Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ПРИБАЛТИЙСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО

English
Дата публикации: 17.10.2017
Автор: Наталья Колотушкина
Год выпуска: 2017
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 3-4 (141-142) 28.04.2017
Тема: История Церкви
Поломничество: Пюхтицкий монастырь
17 Октябрь 2017
Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери возникло из слияния двух ранее существовавших братств – Гольдингенского-Покровского и Прибалтийского- Спасского, которые были основаны для поддержания наших единоверцев, живущих в Прибалтийском крае. Братство находилосьпод высочайшим покровительством императрицы Марии Фёдоровны и было основано 135 лет назад. Деятельность братства – заслуживающий внимания пример и в наше время, когда православным приходам нередко нужна поддержка не только за рубежом, но и на Родине.
Православная организация начала свою работу первым общим собранием, состоявшимся в 1882 году. Благодаря высочайшему повелению, в 1891 году разрешилось ко благу Православной Церкви, a также и православного населения Прибалтийского края, при деятельном участии братства, дело о создании женского монастыря на Богородицкой горе в Пюхтице, Эстляндской губернии, с изъятием святой горы из рук инославных.

Согласно уставу, братская помощь была обращена «на нужды православных церквей и школ, на благотворение бедным и на удовлетворение духовных запросов православного населения путем книгоиздательства и рассылки духовных книг».

Первое, по значению, место в храмосозида-тельной братской деятельности принадлежит предпринятому братством, вскоре после его открытия, восстановлению Свято-Духовского храма в городе Якобштадте, Курляндской губернии.

Ныне этот город в Латвии называется Екабпилс, примерно в 90 км. от Даугавпилса. Русское поселение тут известно еще с XVII века. Существует предположение, что именно в Якобштадте в 1683 году родилась Марта Скавронская – впоследствии первая русская императрица, Екатерина I.

Память о прошлом Свято-Духовского Якобштадского храма, поддерживаясь в окрестном населении из одного поколения в другое, не могла изгладиться с обветшанием самого здания и с прекращением в нем богослужения. Заброшенный вид храма усугублял к нему уважение и придавал ему ту прелесть старины, которую так дорого ценит наш народ. Поэтому местный православный латыш, в особенности же коренной русский прихожанин города Якобштадта, неохотно посещали другую, хотя и соседнюю просторную, бывшую униатскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, куда временно, после 1850 года был перенесен центр православного прихода; они предпочитали отправляться к старинному Свято-Духовскому монастырю и тесниться там в убогой, стоящей бок о бок с запертым храмом маленькой Николаевской церкви.

Такое усердное почитание Свято-Духовского храма местными обывателями наводило на мысль о необходимости его восстановления. Ввиду этого епархиальным начальством был представлен проект на постройку новой каменной церкви для прихожан Свято-Духовского храма, удостоившийся 18 марта 1843 года высочайшего утверждения.

В 1852 году Священный Синод, рассматривая затянувшееся дело о построении этой церкви, причем возбуждался вопрос об окончательном даже упразднении Свято-Духовского монастыря – с причислением всего прихода к Покровской монастырской церкви, высказался, что он находит неудобным упразднить совершенно Якобштадтский монастырь и полагал бы практичнее поддержать существующую Свято-Духовскую церковь, согласно чему предписал составить проект о починке этой церкви.

В 1878 году город Якобштадт был опустошен страшным пожаром, искры неслись прямо на Свято-Духовский храм. По обнесении же с молебным
пением иконы Якобштадтской Божией Матери вокруг прежнего опустелого места селения ее, ветер внезапно принял другое направление и храм Сошествия Святого Духа остался цел и невредим.

В 1881 году огонь ворвался в самую церковную ограду, истребил жилище настоятеля и повредил Николаевскую церковь, но ветхий, заброшенный, полусгнивший Свято-Духовский храм, отстоявший от горевших жилых зданий и Николаевской церкви всего на несколько метров, остался совершенно нетронутым.

В среде братства был осуществлен сбор пожертвований и отпечатано воззвание ко всем ревнителям православия, желающим принести лепту свою на восстановление древнего Якобштадтского храма. Сбор дал прекрасные результаты, ибо менее, нежели в пять месяцев, составилась сумма, необходимая для отстройки здания вчерне, а потому в июне 1883 года уже приступили к работам.

Свято-Духовский храм был деревянный, на каменном фундаменте, построен в форме креста с пятью главами, покрытыми белой жестью, общий стиль храма византийский, но с некоторыми характерными особенностями.
Внутренне расположение и отделка церкви представляют много своеобразного. Так, например, все стены сплошь были покрыты живописью, хоры занимали большое пространство и продолжались почти до солеи; внутренность церкви была очень темна, ибо свет падал из высоко поднятых окон, со свинцовыми рамами, через разноцветные витражи. Не было устроено также притвора, а его заменяла облегавшая всю переднюю половину храма наружная крытая галерея. Во всю ширину церкви шел трехпридельный иконостас.

Первоначально Свято-Духовская церковь была выстроеена не в камне, а на деревянных столбах; позднее, в XVIII столетии, был под- веден каменный фундамент. По уничтожении пожаром восстановленного храма сделалось не- обходимым возведение на том же месте нового каменного. 22 сентября 1885 года произведена закладка храма; все работы были закончены в мае 1888 года постановкою иконостаса, причем иконы большею частью писались в Санкт-Пе- тербургском Новодевичьем Воскресенском мо- настыре. Вся постройка храма обошлась при- близительно в 60000 рублей, и 19 июня 1888 года было совершено освящение главного пре- стола митрополитом рижским Арсением. Им же были освящены затем два придела храма, 29 июня 1890 года и 20 сентября 1892 года.

Прибалтийское братство оказало материальное содействие к устроению Успенского женского монастыря и приобретению для него земли, к покупке для Иллукстского женского монастыря в Курляндской губернии смежного с монастырем участка земли, к первоначальному обзаведению постройками рижского Свято-Троице Сергиева женского монастыря, к устройству церквей Иеввенской и Усть-Наровской и на строительные надобности этих и других церквей, a также на ремонт церковных зданий во многих приходах.

Кроме того, братство содействовало открытию новых школ – двух в городе Якобштадт и по одной в Гольдингене, Пилетене, Фрауенбурге и Иевве. В целях религиозно-нравственного просвещения народа, братство издавало для чтения книги на эстонском и латышском языках, a также распространяло церковные листки.

Затем Прибалтийское братство, согласно уставу, образовало в прибалтийских губерниях десять отделений, которые, служа органами центрального управления братства, имели свой независимый круг деятельности.

Управление делами братства вначале было поручено совету из 18 лиц, a именно: шести членам из совета бывшего Спасского братства, шести членам из попечительства бывшего Гольдингенского братства и шести членам, избранным на первом общем собрании в 1882 году.

Деятельность братства проявлялась, прежде всего, в мероприятиях по благоустройству и поддержанию православных церквей в прибалтийских губерниях. Заслуживает особого внимания то, как дружно действовали наши единоверцы в Прибалтике, между тем как в наше время даже возвращение православных храмов Церкви в самой России вызывает ненужные полемику и ажиотаж.


Количество показов :  2415
Дата публикации: 17.10.2017
Автор: Наталья Колотушкина
Год выпуска: 2017
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 3-4 (141-142) 28.04.2017
Тема: История Церкви
Поломничество: Пюхтицкий монастырь
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ