Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОИНСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
11 Апрель 2017

В иконографии воинов особое значение имеет одежда и снаряжение. В предыдущих публикациях нами уже изучены некоторые воинские одежды, одинаково характерные для нескольких иконографических типов. Среди них – воинский плащ (хламида), сорочка (срачица) и сапоги. При анализе двух предыдущих иконографических типов нам неоднократно встречалась традиционная воинская защита – доспехи. Исторические воинские доспехи различных видов достоверно зафиксированы в памятниках искусства и при исследовании произведений с изображением Александра Невского в воинской иконографии будут неоднократно встречаться нам.

 Доспехи русских князей и ратников делились на два типа: кольчатые и пластинчатые (дощатые). Среди наиболее распространенных, кольчатых, выделяются: панцирь, кольчуга и байдана. Бархатец, калантарь, юшман и зерцало относились к пластинчатым доспехам. Все перечисленные воинские доспехи неоднократно встречаются в изображениях Александра Невского.

 Наравне с доспехами в иконографии святого Александра Невского постоянно встречается важнейший смысловой элемент княжеской, императорской и воинской иконографии святого – меч. В двух предыдущих он несет сугубо презентативное значение как атрибут власти князя или государя. В воинской иконографии, вместе с первым значением, это в первую очередь грозное оружие и зримый символ бранной доблести героя. Воинский шлем и копье, в отличие от предыдущих предметов, никогда не встречаются в других иконографических типах святого Александра Невского. Наличие в программе произведения одного из этих предметов способно обоснованно присоединить его к воинскому иконографическому типу. На примере воинских атрибутов иконография вновь вооружается новыми средствами для очередной смысловой характеристики героя и в зависимости от их сочетаний достигает различных по значению результатов.

 Хронологически первым образцом среди произведений искусства, в котором святой Александр Невский фигурирует в воинской иконографии, является образ, рассмотренный нами в одной из первых статей в контексте преподобнической иконографии – это житийный образ святого Александра Невского в схиме Алексия из храма Покрова на Рву. Там мы исследовали средник с ростовым изображением преподобного, в котором его иконографическая атрибуция безусловно преподобническая. В этом ключевом для иконографии святого Александра Невского памятнике есть житийные клейма, где
проповедническая интонация интерпретирует личность святого средствами княжеской иконографии, а одно – воинской. Поэтому данное произведение становится отправной точкой в исследовании еще одного иконографического типа святого.

В клейме № 7 «Невская битва» святой Александр Невский изображен в безусловно воинской иконографии. Здесь он, благодаря смысловым возможностям иконной композиции, дважды представлен всадником, скачущим на белом коне впереди русского воинства, стремительно атакующим шведских воинов. В первом случае князь изображен во время поединка со шведским ярлом, мчащимся навстречу ему, во втором – во главе своего воинства, сминающего деморализованные ряды шведов. Значительно утраченная миниатюрная живопись этого клейма все же позволяет рассмотреть детально написанные воинские одежды святого и его лик. Он облачен согласно традиции русского сословного ратника XVI века. На князе надета синяя сорочка, поверх которой находятся великолепные пластинчатые доспехи, написанные черной наводкой поверх золочения, выполненного белым металлом. Торс защищает доспех, который по наличию крупных, горизонтально расположенных рядов из металлических досок и вертикальному разрезу по центру с большей вероятностью можно определить как юшман или куяк. Плечи защищены пластинчатыми зарукавьями, а бедра – металлическим подолом. На ногах краснокоричневые штаны и сапоги. На голове военачальника не княжеская тафья, а конусообразный шлем, надетый поверх плотно облегающей голову и шею металлической сетки. Наличие всех этих воинских одеяний позволяет нам обоснованно отнести это изображение к воинской иконографии. Левая рука святого прижимает к груди круглый, богато декорированный щит, написанный таким же приемом, как и доспехи, а правая грозно занесена над головой с прямым белым, как молния, мечом. В ритм движению меча князя киноварные копья участвующих в сражении ангельских сил пронизывают ряды шведских всадников. Это, наряду с ритмической паузой перед святым, выделяет его из общей батальной сцены, делая композиционным и смысловым центром. Еще этой цели служит яркое киноварное пятно воинского плаща – хламиды, надетого только на святом Александре Невском. Последним смысловым элементом иконография окончательно реализует в этом изображении полный состав воинского чина и ставит тем самым безоговорочную определенность своей характеристики. В данном клейме Александр Невский, возможно, впервые написан согласно воинскому иконографическому типу. Во всяком случае, среди памятников изобразительного искусства с соответствующей иконографией, сохранившихся до наших дней, это изображение является самым древним.

Следующий по хронологии образ святого относится к периоду, в котором доминировала императорская по типу иконография, и данное исключение из общего правила делает этот пример очень интересным. Как и в предыдущем аналоге, воинская иконография здесь возникает не как доминирующая, а лишь только в качестве дополнительной исторической характеристики в житийном сюжете к преподобнической характеристике центрального образа. Образ преподобного Александра Невского во иноцех Алексия, конец XVII –начало XVIII века, ГМИР. В житийных сценах этого образа, вписанных в изящно исполненный «фряжский» пейзаж, а не в геометрические клейма, как в предыдущем аналоге, святой предстает в бескомпромиссном воинском иконографическом типе. Пейзаж, на фоне которого изображен центральный образ святого Александра Невского в преподобнической иконографии, буквально наполнен сценами, 
последовательно повествующими о событиях, связанных с Невской битвой. В финальной сцене самой битвы в нижнем левом углу композиции святой предстает конным воином с узнаваемыми иконографическими чертами лика, поражающим копьем рухнувшего с коня на землю шведского воеводу. Все фигуры воинов, как русских, так и шведских, написаны с не меньшим вниманием и искусством, чем фигура князя. В этой батальной сцене только наличие золотопробельного лучевидного сияния-нимба выделяет святого из многофигурного окружения воинов, очень похожих не только по иконографии одежд, но и личным письмом. В свидетельство того, что в сцене поединка среди «одноликих» персонажей изображен главный герой, на его нимбе мастером-иконописцем сделана надпись «св. Александр». Для необходимой персонификации святого в поздней иконе этого вполне достаточно, так как ни у одного персонажа во всех сценах больше нет такого отличия. Возможно, такая «трафаретность» личного и доличного письма этой иконы связана с сильно обмирщенной к концу XVII века традицией канонического иконописания в России. На тот момент национальное искусство лишилось собственной регенерирующей энергии и полностью сориентировалось на духовно чуждую европейскую художественную традицию. Данный формальный подход не имеет ничего общего с безупречной смысловой скалиброванностью предыдущего образца, в котором изображение князя выделено иконографическими, композиционными и живописными средствами.

Два общих по иконографии, но различных по глубине смысловой проработки образца, являются самыми древними среди доступных нам аналогов. В обоих случаях воинская иконография не является самостоятельной, а только иллюстративно дополняет основную преподобническую. Кроме того, есть еще единичные образцы конца XVII – начала XVIII веков, практически дословно цитирующие второй, более поздний. Далее едва проявившаяся воинская иконография почти двести лет находилась в забвении, будучи вместе с преподобнической и княжеской вытеснена официальной императорской иконографией. Только в конце XIX века она вновь появляется применительно к святому Александру Невскому, но теперь в совершенно новом, самостоятельном значении, ставшем с этого времени отдельной смысловой характеристикой.

 Эмпирический материал, относящийся к данному иконографическому типу, настолько объемен, что для минимального обзора нам потребуется три статьи. В данной, мы, сделав исторический обзор и обоснование данного типа, смогли изучить только два ранних памятника. Они относятся к первому историческому призыву. В двух последующих статьях автор предложит читателям «Вестника» обзор памятников конца XIX века и произведений искусства Советского Союза XX века.

 Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  7789
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ