«ВСЯ Я ТУТ» Петербургская матушка

English
Дата публикации: 27.03.2017
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: Душеполезное чтение
27 Март 2017 СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ – ОДНА ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ СВЯТЫХ НЕ ТОЛЬКО В НАШЕМ ГОРОДЕ, НО И ВО ВСЕЙ РОССИИ. КАЖДЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК, ПОСЕЩАЮЩИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, СТРЕМИТСЯ ПОБЫВАТЬ НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ, У МОГИЛКИ СВЯТОЙ. ПОСКОЛЬКУ ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТОЙ КСЕНИИ НЕИЗВЕСТЕН, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИ КАНОНИЗАЦИИ УСТАНОВИЛА ПРАЗДНОВАНИЕ БЛАЖЕННОЙ В ДЕНЬ ЕЕ АНГЕЛА — ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ, 6 ФЕВРАЛЯ.

В ЭТОТ ДЕНЬ В ЦЕРКВЯХ ПРОВОДИТСЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, ЗВУЧИТ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКАФИСТ, ПРОСЛАВЛЯЮЩИЙ СВЯТУЮ:

«ИЗБРАННАЯ УГОДНИЦА И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВАЯ СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТИ КСЕНИЯ, ИЗБРАВШАЯ ПОДВИГ ТЕРПЕНИЯ И ЗЛОСТРАДАНИЯ, ХВАЛЕБНОЕ ПЕНИЕ ПРИНОСИМ ТИ ЧТУЩИЯ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ТВОЮ. ТЫ ЖЕ ЗАСТУПИ НАС ОТ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ДА ЗОВЕМ ТИ: РАДУЙСЯ, КСЕНИЯ БЛАЖЕННАЯ, МОЛИТВЕННИЦА О ДУШАХ НАШИХ...»

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Три года супруги жили в любви и согласии, но внезапно Андрей Федорович скончался, не успев даже принять последнего покаяния и получить последнее прощение.

Потрясенная этим страшным событием, молодая вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Так начался подвиг юродства Ксении – добровольный отказ от всего земного, от мирских утех, привычной жизни – длившийся почти полвека.

В день похорон Ксения Григорьевна шла за гробом мужа в его мундире, говоря всем, что хоронят ее, a Андрей Федорович жив. В дальнейшем она продолжала носить этот мундир, уверяя, что Андрей Феодорович не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. На всех иконах святая изображается в красных с зеленым (или наоборот) одеждах – это цвета военной формы того времени.

 После похорон Ксения Григорьевна раздала бедным все свое имущество, a дом передала унтерофицерской вдове Прасковье Антоновой, с условием, что та будет давать приют нищим и бездомным. Родные Ксении Григорьевны подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что она совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом по своему усмотрению.

В народе к юродивым, блаженным, убогим, к нищим бродяжкам отношение было, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыню, пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать, бросить комком грязи или камнем. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная Ксения все эти поношения сносила безропотно. От прочих нищих она отличалась, прежде
всего, тем, что для себя никогда ничего не просила. Из денег Ксения Петербуржская принимала только медные копейки с изображением Георгия Победоносца – «царя на коне», и то не у всех – на иного посмотрит и скажет: «Я у тебя копеечку не возьму, ты людей обижаешь». Полученные медяки она тут же раздавала нищим. Постепенно простые петербуржские обыватели стали замечать, что каждая встреча с блаженной – к добру. Работные люди старались хоть несколько шагов пройти рядом с ней. Торговцы и лавочники старались угостить ее. Действительно, всякая малая помощь, оказанная блаженной Ксении, вознаграждалась сторицей.

 Бродя целыми днями по улицам Васильевского острова и Петроградской стороны, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербурга, но и полиция. Решено было разузнать, где ночует эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что юродивая, круглый год и в любую погоду, ночью уходила на окраину Петербурга (ныне в районе Чкаловского проспекта) и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

 Когда на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь, рабочие стали замечать, что ночью кто-то натаскивает на верхние леса строящейся церкви целые горы кирпича. Выяснилось, что это блаженная Ксения тайно ночами поднимала тяжелые заплечные носилки с кирпичами на самый верх, складывала их, шепча молитвы на промозглом ветру.

За великие подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Ксения блаженная сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и гибель юного Иоанна VI Антоновича, многим женщинам помогла обрести детей и любимых. Так блаженную Ксению стали считать скорой помощницей и заступницей, особенно в делах касавшихся любви, брака и потомства.

Несколько десятилетий блаженная Ксения несла подвиг юродства Христа ради. Около 1803, a по другим данным, около 1806 года она   поду. Когда тело блаженной Ксении везли в последний путь от церкви святого апостола Матфея до Смоленского кладбища, ее провожали толпы жителей Васильевского острова, Петербуржской стороны и других частей нашего города. Народное почитание могилы Ксении Петербургской началось почти сразу после кончины праведницы. Действительно, многие тысячи людей самых разных сословий, обращавшихся к ней за помощью,
получали поддержку и утешение. Среди них были и члены царской семьи. В 1874 году будущий император Александр III тяжело заболел. Близкие опасались за его жизнь, ведь и старший брат будущего императора, Николай, неожиданно скончался десятью годами ранее. По преданию, следуя совету простого слуги, супруга цесаревича Мария Федоровна обратилась к праведнице Ксении, которая явилась к ней во сне, предсказав выздоровление мужа и рождение дочери. Это пророчество исполнилось с точностью. Цесаревич Александр Александрович действительно выздоровел, а Мария Федоровна 25 марта 1875 года, в Благовещение, родила дочь. Ее назвали Ксенией. С этого времени будущая государыня стала особенно почитать блаженную Ксению. Ежегодно она приезжала на могилу блаженной и совершала по ней панихиду.

В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина над могилой блаженной Ксении была построена часовня в неорусском стиле. В 1940 году часовня была закрыта. Мраморные плитки с гробницы блаженной Ксении были разобраны, церковная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни – сожжены. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. В 1960 году, в период новых гонений на Православие, часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую. Затем часовня долгое время простояла в запустении, окруженная глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния. В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Вновь часовня была освящена в 1987 году, незадолго до канонизации праведницы. С тех пор поток верующих, желающих поклониться святой блаженной Ксении Петербургской, не иссякает.

Храмы и часовни, посвященные святой блаженной Ксении Петербургской, есть во многих городах России. Это и Воронеж, и Архангельск, и Москва, и Брянск… За рубежом такие храмы находятся на Украине, в, Белоруссии, Португалии, Германии, США. Первый монастырь, названный во имя святой блаженной Ксении, открыт в Орловской области по благословению Священного Синода 5 марта 2010 года. Монастырский храм освящен во имя Воскресения Словущего.


Количество показов :  2297
Дата публикации: 27.03.2017
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2016
Из газеты: Вестник Александро-Невской Лавры (1-2) 2016
Тема: Душеполезное чтение
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ 



© Битрикс