Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ДУХОВНЫЙ САД ЛАВРЫ

 
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 
Первая воскресная школа в России открылась в 1859 году в Киеве. Идея давно витала в умах либеральной интеллигенции и первоначальной целью ставилось повышение грамотности населения, в большинстве своем не умевшего читать и писать. Инициатива принадлежала выдающемуся русскому ученому Н.И. Пирогову, известному, прежде всего, как талантливейший хирург своего времени. Основатель русской школы анестезии, естествоиспытатель, создатель первого в мире атласа топографической анатомии, педагог, профессор, основоположник военно-полевой хирургии, он, вскоре после окончания Крымской войны, получил чин тайного советника и назначение на должность попечителя Киевского учебного округа. В то время в Киевском университете преподавал профессор П.В. Павлов – русский историк и активный общественный деятель, создатель уникального университетского музея изящных искусств и специализированной библиотеки.

 Увидев в молодом профессоре незаурядный организаторский талант, Н.И. Пирогов возложил на П.В. Павлова непростую миссию по устроению первых воскресных школ. Благое начинание реализовалось успешно, и уже на следующий год, будучи переведен в Санкт-Петербург в качестве члена археографической комиссии, Платон Васильевич внедрил его и в столице. К проведению занятий в киевских воскресных школах Н.И. Пирогов привлекал студентов университета и подчеркивал «разительное различие между воскресной школой и обычными казен- ными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками. У нас воскресные школы важны не столько потому, что распространяют грамотность путем самым надежным, то есть путем частной инициативы и благотворительности, сколько тем, что заохочи- вают к учению ремесленный и рабочий класс на- рода, отвлекая их, вместе с тем, от праздности и разгула». Популярность таких школ в среде населения превзошла все ожидания, и уже через год их об- щее число не только в губернских, но и в уездных городах, и селах достигло трех сотен. С самого начала их появления важность воскресных школ была оценена выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским. В «Избранных педагогических сочинениях» он писал: «Ведь просвещенный ре- лигией и образованием человек составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и бо- гатство». Длительный период прошлого столетия стал ощутимым разрывом в традиции религиозного воспитания, которая возобновилась лишь в кон- це 80-х годов. Однако, процесс пошел быстрыми темпами, несмотря на то, что многое пришлось начинать с нуля. В июле 1999 г. вышло «Положе- ние о церковно-приходских воскресных школах», наметившее конкретные задачи: «– формирование православных представле- ний о Боге, мире, человеке и о самом себе; – воспитание благоговейного отношения к свя- тыне; – изучение Евангелия и разъяснение Евангель- ского Благовестия, выработка навыка регулярно- го чтения Священного Писания; – разъяснение Символа Веры Православной Церкви; – понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоот- еческой традиции; – изучение церковной истории, в том числе истории Русской Православной Церкви; – разъ- яснение учащимся содержания и смысла цер
ковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причастия; – обучение молитве церковной и домашней; – воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, не- обходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом; – разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современ- ной жизни; – воспитание любви к членам семьи и ближ- ним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о боля- щих и бедных; – формирование у учащихся православного от- ношения к неправославному окружению; – воспитание любви к родной земле, своей Ро- дине, изучение ее истории; – приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, прежде всего православной, к церков- ному искусству». В Обращении к епархиальному собранию 25 марта 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что основной проблемой явилось отсут- ствие подготовленных педагогических кадров, и, как следствие – попытка воссоздания системы христианского образования и воспитания дорево- люционной России. Патриарх акцентировал вни- мание на том, что «для церковно-приходских школ стоит качественно новая задача: в основном не го- товить людей для поступления в духовные шко- лы, а дать необходимую сумму религиозно-нрав- ственных знаний и практических навыков для жизни в мире по принципам православной веры». Развивая мысль Патриарха, можно сказать, что одна из важнейших задач, стоящих перед родите- лями и педагогами – формирование гармоничных взаимоотношений православного христианина с современным миром. «Отдавать Божие Богу, а кесарево кесарю» – это и означает, что заботясь о чистоте своей души, оставаться при этом достой- ным гражданином, приверженным чувству долга и ответственности. Об этом же в свое время писал Иоанн Кронштадтский: «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной дея- тельности, к которой Бог призывает его по прин- ципу «кесарю – кесарево», а как предназначен- ный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды доброде- тели – «Богу – Божие». Недаром, по многочисленным свидетельствам, в древние времена именно христиане составляли самую лучшую и боеспособную часть любого во- йска. Религиозное воспитание ребенка ставит важ- ную задачу выработки социальных навыков общения, умения, а главное – готовности к со- трудничеству с окружающими, так как постмо- дернистская атомизация современного общества накладывает отпечаток и на детей. Своеобразие текущего момента еще и в том, что дух совре- менного мира настолько силен, что способен проникать в детские души через все мыслимые и немыслимые барьеры. Именно поэтому важно научить детей главному – различению. Мотивации родителей, отправляющих детей в воскресные школы, различны, как различны и сами родители, но это, пожалуй, одна из главных побудительных причин, по которой они приво- дят своих чад в школы при храмах. Всеобщий дух нравственного растления проникает в государ- ственную школу почти в официальном порядке.
Откровенно диверсионная устремленность чи- новничества от просвещения не отставать от «ци- вилизованного мира» уверенно низводит наших подростков к уровню американских и европей- ских. Ученые – социологи и психологи – сегодня пришли к единодушному мнению: западная госу- дарственная школа погибла окончательно. Стар- шее поколение консервативных американцев все- ми силами стремится отдавать своих отпрысков в приличные частные школы, дабы хоть как-то со- хранить в них природное нравственное начало. И Россия, к несчастью, теперь исключением не яв- ляется. Постсоветская смена нравственных ори- ентиров предлагает молодежи идеалы далекие не только от Православия, но и прямо противопо- ложные христианству в целом. В свое время еще митрополит Макарий (Невский) поставил во- прос о соответствии школьного светского обще- ственного воспитания воспитанию религиозному и христианским ценностям в целом. Он отмечал, что многие родители, даже благочестивые хри- стиане, отдавая своего ребенка в учебное заведе- ние, не всегда задумываются о царящем там нрав- ственном климате. Поэтому зачастую подростки, даже если они получали твердое нравственно-ре- лигиозное воспитание в семье, под влиянием школьных товарищей могли заметно измениться к худшему. «Обычно, – писал митрополит Мака- рий, – это происходит в тех училищах и гимна- зиях, где духовно-нравственному образованию и воспитанию… отводится мало места. А если к тому же и в семье дети не получили должного воспитания, то в результате неблаговоспитан- ность их доходит до того, что сами родители не знают, что с ними делать, как с ними справлять- ся». Митрополит Макарий призывал педагогов и родителей к «одухотворению» педагогического процесса, говорил о необходимости направлять учебно-воспитательную деятельность не на праг- матическую философию приспособления к суще- ствующей социальной жизни, а на нравственное совершенствование воспитанников, что более отвечает высокому призванию педагогов. В этом деле, по мнению митрополита Макария, положи- тельное место могут занимать учебные заведения, находящиеся под эгидой Церкви с соответствую- ще подготовленными кадрами. Сегодня в сфере педагогики царит не только рассогласованность, но и полная беспринцип- ность. Поэтому говорить о каком-либо воспита- нии детей, а тем более духовном и нравственном,



не приходится. Министерства, комитеты образо- вания, школы сами запутались в выработке подхо- дов и программ обучения и воспитания, не говоря уже об откровенно вредительской деятельности, в результате чего значительная часть детей попро- сту погибает духовно и нравственно, а иногда – и физически. В.В. Зеньковский в работе «Пробле- мы воспитания в свете христианской антрополо- гии» задается вопросом: если путь религиозного воспитания связан со свободной любовью детей к Церкви, то как нейтрализовать гнетущее и раз- рушающее действие атеистического мира? По его мнению, для религиозного воспитания, помимо семьи и церковной школы, пронизанной духов- ностью, обязательным является и духовно здоро- вая культурная атмосфера, в которой существует общество. Только при таких условиях церковная школа будет в силах осуществлять свои задачи по религиозно-нравственному воспитанию. Советское образование объективно было при- знано лучшим в мире, и это мнение не коммуни- стических ортодоксов, а авторитетных западных специалистов, весьма далеких от идеологических догм. А все дело в том, что советская педагогиче- ская система в своей преемственности базирова- лась на многовековой традиции духовно-нрав- ственного и культурного содержания. Несмотря на то, что из советской педагогики была вычер- кнута буква Церкви, но школа, по умолчанию, все же сохраняла ее дух. В полном соответствии с православной традицией советская школа ори- ентировала детей на стремление к духовному и пренебрежение материальным. Поэтому неуди- вительно, что с переориентацией на материаль- ное, на индивидуализм, мгновенно произошел не только экономический, но и нравственный обвал. Представления о созидательном труде и творческой самореализации исказились до неуз- наваемости. Процессы социализации в государ- ственной школе, в семье, в обществе ориентиру- ют молодого человека на успех любой ценой, а постмодернистские принципы морали подразу- мевают «пятьдесят оттенков серого». Успешно состоявшимися считаются банковские клерки, юристы, разного рода менеджеры и промоутеры, дельцы шоу-бизнеса; масс-медиа и телевидение тиражируют вариации сериалов в стиле «богатые тоже плачут», в которых главный положитель- ный герой в финале либо всех перехитрил, либо всех перестрелял. Человек реального производи- тельного труда современным «творцам» не инте- ресен. В многоэтажках архитектурных монстров сидят многие тысячи единиц «офисного планкто- на», выдувающего мыльные пузыри паразитиче- ской псевдодеятельности за солидную зарплату, складывающуюся из постоянно повышающихся тарифов на все и вся. Там не сеют и не пашут. Там существуют за счет сеющих и пашущих, прене- брежительно именуя их «лузерами». То, что делает православная воскресная школа в рамках данной проблемы, трудно переоценить. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 32 года своей жизни посвятивший законоучительству, считал школу преддверием Церкви, и заботу о де- тях считал своим первейшим долгом. Он говорил: «Мы – садовники, вы – растения и цветы, а гимназия – сад; преподавание – это поливание; перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие ли- сточки – это ученики недоброго поведения и без- успешные в науках, сухие и бесплодные». Пути, которыми люди приходят к Богу, раз


личны. Но дети – это та категория личностей, ко- торых к Богу приводят, и здесь чрезвычайно важ- но, кто их приводит, а главное – как. Необходимо понимать, что современный ребенок разительно отличается от сверстника начала прошлого века, прежде всего клиповым мышлением, сформиро- ванным нашей глубоко больной цивилизацией. Такой малыш, переступая порог храма, попадает в совершенно незнакомый мир, способный не толь- ко восхитить внешней красотой, но и подавить неизведанным до сей поры величием. Он слышит непонятную речь, непривычное пение, видит лю- дей в странных одеждах, и можно только догады- ваться, какой эмоциональный след оставит это первое впечатление. В связи с этим первоочеред- ной задачей школы становится создание атмос- феры душевного сотрудничества между детьми и взрослыми. Формирование такого уклада как ни что другое, способствует осознанию ребенком са- мой сути Православия, его духовного начала. Важнейшая цель наставничества – выработка в ребенке самостоятельности и обдуманности в принятии решений. Бывает, вступая во взрослую жизнь, выпускники постепенно теряют связь с Церковью. Но возможна и другая крайность – не- приятие мирского, вплоть до полного отторже- ния, и стремление от него уйти. Желание связать свою будущую деятельность с Церковью, безус- ловно, похвально, но лишь в том случае, когда такой выбор осознанно зрелый. Деятельность в Церкви требует от человека ответственности и деловых качеств в не меньшей степени, чем в миру. Воспитать в ребенке понимание любого служения по призванию – вот наиглавнейшая за- дача православного педагога. Воскресная школа Александро-Невской Лав- ры в полной мере соответствует духовным за- просам исторического момента. Она существует с 1996 года и имеет трехступенчатую структуру. Дошкольное отделение – «Божья коровка», за- нимается с малышами в возрасте от 5 до 9 лет. Начальное отделение – это дети от 8 до 13 лет, а подростки от 12 до 15 лет составляют так называ- емое «академическое» отделение. Название нео- фициальное, но не случайное. Успешно сдавшие выпускные экзамены получают диплом, дающий право преимущественного поступления в вузы, право на экскурсоводческую деятельность и даже преподавания в воскресных школах. Дошколята изучают Закон Божий, приобрета- ют различные творческие и музыкальные навыки, осваивают ритмопластику. В старшей школе про- водятся уроки по тем же дисциплинам на более серьезном уровне, а кроме того – церковного пе- ния, Ветхого и Нового завета, иконографии, цер- ковно-славянского языка, катехизиса, истории Отечества, истории Церкви. Для всех учащихся обязательно присутствие на Литургии. В процес- се обучения организуются паломнические и экс- курсионные поездки в различные регионы стра- ны и за рубеж. Большое количество различных кружков и студий способствует формированию из учащихся гармоничных личностей и раскры- вает их потенциальные творческие возможности. Директор воскресной школы – помощник наместника по вопросам религиозного образо- вания и катехизации иеромонах Димитрий (Са- мойлов) – личность неординарная, одаренная Богом многими талантами. Промыслительность благословения на работу с детьми именно такого человека бесспорна. По словам его духовных со- ратников-педагогов, он обладает удивительным



даром говорить с любым человеком на проник- новенном языке, доступном пониманию каждо- го собеседника. На этой основе он выстраивает всю обширную и филигранную систему духов- но-нравственного воспитания, провозглашая основополагающими принципами доступность, систематичность и фундаментальность, а также неразрывную связь теории и практики. Придавая первостепенное значение личности педагога, отец Димитрий определил для себя профессиональное кредо словами Иоанна Златоуста, назидавшего, что «достоинство учителя не в том, чтобы приоб- рести честь и славу от учеников, но вести их ко спасению». Надо признать, что и весь педагогиче- ский коллектив, действуя на тех же принципах и являя собой многолетний духовный монолит, ра- ботает с полной отдачей, видя в детях постоянный источник вдохновения. Учителя имеют возмож- ность наблюдать процесс непрерывного преобра- жения детей, начиная с дошкольного отделения и заканчивая старшими выпускными классами. Впечатления педагогов и родителей совпадают: дети меняются ощутимо – становятся добрее, в них возникает способность сострадания, потреб- ность оказывать помощь. Старшеклассники спо- собны отвечать на многие трудные вопросы как сверстникам, так и взрослым. Это ли не лучшая награда настав- никам за вло- женный труд? Направляя концепцию дея- тельности шко- лы, отец Ди- митрий наряду с воспитанием в духе Право- славной веры и путеводитель- ства ко Христу, определяет задачу-максимум как воспитание па- триота и гражданина, сообразуясь с наставлением Иоанна Кронштадтского, считавшего, что глав- ная задача образования – прояснить детям цель человеческой жизни, ее высшие ценности и поня- тия. Отличительная черта натуры отца Димитрия – творческий подход ко всем начинаниям - сфор- мировалась еще в юности. Сначала была музы- ка, затем поэзия. И все это на фоне постоянного духовного совершенствования и непрерывного образования. Исторический факультет пединсти- тута, Московская духовная семинария, Москов- ская духовная академия (один из лучших уче- ников профессора А.И. Осипова), магистратура Русской христианской гуманитарной академии – список, каким может похвастаться далеко не каждый ученый, а кроме того – бесценный прак- тический опыт работы сельским учителем. Цикл программ с его участием на телеканале «Союз» давно уже перешагнул все возможные рейтинги популярности. В одном из его стихотворений есть такие строчки: «Монах, что значит – одинокий, И жизнь его – духовный сад». И жизнь подтвердила провидческий смысл стихотворения: возделывание духовного сада по назиданию Иоанна Кронштадтского стало сегод- ня важной вехой его жизни, а в исполнении этой
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 
Из газеты:
  • ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018


  • Тема:
  • Жизнь Лавры

  •    
    Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ