Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ВОИНСКИЙ ТИП ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
11 Апрель 2017
В предыдущих статьях «Вестника Свято- Троицкой Александро-Невской Лавры», посвященных уникальной иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского мы познакомились с преподобническим, княжеским и императорским типами. В обширной иконографии святого существует еще один иконографический тип, который на первый взгляд во многом дублирует княжеский и императорский. Но в этом иконографическом принципе отчетливо проявляется иная проповедническая характеристика личности святого Александра Невского как воина. Для этого употребляется давно существующая в изобразительном искусстве иконография святых воинов-мучеников. Данное явление справедливо заслуживает отдельного анализа, а также обоснованного выделения его в отдельный, четвертый иконографический тип — воинский.

В практике византийского и, следовательно, русского иконописания издавна существует традиция изображения древних святых мучеников воинов, таких как святой Георгий Победоносец, святой Димитрий Солунский, святой Иоанн воин, святой Федор Стратилат. Почти все древние святые воины, будучи представителями знатного сословия, состояли на военной службе у римского императора и, как правило, не имели ратных подвигов, прославивших их при жизни. Воинские чудеса чаще совершались святыми после их мученической исповеднической кончины за Веру и носили воинский характер только по форме происходящего действия, по сути же являлись зримым свидетельством Божьего Промысла, этими деяниями осуществлявшегося в языческом мире. В новом статусе Воины Христовы своими подвигами славили Бога, действенно отзываясь на молитву притесняемых христиан первого времени.

 По подобию древних святых житие святого Александра Невского достаточно изобилует воинскими подвигами. Но совершены они им, по преимуществу, при жизни, а не после кончины. Есть в его жизни и иное сходство с древними святыми. Будучи великим князем владимирским и главой российского христианского государства, он, вследствие политической подчиненности Руси, являлся вассалом великого хана Золотой Орды. Как древние мученики-христиане в свое время находились на службе у кесарей-язычников, перенося неисчислимые моральные страдания, так и непобедимый на поле брани Александр Невский ради спасения Веры и народа смиренно искал мира с непобедимой тогда Золотой Ордой. Его духовный подвиг сродни мужеству древних святых. Поэтому сложившаяся традиция изображения христианских воинов-мучеников законно применяется
для Александра Невского, вновь подтверждая беспримерную уникальность его иконографии, соединившую совершенно разные характеристики применительно к одному человеку.

Среди большого количества сохранившихся до наших дней произведений искусства, изображающих святого Александра Невского и написанных с конца XVI до XIX века, всего несколько памятников имеют признаки воинской иконографии. Их настолько мало, что охарактеризовать их как системные не получается из-за периферийности этих изображений внутри композиций. Они возникают во второй половине XVII века как «житийные» версии, призванные частным образом прославить соответствующим иконографическим чином память великого русского полководца.

Вторым историческим периодом, призвавшим на проповедь данный иконографический тип, стала последняя треть XIX века. Активное историко-патриотическое возрождение, охватившее все сферы культурной и религиозной жизни российского общества в этот период, настойчиво обратилось к поиску исторической объективности в отношении многих устоявшихся «закостенелых» канонов. В предыдущих статьях, касаясь этого исторического периода, мы отмечали существенные корректировки, произошедшие в императорской иконографии, а также очевидный ренессанс практически забытой старокняжеской иконографии.

И наконец, существует третий исторический период, актуализировавший воинскую иконографию святого. Парадоксальным образом именно XX «богоборческий» век в истории России больше по необходимости, чем по желанию, массово явил эту иконографию применительно к личности святого Александра Невского. Более того, в это время данная иконография негласно (так как о какой-либо официальности по отношению к святым в Советской России не могло быть и речи) становится государственной. В очередной раз в период Великой Отечественной войны историческая и воспитательная актуальность патриотического примера русского полководца – победителя немецких рыцарей извлекла из отечественной истории его пример. В новых исторических стандартах принадлежность Александра Невского к великокняжескому достоинству оттесняется собственно полководческим и народно-освободительным значением его исторической деятельности. В 1938 году на экраны выходит художественный фильм «Александр Невский». Его доминирующая идея заключается в стремлении показать народу великого патриота, воина и защитника своего Отечества. В продолжение фильма главный герой на экране чаще всего предстает воином и полководцем. Его княжеское значение выражается в руководстве дружиной и личной воинской доблести. Гений режиссера Сергея Эйзенштейна средствами черно-белого кино создал художественно-политический плакат. В этот же период в Советской армии учрежден новый
орден Александра Невского. Эта награда сразу занимает высокое место в орденской иерархии. Одно то, что орден Александра Невского давался только офицерскому составу за личное мужество и командирские заслуги, свидетельствует о соответствующем почитании его полководческого и воинского гения среди элиты советской армии. Эти факты наглядно подтверждают неиссякаемый интерес к личности, столь значимой и заметной в исторической картине нашей Родины, личности универсальной, способной быть эталонным примером на разных этапах отечественной истории.

Продолжительная популяризация воинской иконографической характеристики, усиленной средствами нового массового искусства XX века – кинематографа – глубоко внедрила ее в образное сознание современного общества и сделала практически неотделимой от исторической личности Александра Невского. В рамках новой «современной» иконографии появляется множество произведений изобразительного искусства, литературы, кинематографа, многообразие которых заслуживает отдельного исследования. Обращаясь к этому громкому имени, деятели культуры использовали авторитетнейший исторический пример для создания идеального образа российского воина, полководца и патриота, а иногда и просто Древней Руси, не боясь попасть под идеологическую критику и даже не пытаясь прибегать к исторической аллегории. На примере множества произведений искусства XX века, изображающих Александра Невского в образе воина, вновь подтверждается общая для всех иконографических типов особенность – идеологическая направленность и стремление всегда быть актуальным обращением к современнику.

 Особое почитание христианами святых мужей, защищающих «народ Божий» от нападений врагов, видимых и невидимых, предопределило и иконографию «воинства небесного», облаченного в понятные земные атрибуты воинского служения. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, Вере и верности Богу и Его Церкви – о верности и жертвенной любви к своему земному Отечеству, любви к ближнему

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  7786
Дата публикации: 10.04.2017
Автор: Д. Г. Мироненко Кандидат искусствоведения, иконо- писец, заведующий иконописно-реставрационной ма- стерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: История Церкви
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ