделиться важным, сокровенным. Человек к этому не всегда готов. Но когда он начинает говорить и видит, что его не только не осуждают, но относятся с любовью, с уважением, его слушают и слышат, то это, конечно, любому человеку приятно. И это, по сути, то, что делает нас христианами: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Просто нужно уметь любовь проявлять. И любовь проявляется в общении и в делах. Важно, что это полезно людям и помогает человеку лучше раскрыться. Конечно, мы, православные, боимся какого-то влияния, боимся манипуляций, боимся раскрыться. Мы закрыты в своем личностном мире и не хотим никого туда пускать. И в этом большая проблема. Апостол Павел говорит, «открывайте друг другу помышления ваши и молитесь друг за друга». А у нас: какие там помышления! Если я открою свои помышления, то это страх и ужас... Священнику не всегда помышления открывают, а тут — мирянину, который поймет-не поймет меня. И вот когда люди открываются друг другу — это христианская, братская любовь. Она начинается с доверия. А потом на фундаменте доверия приходит любовь.


Количество показов :  1888
Дата публикации: 21.12.2018
Автор: Беседовала Ольга Акимова
Год выпуска: 2018
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры №7-8 2018 г.
Тема: Жизнь Лавры
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс