Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ИМПЕРАТОРСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Дата публикации: 08.02.2017
Автор: Мироненко Д. Г. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро- Невской Лавре
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: История Церкви
8 Февраль 2017
безусловно, императорским по типологии. Период царствования императрицы Екатерины II ознаменован в отечественной культуре необычайным расцветом изобразительного искусства. Большая любительница искусств, государыня всячески поощряла их развитие в своём Отечестве. Вместе с тем при этой императрице в общество постепенно возвращается идея национальной самобытности русской культуры, истории и религии при том, что Екатерина II была во многом приверженцем гуманистических умонастроений Европы, в частности идей Вольтера, нивелирующих общественную и религиозную историю с их теократическим значением, и взамен утверждающих новую доминанту миропостроения – человека. К периоду царствования этой императрицы относится следующий пример.

Въезд Александра Невского в Псков. Григорий Угрюмов, 1793 год, ГРМ (ил. 2).

Александр Невский
Монументальное полотно, написанное молодым художником, вскоре после его возвращения из пенсионерской поездки в Италию, наглядно свидетельствует о новых общественных настроениях в российском обществе. Композиционная схема произведения построена на основе трёх пространственных планов. Передний план, образованный конной фигурой русского воина в правой части и группы женщин в левом нижнем углу, связанные теневым утяжелением нижнего края композиции, образуют кулисный вход в центр произведения. Главный герой помещён в средний пространственный план, выделенный из общего тона световыми акцентами и безупречно выверенным положением конного изображения молодого Александра Невского, движущегося во главе своего войска. Рядом с конём князя идут два плененных немецких рыцаря. За счет умелого использования приёмов прямой перспективы мастер достигает ощущения диагонального движения войск из глубины полотна в световой центр композиции. Это движение усилено кулисной статичностью переднего и заднего планов. К третьему плану относится перспективное изображение крепостных стен Пскова и горожан, во главе с епископом и духовенством встречающих своего освободителя у открытых крепостных ворот.

Очень интересной в этом полотне представляется изобразительная характеристика Александра Невского. Здесь отчётливо виден компромисс между исторической достоверностью и официальной иконографией святого. Отступая от исторической экипировки вполне реальных лёгких воинских облачений новгородского князя, Угрюмов, вместо положенного в подобной ситуации княжеского плаща – корзно и княжеской тафьи, облачает Александра поверх древних одеяний в императорскую горностаевую мантию и венец XVIII века. Столь очевидный эклектизм обусловлен, по всей видимости, тем, что к концу XVIII века императорская порфира и венец «вросли» в иконографию святого настолько, что их удаление, даже вызванное исторической объективностью, неминуемо привело бы к неузнаваемости главного героя картины. При этом рыцарские латы, так часто
употреблявшиеся при изображении князя в течение проходящего века, в этом произведении присутствуют только в боевом гардеробе плененных врагов – тевтонских рыцарей.

Другой очень интересной особенностью является портретная параллель, проведённая художником между личностями юного Александра Невского и юного же Петра I. Двадцатилетний князь написан очень похожим на молодого Петра с портрета кисти Кнеллера. Многое в этом лице адресует к известному аналогу: и длинные вьющиеся волосы, и узнаваемая петровская острота подбородка на овальном, ещё по-юношески округлом лице, и едва пробившиеся характерные усики. Но главное – это взгляд больших, широко поставленных карих глаз, устремлённых в великое будущее своего Отечества, открытое ему Божьим Промыслом. Возможно, что именно в этом произведении в последний раз происходит прямое отождествление двух исторических личностей. В дальнейшем, в век императоров-мужчин, портретные параллели будут проводиться со здравствующими государями, но не с Петром Великим.

Относительно этого произведения следует отметить его тесную взаимосвязь с Свято-Тро- ицкой Александро-Невской Лаврой. Исторически оно являлось важной частью живописного убранства стен Троицкого собора и всегда располагалось на северной стене во втором регистре. Сейчас на этом месте находится очень качественная современная копия, а произведение Угрюмова хранится в Русском Музее.

 К подобным по портретной характеристики произведениям относится образ святого Александра Невского, середина XIX века. Древлехранилище Александро-Невской Лавры. Здесь отчётливо просматривается императорская иконография, прошедшая путь от Петра I до Александра I и ставшая сбалансированным компромиссом новых европейских императорских идей и древне-русской традиционности. К первым относятся стабильная композиционная схема коронационного портрета и имперские регалии: порфира и венец. Ко второй относятся практически реальные исторические облачения русского воина-князя под горностаевой мантией. В период активного роста национального самосознания в русском обществе, вызванном победой над Наполеоном и усилением национальных культурных приоритетов, рыцарские латы, как элемент европейской военной культуры, окончательно покидают иконографию Александра Невского, а на их место в петровскую иконографию приходят древнерусские воинские доспехи. Произошедшую корректировку наглядно демонстрирует этот образ. Князь одет в традиционные пластинчатые доспехи и железные наголенники, являвшиеся эффективной боевой защитой русских конных воинов времен Александра Невского. К сожалению, плохая сохранность этого академического произведения даёт сильно искажённое утратами впечатление об авторской живописи, несомненно, высокого профессионального уровня. В зоне большой утраты красочного слоя в нижнем левом углу,

Александр Невский

по-видимому, находилось изображение овального щита, лежащего у ног святого. Возможно, что рядом со щитом находилось ещё что-то. Хоругвь становится в этот период практически неотъемлемой частью официальной иконографии князя и правомочно присутствует в этом изводе в правой руке князя. Вновь обращает на себя внимание портретная характеристика, придающая лику Святого в данном произведении несомненное сходство с императором Николаем I.

Далее рассмотрим группу памятников, очень близких по программе и композиционно-художественной схеме построения и являющих новый иконографический эталон. В хронологическом основании этой группы находится выдающийся образец, своей иконографической трактовкой идеально выразивший новую общественную идею. Данный извод возник в период царствования императора Александра II и стал, возможно, самым распространённым в общей императорской иконографии святого Александра Невского по количеству произведений. Вызвано это, скорее всего, двумя историческими событиями, до основания потрясшими Российскую Империю. Первое произошло 19 февраля 1861 года. В этот день Александр II подписал Манифест об отмене в России крепостного права. С этого момента благодарное поминание императора простым народом как своего освободителя вызвало новую волну почитания в России его небесного покровителя. По традиции часть воздаваемой хвалы святому небесному угоднику предполагала хвалу и молитвенное воспоминание перед образом своего земного благодетеля. Второе событие произошло 1 марта 1881 года. В этот день Александр II был смертельно ранен во время восьмого по счету покушения. В память о погибшем императоре по всей стране строится множество храмов, посвящённых его небесному покровителю, пишется множество икон. По преимуществу это образы извода, исследуемого ниже.

Продолжение следует...
2 - 2 из 2
Начало |  Пред.  |  1  2  |  След. | Конец  | Все 

Количество показов :  7949
Дата публикации: 08.02.2017
Автор: Мироненко Д. Г. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро- Невской Лавре
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: История Церкви
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ