Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ДУХОВНЫЙ САД ЛАВРЫ

 
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 


не приходится. Министерства, комитеты образо- вания, школы сами запутались в выработке подхо- дов и программ обучения и воспитания, не говоря уже об откровенно вредительской деятельности, в результате чего значительная часть детей попро- сту погибает духовно и нравственно, а иногда – и физически. В.В. Зеньковский в работе «Пробле- мы воспитания в свете христианской антрополо- гии» задается вопросом: если путь религиозного воспитания связан со свободной любовью детей к Церкви, то как нейтрализовать гнетущее и раз- рушающее действие атеистического мира? По его мнению, для религиозного воспитания, помимо семьи и церковной школы, пронизанной духов- ностью, обязательным является и духовно здоро- вая культурная атмосфера, в которой существует общество. Только при таких условиях церковная школа будет в силах осуществлять свои задачи по религиозно-нравственному воспитанию. Советское образование объективно было при- знано лучшим в мире, и это мнение не коммуни- стических ортодоксов, а авторитетных западных специалистов, весьма далеких от идеологических догм. А все дело в том, что советская педагогиче- ская система в своей преемственности базирова- лась на многовековой традиции духовно-нрав- ственного и культурного содержания. Несмотря на то, что из советской педагогики была вычер- кнута буква Церкви, но школа, по умолчанию, все же сохраняла ее дух. В полном соответствии с православной традицией советская школа ори- ентировала детей на стремление к духовному и пренебрежение материальным. Поэтому неуди- вительно, что с переориентацией на материаль- ное, на индивидуализм, мгновенно произошел не только экономический, но и нравственный обвал. Представления о созидательном труде и творческой самореализации исказились до неуз- наваемости. Процессы социализации в государ- ственной школе, в семье, в обществе ориентиру- ют молодого человека на успех любой ценой, а постмодернистские принципы морали подразу- мевают «пятьдесят оттенков серого». Успешно состоявшимися считаются банковские клерки, юристы, разного рода менеджеры и промоутеры, дельцы шоу-бизнеса; масс-медиа и телевидение тиражируют вариации сериалов в стиле «богатые тоже плачут», в которых главный положитель- ный герой в финале либо всех перехитрил, либо всех перестрелял. Человек реального производи- тельного труда современным «творцам» не инте- ресен. В многоэтажках архитектурных монстров сидят многие тысячи единиц «офисного планкто- на», выдувающего мыльные пузыри паразитиче- ской псевдодеятельности за солидную зарплату, складывающуюся из постоянно повышающихся тарифов на все и вся. Там не сеют и не пашут. Там существуют за счет сеющих и пашущих, прене- брежительно именуя их «лузерами». То, что делает православная воскресная школа в рамках данной проблемы, трудно переоценить. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 32 года своей жизни посвятивший законоучительству, считал школу преддверием Церкви, и заботу о де- тях считал своим первейшим долгом. Он говорил: «Мы – садовники, вы – растения и цветы, а гимназия – сад; преподавание – это поливание; перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие ли- сточки – это ученики недоброго поведения и без- успешные в науках, сухие и бесплодные». Пути, которыми люди приходят к Богу, раз


личны. Но дети – это та категория личностей, ко- торых к Богу приводят, и здесь чрезвычайно важ- но, кто их приводит, а главное – как. Необходимо понимать, что современный ребенок разительно отличается от сверстника начала прошлого века, прежде всего клиповым мышлением, сформиро- ванным нашей глубоко больной цивилизацией. Такой малыш, переступая порог храма, попадает в совершенно незнакомый мир, способный не толь- ко восхитить внешней красотой, но и подавить неизведанным до сей поры величием. Он слышит непонятную речь, непривычное пение, видит лю- дей в странных одеждах, и можно только догады- ваться, какой эмоциональный след оставит это первое впечатление. В связи с этим первоочеред- ной задачей школы становится создание атмос- феры душевного сотрудничества между детьми и взрослыми. Формирование такого уклада как ни что другое, способствует осознанию ребенком са- мой сути Православия, его духовного начала. Важнейшая цель наставничества – выработка в ребенке самостоятельности и обдуманности в принятии решений. Бывает, вступая во взрослую жизнь, выпускники постепенно теряют связь с Церковью. Но возможна и другая крайность – не- приятие мирского, вплоть до полного отторже- ния, и стремление от него уйти. Желание связать свою будущую деятельность с Церковью, безус- ловно, похвально, но лишь в том случае, когда такой выбор осознанно зрелый. Деятельность в Церкви требует от человека ответственности и деловых качеств в не меньшей степени, чем в миру. Воспитать в ребенке понимание любого служения по призванию – вот наиглавнейшая за- дача православного педагога. Воскресная школа Александро-Невской Лав- ры в полной мере соответствует духовным за- просам исторического момента. Она существует с 1996 года и имеет трехступенчатую структуру. Дошкольное отделение – «Божья коровка», за- нимается с малышами в возрасте от 5 до 9 лет. Начальное отделение – это дети от 8 до 13 лет, а подростки от 12 до 15 лет составляют так называ- емое «академическое» отделение. Название нео- фициальное, но не случайное. Успешно сдавшие выпускные экзамены получают диплом, дающий право преимущественного поступления в вузы, право на экскурсоводческую деятельность и даже преподавания в воскресных школах. Дошколята изучают Закон Божий, приобрета- ют различные творческие и музыкальные навыки, осваивают ритмопластику. В старшей школе про- водятся уроки по тем же дисциплинам на более серьезном уровне, а кроме того – церковного пе- ния, Ветхого и Нового завета, иконографии, цер- ковно-славянского языка, катехизиса, истории Отечества, истории Церкви. Для всех учащихся обязательно присутствие на Литургии. В процес- се обучения организуются паломнические и экс- курсионные поездки в различные регионы стра- ны и за рубеж. Большое количество различных кружков и студий способствует формированию из учащихся гармоничных личностей и раскры- вает их потенциальные творческие возможности. Директор воскресной школы – помощник наместника по вопросам религиозного образо- вания и катехизации иеромонах Димитрий (Са- мойлов) – личность неординарная, одаренная Богом многими талантами. Промыслительность благословения на работу с детьми именно такого человека бесспорна. По словам его духовных со- ратников-педагогов, он обладает удивительным



даром говорить с любым человеком на проник- новенном языке, доступном пониманию каждо- го собеседника. На этой основе он выстраивает всю обширную и филигранную систему духов- но-нравственного воспитания, провозглашая основополагающими принципами доступность, систематичность и фундаментальность, а также неразрывную связь теории и практики. Придавая первостепенное значение личности педагога, отец Димитрий определил для себя профессиональное кредо словами Иоанна Златоуста, назидавшего, что «достоинство учителя не в том, чтобы приоб- рести честь и славу от учеников, но вести их ко спасению». Надо признать, что и весь педагогиче- ский коллектив, действуя на тех же принципах и являя собой многолетний духовный монолит, ра- ботает с полной отдачей, видя в детях постоянный источник вдохновения. Учителя имеют возмож- ность наблюдать процесс непрерывного преобра- жения детей, начиная с дошкольного отделения и заканчивая старшими выпускными классами. Впечатления педагогов и родителей совпадают: дети меняются ощутимо – становятся добрее, в них возникает способность сострадания, потреб- ность оказывать помощь. Старшеклассники спо- собны отвечать на многие трудные вопросы как сверстникам, так и взрослым. Это ли не лучшая награда настав- никам за вло- женный труд? Направляя концепцию дея- тельности шко- лы, отец Ди- митрий наряду с воспитанием в духе Право- славной веры и путеводитель- ства ко Христу, определяет задачу-максимум как воспитание па- триота и гражданина, сообразуясь с наставлением Иоанна Кронштадтского, считавшего, что глав- ная задача образования – прояснить детям цель человеческой жизни, ее высшие ценности и поня- тия. Отличительная черта натуры отца Димитрия – творческий подход ко всем начинаниям - сфор- мировалась еще в юности. Сначала была музы- ка, затем поэзия. И все это на фоне постоянного духовного совершенствования и непрерывного образования. Исторический факультет пединсти- тута, Московская духовная семинария, Москов- ская духовная академия (один из лучших уче- ников профессора А.И. Осипова), магистратура Русской христианской гуманитарной академии – список, каким может похвастаться далеко не каждый ученый, а кроме того – бесценный прак- тический опыт работы сельским учителем. Цикл программ с его участием на телеканале «Союз» давно уже перешагнул все возможные рейтинги популярности. В одном из его стихотворений есть такие строчки: «Монах, что значит – одинокий, И жизнь его – духовный сад». И жизнь подтвердила провидческий смысл стихотворения: возделывание духовного сада по назиданию Иоанна Кронштадтского стало сегод- ня важной вехой его жизни, а в исполнении этой
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 
Из газеты:
  • ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018


  • Тема:
  • Жизнь Лавры

  •    
    Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ