ДУХОВНЫЙ САД ЛАВРЫ

 
Дата публикации: 16.04.2018
Автор: Георгий Ермолов Окончание в следующем номере
Год выпуска: 2016
Из газеты: ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018
Тема статьи: Жизнь Лавры
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 
Первая воскресная школа в России открылась в 1859 году в Киеве. Идея давно витала в умах либеральной интеллигенции и первоначальной целью ставилось повышение грамотности населения, в большинстве своем не умевшего читать и писать. Инициатива принадлежала выдающемуся русскому ученому Н.И. Пирогову, известному, прежде всего, как талантливейший хирург своего времени. Основатель русской школы анестезии, естествоиспытатель, создатель первого в мире атласа топографической анатомии, педагог, профессор, основоположник военно-полевой хирургии, он, вскоре после окончания Крымской войны, получил чин тайного советника и назначение на должность попечителя Киевского учебного округа. В то время в Киевском университете преподавал профессор П.В. Павлов – русский историк и активный общественный деятель, создатель уникального университетского музея изящных искусств и специализированной библиотеки.

 Увидев в молодом профессоре незаурядный организаторский талант, Н.И. Пирогов возложил на П.В. Павлова непростую миссию по устроению первых воскресных школ. Благое начинание реализовалось успешно, и уже на следующий год, будучи переведен в Санкт-Петербург в качестве члена археографической комиссии, Платон Васильевич внедрил его и в столице. К проведению занятий в киевских воскресных школах Н.И. Пирогов привлекал студентов университета и подчеркивал «разительное различие между воскресной школой и обычными казен- ными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками. У нас воскресные школы важны не столько потому, что распространяют грамотность путем самым надежным, то есть путем частной инициативы и благотворительности, сколько тем, что заохочи- вают к учению ремесленный и рабочий класс на- рода, отвлекая их, вместе с тем, от праздности и разгула». Популярность таких школ в среде населения превзошла все ожидания, и уже через год их об- щее число не только в губернских, но и в уездных городах, и селах достигло трех сотен. С самого начала их появления важность воскресных школ была оценена выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским. В «Избранных педагогических сочинениях» он писал: «Ведь просвещенный ре- лигией и образованием человек составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и бо- гатство». Длительный период прошлого столетия стал ощутимым разрывом в традиции религиозного воспитания, которая возобновилась лишь в кон- це 80-х годов. Однако, процесс пошел быстрыми темпами, несмотря на то, что многое пришлось начинать с нуля. В июле 1999 г. вышло «Положе- ние о церковно-приходских воскресных школах», наметившее конкретные задачи: «– формирование православных представле- ний о Боге, мире, человеке и о самом себе; – воспитание благоговейного отношения к свя- тыне; – изучение Евангелия и разъяснение Евангель- ского Благовестия, выработка навыка регулярно- го чтения Священного Писания; – разъяснение Символа Веры Православной Церкви; – понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоот- еческой традиции; – изучение церковной истории, в том числе истории Русской Православной Церкви; – разъ- яснение учащимся содержания и смысла цер
ковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причастия; – обучение молитве церковной и домашней; – воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, не- обходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом; – разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современ- ной жизни; – воспитание любви к членам семьи и ближ- ним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о боля- щих и бедных; – формирование у учащихся православного от- ношения к неправославному окружению; – воспитание любви к родной земле, своей Ро- дине, изучение ее истории; – приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, прежде всего православной, к церков- ному искусству». В Обращении к епархиальному собранию 25 марта 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что основной проблемой явилось отсут- ствие подготовленных педагогических кадров, и, как следствие – попытка воссоздания системы христианского образования и воспитания дорево- люционной России. Патриарх акцентировал вни- мание на том, что «для церковно-приходских школ стоит качественно новая задача: в основном не го- товить людей для поступления в духовные шко- лы, а дать необходимую сумму религиозно-нрав- ственных знаний и практических навыков для жизни в мире по принципам православной веры». Развивая мысль Патриарха, можно сказать, что одна из важнейших задач, стоящих перед родите- лями и педагогами – формирование гармоничных взаимоотношений православного христианина с современным миром. «Отдавать Божие Богу, а кесарево кесарю» – это и означает, что заботясь о чистоте своей души, оставаться при этом достой- ным гражданином, приверженным чувству долга и ответственности. Об этом же в свое время писал Иоанн Кронштадтский: «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной дея- тельности, к которой Бог призывает его по прин- ципу «кесарю – кесарево», а как предназначен- ный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды доброде- тели – «Богу – Божие». Недаром, по многочисленным свидетельствам, в древние времена именно христиане составляли самую лучшую и боеспособную часть любого во- йска. Религиозное воспитание ребенка ставит важ- ную задачу выработки социальных навыков общения, умения, а главное – готовности к со- трудничеству с окружающими, так как постмо- дернистская атомизация современного общества накладывает отпечаток и на детей. Своеобразие текущего момента еще и в том, что дух совре- менного мира настолько силен, что способен проникать в детские души через все мыслимые и немыслимые барьеры. Именно поэтому важно научить детей главному – различению. Мотивации родителей, отправляющих детей в воскресные школы, различны, как различны и сами родители, но это, пожалуй, одна из главных побудительных причин, по которой они приво- дят своих чад в школы при храмах. Всеобщий дух нравственного растления проникает в государ- ственную школу почти в официальном порядке.
Откровенно диверсионная устремленность чи- новничества от просвещения не отставать от «ци- вилизованного мира» уверенно низводит наших подростков к уровню американских и европей- ских. Ученые – социологи и психологи – сегодня пришли к единодушному мнению: западная госу- дарственная школа погибла окончательно. Стар- шее поколение консервативных американцев все- ми силами стремится отдавать своих отпрысков в приличные частные школы, дабы хоть как-то со- хранить в них природное нравственное начало. И Россия, к несчастью, теперь исключением не яв- ляется. Постсоветская смена нравственных ори- ентиров предлагает молодежи идеалы далекие не только от Православия, но и прямо противопо- ложные христианству в целом. В свое время еще митрополит Макарий (Невский) поставил во- прос о соответствии школьного светского обще- ственного воспитания воспитанию религиозному и христианским ценностям в целом. Он отмечал, что многие родители, даже благочестивые хри- стиане, отдавая своего ребенка в учебное заведе- ние, не всегда задумываются о царящем там нрав- ственном климате. Поэтому зачастую подростки, даже если они получали твердое нравственно-ре- лигиозное воспитание в семье, под влиянием школьных товарищей могли заметно измениться к худшему. «Обычно, – писал митрополит Мака- рий, – это происходит в тех училищах и гимна- зиях, где духовно-нравственному образованию и воспитанию… отводится мало места. А если к тому же и в семье дети не получили должного воспитания, то в результате неблаговоспитан- ность их доходит до того, что сами родители не знают, что с ними делать, как с ними справлять- ся». Митрополит Макарий призывал педагогов и родителей к «одухотворению» педагогического процесса, говорил о необходимости направлять учебно-воспитательную деятельность не на праг- матическую философию приспособления к суще- ствующей социальной жизни, а на нравственное совершенствование воспитанников, что более отвечает высокому призванию педагогов. В этом деле, по мнению митрополита Макария, положи- тельное место могут занимать учебные заведения, находящиеся под эгидой Церкви с соответствую- ще подготовленными кадрами. Сегодня в сфере педагогики царит не только рассогласованность, но и полная беспринцип- ность. Поэтому говорить о каком-либо воспита- нии детей, а тем более духовном и нравственном,
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  2045
Дата публикации: 16.04.2018
Автор: Георгий Ермолов Окончание в следующем номере
Год выпуска: 2016
Из газеты: ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ №1-2 2018
Тема статьи: Жизнь Лавры
Возврат к списку