Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОИНСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
11 Апрель 2017
В предыдущих статьях «Вестника Свято- Троицкой Александро-Невской Лавры», посвященных уникальной иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского мы познакомились с преподобническим, княжеским и императорским типами. В обширной иконографии святого существует еще один иконографический тип, который на первый взгляд во многом дублирует княжеский и императорский. Но в этом иконографическом принципе отчетливо проявляется иная проповедническая характеристика личности святого Александра Невского как воина. Для этого употребляется давно существующая в изобразительном искусстве иконография святых воинов-мучеников. Данное явление справедливо заслуживает отдельного анализа, а также обоснованного выделения его в отдельный, четвертый иконографический тип — воинский.

В практике византийского и, следовательно, русского иконописания издавна существует традиция изображения древних святых мучеников воинов, таких как святой Георгий Победоносец, святой Димитрий Солунский, святой Иоанн воин, святой Федор Стратилат. Почти все древние святые воины, будучи представителями знатного сословия, состояли на военной службе у римского императора и, как правило, не имели ратных подвигов, прославивших их при жизни. Воинские чудеса чаще совершались святыми после их мученической исповеднической кончины за Веру и носили воинский характер только по форме происходящего действия, по сути же являлись зримым свидетельством Божьего Промысла, этими деяниями осуществлявшегося в языческом мире. В новом статусе Воины Христовы своими подвигами славили Бога, действенно отзываясь на молитву притесняемых христиан первого времени.

 По подобию древних святых житие святого Александра Невского достаточно изобилует воинскими подвигами. Но совершены они им, по преимуществу, при жизни, а не после кончины. Есть в его жизни и иное сходство с древними святыми. Будучи великим князем владимирским и главой российского христианского государства, он, вследствие политической подчиненности Руси, являлся вассалом великого хана Золотой Орды. Как древние мученики-христиане в свое время находились на службе у кесарей-язычников, перенося неисчислимые моральные страдания, так и непобедимый на поле брани Александр Невский ради спасения Веры и народа смиренно искал мира с непобедимой тогда Золотой Ордой. Его духовный подвиг сродни мужеству древних святых. Поэтому сложившаяся традиция изображения христианских воинов-мучеников законно применяется
для Александра Невского, вновь подтверждая беспримерную уникальность его иконографии, соединившую совершенно разные характеристики применительно к одному человеку.

Среди большого количества сохранившихся до наших дней произведений искусства, изображающих святого Александра Невского и написанных с конца XVI до XIX века, всего несколько памятников имеют признаки воинской иконографии. Их настолько мало, что охарактеризовать их как системные не получается из-за периферийности этих изображений внутри композиций. Они возникают во второй половине XVII века как «житийные» версии, призванные частным образом прославить соответствующим иконографическим чином память великого русского полководца.

Вторым историческим периодом, призвавшим на проповедь данный иконографический тип, стала последняя треть XIX века. Активное историко-патриотическое возрождение, охватившее все сферы культурной и религиозной жизни российского общества в этот период, настойчиво обратилось к поиску исторической объективности в отношении многих устоявшихся «закостенелых» канонов. В предыдущих статьях, касаясь этого исторического периода, мы отмечали существенные корректировки, произошедшие в императорской иконографии, а также очевидный ренессанс практически забытой старокняжеской иконографии.

И наконец, существует третий исторический период, актуализировавший воинскую иконографию святого. Парадоксальным образом именно XX «богоборческий» век в истории России больше по необходимости, чем по желанию, массово явил эту иконографию применительно к личности святого Александра Невского. Более того, в это время данная иконография негласно (так как о какой-либо официальности по отношению к святым в Советской России не могло быть и речи) становится государственной. В очередной раз в период Великой Отечественной войны историческая и воспитательная актуальность патриотического примера русского полководца – победителя немецких рыцарей извлекла из отечественной истории его пример. В новых исторических стандартах принадлежность Александра Невского к великокняжескому достоинству оттесняется собственно полководческим и народно-освободительным значением его исторической деятельности. В 1938 году на экраны выходит художественный фильм «Александр Невский». Его доминирующая идея заключается в стремлении показать народу великого патриота, воина и защитника своего Отечества. В продолжение фильма главный герой на экране чаще всего предстает воином и полководцем. Его княжеское значение выражается в руководстве дружиной и личной воинской доблести. Гений режиссера Сергея Эйзенштейна средствами черно-белого кино создал художественно-политический плакат. В этот же период в Советской армии учрежден новый
орден Александра Невского. Эта награда сразу занимает высокое место в орденской иерархии. Одно то, что орден Александра Невского давался только офицерскому составу за личное мужество и командирские заслуги, свидетельствует о соответствующем почитании его полководческого и воинского гения среди элиты советской армии. Эти факты наглядно подтверждают неиссякаемый интерес к личности, столь значимой и заметной в исторической картине нашей Родины, личности универсальной, способной быть эталонным примером на разных этапах отечественной истории.

Продолжительная популяризация воинской иконографической характеристики, усиленной средствами нового массового искусства XX века – кинематографа – глубоко внедрила ее в образное сознание современного общества и сделала практически неотделимой от исторической личности Александра Невского. В рамках новой «современной» иконографии появляется множество произведений изобразительного искусства, литературы, кинематографа, многообразие которых заслуживает отдельного исследования. Обращаясь к этому громкому имени, деятели культуры использовали авторитетнейший исторический пример для создания идеального образа российского воина, полководца и патриота, а иногда и просто Древней Руси, не боясь попасть под идеологическую критику и даже не пытаясь прибегать к исторической аллегории. На примере множества произведений искусства XX века, изображающих Александра Невского в образе воина, вновь подтверждается общая для всех иконографических типов особенность – идеологическая направленность и стремление всегда быть актуальным обращением к современнику.

 Особое почитание христианами святых мужей, защищающих «народ Божий» от нападений врагов, видимых и невидимых, предопределило и иконографию «воинства небесного», облаченного в понятные земные атрибуты воинского служения. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, Вере и верности Богу и Его Церкви – о верности и жертвенной любви к своему земному Отечеству, любви к ближнему



В иконографии воинов особое значение имеет одежда и снаряжение. В предыдущих публикациях нами уже изучены некоторые воинские одежды, одинаково характерные для нескольких иконографических типов. Среди них – воинский плащ (хламида), сорочка (срачица) и сапоги. При анализе двух предыдущих иконографических типов нам неоднократно встречалась традиционная воинская защита – доспехи. Исторические воинские доспехи различных видов достоверно зафиксированы в памятниках искусства и при исследовании произведений с изображением Александра Невского в воинской иконографии будут неоднократно встречаться нам.

 Доспехи русских князей и ратников делились на два типа: кольчатые и пластинчатые (дощатые). Среди наиболее распространенных, кольчатых, выделяются: панцирь, кольчуга и байдана. Бархатец, калантарь, юшман и зерцало относились к пластинчатым доспехам. Все перечисленные воинские доспехи неоднократно встречаются в изображениях Александра Невского.

 Наравне с доспехами в иконографии святого Александра Невского постоянно встречается важнейший смысловой элемент княжеской, императорской и воинской иконографии святого – меч. В двух предыдущих он несет сугубо презентативное значение как атрибут власти князя или государя. В воинской иконографии, вместе с первым значением, это в первую очередь грозное оружие и зримый символ бранной доблести героя. Воинский шлем и копье, в отличие от предыдущих предметов, никогда не встречаются в других иконографических типах святого Александра Невского. Наличие в программе произведения одного из этих предметов способно обоснованно присоединить его к воинскому иконографическому типу. На примере воинских атрибутов иконография вновь вооружается новыми средствами для очередной смысловой характеристики героя и в зависимости от их сочетаний достигает различных по значению результатов.

 Хронологически первым образцом среди произведений искусства, в котором святой Александр Невский фигурирует в воинской иконографии, является образ, рассмотренный нами в одной из первых статей в контексте преподобнической иконографии – это житийный образ святого Александра Невского в схиме Алексия из храма Покрова на Рву. Там мы исследовали средник с ростовым изображением преподобного, в котором его иконографическая атрибуция безусловно преподобническая. В этом ключевом для иконографии святого Александра Невского памятнике есть житийные клейма, где
проповедническая интонация интерпретирует личность святого средствами княжеской иконографии, а одно – воинской. Поэтому данное произведение становится отправной точкой в исследовании еще одного иконографического типа святого.

В клейме № 7 «Невская битва» святой Александр Невский изображен в безусловно воинской иконографии. Здесь он, благодаря смысловым возможностям иконной композиции, дважды представлен всадником, скачущим на белом коне впереди русского воинства, стремительно атакующим шведских воинов. В первом случае князь изображен во время поединка со шведским ярлом, мчащимся навстречу ему, во втором – во главе своего воинства, сминающего деморализованные ряды шведов. Значительно утраченная миниатюрная живопись этого клейма все же позволяет рассмотреть детально написанные воинские одежды святого и его лик. Он облачен согласно традиции русского сословного ратника XVI века. На князе надета синяя сорочка, поверх которой находятся великолепные пластинчатые доспехи, написанные черной наводкой поверх золочения, выполненного белым металлом. Торс защищает доспех, который по наличию крупных, горизонтально расположенных рядов из металлических досок и вертикальному разрезу по центру с большей вероятностью можно определить как юшман или куяк. Плечи защищены пластинчатыми зарукавьями, а бедра – металлическим подолом. На ногах краснокоричневые штаны и сапоги. На голове военачальника не княжеская тафья, а конусообразный шлем, надетый поверх плотно облегающей голову и шею металлической сетки. Наличие всех этих воинских одеяний позволяет нам обоснованно отнести это изображение к воинской иконографии. Левая рука святого прижимает к груди круглый, богато декорированный щит, написанный таким же приемом, как и доспехи, а правая грозно занесена над головой с прямым белым, как молния, мечом. В ритм движению меча князя киноварные копья участвующих в сражении ангельских сил пронизывают ряды шведских всадников. Это, наряду с ритмической паузой перед святым, выделяет его из общей батальной сцены, делая композиционным и смысловым центром. Еще этой цели служит яркое киноварное пятно воинского плаща – хламиды, надетого только на святом Александре Невском. Последним смысловым элементом иконография окончательно реализует в этом изображении полный состав воинского чина и ставит тем самым безоговорочную определенность своей характеристики. В данном клейме Александр Невский, возможно, впервые написан согласно воинскому иконографическому типу. Во всяком случае, среди памятников изобразительного искусства с соответствующей иконографией, сохранившихся до наших дней, это изображение является самым древним.

Следующий по хронологии образ святого относится к периоду, в котором доминировала императорская по типу иконография, и данное исключение из общего правила делает этот пример очень интересным. Как и в предыдущем аналоге, воинская иконография здесь возникает не как доминирующая, а лишь только в качестве дополнительной исторической характеристики в житийном сюжете к преподобнической характеристике центрального образа. Образ преподобного Александра Невского во иноцех Алексия, конец XVII –начало XVIII века, ГМИР. В житийных сценах этого образа, вписанных в изящно исполненный «фряжский» пейзаж, а не в геометрические клейма, как в предыдущем аналоге, святой предстает в бескомпромиссном воинском иконографическом типе. Пейзаж, на фоне которого изображен центральный образ святого Александра Невского в преподобнической иконографии, буквально наполнен сценами, 
последовательно повествующими о событиях, связанных с Невской битвой. В финальной сцене самой битвы в нижнем левом углу композиции святой предстает конным воином с узнаваемыми иконографическими чертами лика, поражающим копьем рухнувшего с коня на землю шведского воеводу. Все фигуры воинов, как русских, так и шведских, написаны с не меньшим вниманием и искусством, чем фигура князя. В этой батальной сцене только наличие золотопробельного лучевидного сияния-нимба выделяет святого из многофигурного окружения воинов, очень похожих не только по иконографии одежд, но и личным письмом. В свидетельство того, что в сцене поединка среди «одноликих» персонажей изображен главный герой, на его нимбе мастером-иконописцем сделана надпись «св. Александр». Для необходимой персонификации святого в поздней иконе этого вполне достаточно, так как ни у одного персонажа во всех сценах больше нет такого отличия. Возможно, такая «трафаретность» личного и доличного письма этой иконы связана с сильно обмирщенной к концу XVII века традицией канонического иконописания в России. На тот момент национальное искусство лишилось собственной регенерирующей энергии и полностью сориентировалось на духовно чуждую европейскую художественную традицию. Данный формальный подход не имеет ничего общего с безупречной смысловой скалиброванностью предыдущего образца, в котором изображение князя выделено иконографическими, композиционными и живописными средствами.

Два общих по иконографии, но различных по глубине смысловой проработки образца, являются самыми древними среди доступных нам аналогов. В обоих случаях воинская иконография не является самостоятельной, а только иллюстративно дополняет основную преподобническую. Кроме того, есть еще единичные образцы конца XVII – начала XVIII веков, практически дословно цитирующие второй, более поздний. Далее едва проявившаяся воинская иконография почти двести лет находилась в забвении, будучи вместе с преподобнической и княжеской вытеснена официальной императорской иконографией. Только в конце XIX века она вновь появляется применительно к святому Александру Невскому, но теперь в совершенно новом, самостоятельном значении, ставшем с этого времени отдельной смысловой характеристикой.

 Эмпирический материал, относящийся к данному иконографическому типу, настолько объемен, что для минимального обзора нам потребуется три статьи. В данной, мы, сделав исторический обзор и обоснование данного типа, смогли изучить только два ранних памятника. Они относятся к первому историческому призыву. В двух последующих статьях автор предложит читателям «Вестника» обзор памятников конца XIX века и произведений искусства Советского Союза XX века.

 Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7813
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ