Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

О СОПРОТИВЛЕНИИ И НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ (УРОКИ ОТ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И Л.Н. ТОЛСТОГО)

English
Дата публикации: 26.06.2018
Автор: Александр Терлецкий кандидат филологических наук, доцент
Год выпуска: 2018
Из газеты: ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018
Тема: Церковь и общество
26 Июнь 2018
народа Царь есть воплощение его самого, всей его идеи, надежд и верований его…» А единственной силой, «зиждущей, сохраняющей и ведущей» Россию, является «органическая, живая связь народа с Царем своим». Такое отношение к Царю, по Достоевскому, есть отличительная черта русского народа, и поэтому «история наша не может быть похожею на историю других европейских народов, тем более ее рабской копией».

Уйти от Православия для Достоевского — «оставить славянскую идею и Восточную Церковь» — означало «сломать всю старую Россию и поставить на ее место новую и уже совсем не Россию. Это будет равносильно революции. Отвергать назначение могут толь- ко прогрессивные вышвырки русского обще- ства. Но они обречены на застой и на смерть, несмотря на всю, по-видимому, энергию их и тоску сердца их. (Я не про маклаков биржевых говорю, какая у них тоска сердца)».

Духовная проницательность позволила Достоевскому в свое время увидеть главные признаки того общемирового феномена, кото- рый на исходе ХХ века получил название «новый мировой порядок».

 Доктрина Нового мирового порядка, ставшая в последние десятилетия достоянием широкой общественности, — не просто новей- шее изобретение идеологов мондиализма. Идеи Нового мирового порядка не только давно «носятся в воздухе», но, время от времени, воплощаясь в «миротворческие» дела, сильно сотрясают земную поверхность. Так как в основополагающих принципах Нового мирового порядка почти нет ничего такого, чего бы не было «уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10), то попытка выявить отно- шение Достоевского к утверждающемуся на нашей планете в начале третьего тысячелетия миропорядку вполне правомерна.

 Разоблачение общей идеи Нового мирового порядка можно уже обнаружить в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) и «Записках из подполья» (1864): общественный «муравейник», выстраиваемый «мудрецами и любителями рода человеческого» под видом «хрустального дворца», в который «прилетит птица Каган», и настанут «новые экономи- ческие отношения, совсем уже готовые и… вычисленные с математической точностью», — для Достоевского не более чем «курятник».

В основе «теории» Раскольникова лежит разделение людей на два разряда: «низший» — «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей» — «законодателей и установителей человечества», ведущих мир к «цели». Сущ- ность этой цели проясняется в «Бесах» (1872). На этот роман часто любят ссылаться пере- строечные обличители советского «тотали- таризма», забывая при этом о главнейшей социально-политической идее «Бесов»: либе- ралы-западники — прямые «отцы» нигилизма и революционной демократии и, следовательно, «деды» интернационал-большевистского тоталитарного строя, духовными наследниками которого являются современные «демократы». Слова: «Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собой», — адресованы Достоевским «русскому» либе- ралу, который по природе своей «лакей и толь- ко и смотрит, как бы кому сапоги вычистить» . В «Бесах» некий кабинетный теоретик Шигалев выдвигает следующую «систему устройства мира». Все человечество делится «на две неравные части»: «Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное
право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем и будут работать».

В своих теоретических выкладках Шигалев приходит к якобы парадоксальному заключению: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». По существу же никакого противоречия нет: вто- рое «естественно» вытекает из первого. Диктатура Нового мирового порядка утверждается на принципах либерализма, декларирующего «свободу» личности и «права человека». Либеральная идеология призвана расшатать духовно-нравственные устои общества: оправдать грех и сделать его нормой, легализировать порок — выпустить зло на свободу («мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат…») и постараться обеспечить его победу в мировом масштабе.

Интересно, что в тех же «Бесах» Достоевский в уста Петруши Верховенского вложил тираду, символически предвещающую грядущий Новый мировой порядок: «И застонет стоном земля: «новый правый закон идет», и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!». Этот крик души «вольного каменщика» воспринимается Ставрогиным как бред помешанного, хотя очень смахивает на откровение строите- ля Нового мирового порядка. Раскольников в «Преступлении и наказании», обращаясь к Разумихину, произносит примечательную фразу: «Ты всех их добрее, то есть умнее и обсудить можешь…». Следовательно, мудрость тех, которые «умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4, 22), — «есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3, 19). «…Матерьялизм, слепая, плотоядная жажда личного матерьяльного обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами — вот все, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу, вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей».

В современную эпоху «рассеянный и гордый человек» (по выражению поэта Юрия Кузнецова) легко принимает те «идеалы» и «нормы» поведения, которые ему навязывает «враг рода человеческого». Все большая часть «цивилизованного» человечества, несмотря на видимое обилие религиозных кумиров, поклоняется единому идолу — «золотому тельцу» (см.: Исх., гл. 32). В обществе «общечеловеческих ценностей» чувство любви к Родине и к своему народу превращаются в анахронизм. На пьедестал воз- носится Смердяков, мечтающий «кабы нас… покорили эти самые французы…». Показательно, что у Достоевского почти все космополиты — «граждане мира» — кончают жизнь самоубийством.

Средства массовой информации, обслуживающие Новый мировой порядок, работают по принципу, с гениальной простотой выражен- ному Достоевским: «Настоящая правда всегда неправдоподобна… чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали». Та виртуозность, с которой в СМИ правда делается «правдоподобной», может исходить только от того, кто в Евангелии от Иоанна назван «лжецом и отцом лжи» (8, 44).

В сфере эстетической Новый мировой поря- док утверждает культ «содомской красоты», которая, в противоположность Красоте христианской, призвана погубить мир. Либерально
настроенным современникам Достоевского многие его мнения и «прорицания» представлялись явным «преувеличением» и даже «бредом» — и поэтому воспринимались болезненно. Так, по свидетельству Варвары Васильевны Тимофеевой, в одной из бесед со «знаменитым писателем» ей (тогда 23-летней девице) показалось, что Федор Михайлович (в ту пору редактор журнала «Гражданин») «увлекается», и она пыталась ему возражать:

«Они (либералы-западники — В.Т.) там пишут о нашем народе: «дик и невежествен… не чета европейскому…», — негодовал Достоевский. — Да наш народ — святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения — юноши, почти дети. Отвратительные, противоестественные пороки — и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это — в нравах, простая привычка, — и больше ничего. И эту-то «цивилизацию» хотят теперь прививать народу! Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними, — не уступлю.
 — Но ведь не эту же именно цивилизацию хотят перенести к нам, Федор Михайлович! — не вытерпела, помню, вставила я.
— Да непременно все ту же самую! — с ожесточением подхватил он. — Потому что другой никакой и нет. Так было всегда и везде. И так будет и у нас, если начнут искусственно пересаживать к нам Европу. И Рим погиб оттого, что начал пересаживать к себе Грецию… Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением…». Примечательно, что это проницательное заключение о содомской направленности европейской цивилизации Достоевский сделал на основании впечатлений от посещения Италии — родины католицизма. Небывалый в мире со времен Содома и Гоморры открытый расцвет «скотских сладострастных обществ» — явный и грозный признак того, что современное человечество ожидает участь этих злополучных городов, чему мы все чаще и чаще по местам становимся свидетелями (см. работу протопресвитера Феодора Зисиса «Благотворное и очистительное цунами. Виноват ли Бог в стихийных бедствиях?» Издат. дом «Святая Гора», Москва, 2005).

По своей духовной сущности Новый мировой порядок — как идеология и практическая реальность — закономерное следствие грехопадения человека, упорно не желающего признать и принять волю своего Создателя и Спасителя. По многим признакам, это уже окончательный вариант «земного рая», так как торжество принципов Нового мирового порядка будет означать для человечества установление на Земле «царства» антихриста, «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего».
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  7418
Дата публикации: 26.06.2018
Автор: Александр Терлецкий кандидат филологических наук, доцент
Год выпуска: 2018
Из газеты: ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ