Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ИМПЕРАТОРСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

English
Дата публикации: 08.02.2017
Автор: Мироненко Д. Г. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро- Невской Лавре
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: История Церкви
8 Февраль 2017
В предыдущей статье читатели Лаврского Вестника начали знакомство с Императорским (Петровским) типом иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского. Мы кратко проанализировали причины возникновения данной типологии, сменившей Княжескую, и установили авторство данного иконографического новаторства, принадлежащего Императору Всероссийскому Петру Великому.

 При обзоре произведений с изображением святого Александра Невского мы остановились на изучении группы памятников начала XVIII века, предельно точно выражающих официальную иконографию cвятого того исторического периода. Их смысловая партитура буквально дышит идеями петровской России, являя героя в роли стратега, полководца и великого европейского императора-государственника. В дальнейшем пассионарность политических и экономических процессов в жизни российского общества сменялась периодами застоя или попытками корректировки нового курса. Все эти процессы фиксируются в произведениях искусства. Особенно наглядно это на примере иконографии Александра Невского. Ко второй половине петровского века, в образах князя с официальной императорской иконографией постепенно проявляются новые смысловые нюансы, подчас противоречащие изначальным проповедническим основам. В результате продолжительной трансформации проповеднических средств внутри этой иконографии, к концу XIX века появится новый эталон. Но, в этом временном отрезке продолжительностью более 150 лет история искусств находит множество выдающихся примеров. Несколько из них мы рассмотрим в этой публикации.

К числу таких примеров относится Образ святого Александра Невского с Александро- Невским монастырем. 1776 год, Музей Московской Духовной Академии. Императорская иконография в этом произведении реализуется очень развернуто, детально и многопланово характеризуя его и как благочестивую особу имперского достоинства, как основание для града, в котором находится Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, и как Божьего помазанника и молитвенного ходатая перед Пресвятой Троицей за свой народ и Отечество. Иконографические приёмы, посредством которых достигается такая проповедническая широта, характерны для парадных портретов Петра Великого, но в иконографии Александра Невского возможно впервые предстают во всей своей полноте.
Характерной особенностью, привлекающей наше внимание, является наличие в иконном формате пейзажа, расположенного за святым, построенного по принципу прямой перспективы, но реализованного несколько наивно и неуверенно. Вернее, только перспективное изображение Лавры соответствует этому принципу. В последней трети XVIII века в Петербурге были распространены гравюры с изображением монастыря, выполненные с безупречной прямой перспективой. Вероятно, изображение Лавры было тщательно скопировано с одной из них. Во всем остальном (изображение Невы с плывущими по ней кораблями, огибающей строения обители речки Монастырки, и дальних, заросших лесом холмов) пейзаж тяготеет к иконной трактовке пространства, вертикально разворачивающегося и очень отдалённо напоминающего прямую перспективу. Вторая особенность — это наличие в программе иконы, окружённой облаками Ветхозаветной Троицы, ниспосылающей благословение на молитвенно к Ней обращённого князя. Это приём, свойственный для канонической иконописи Руси, а не человекоцентричных портретов святых эпохи Петра. Третья особенность находится в самом изображении святого Александра Невского, вернее, здесь присутствует целый ряд таких особенностей. Святой, облачённый в имперскую порфиру, стоит рядом с престолом, на котором находятся другие регалии – венец и скипетр. За ними на престоле покоится воинский шлем с плюмажем. Всё перечисленное прямо цитирует иконографию из парадных портретов Петра. К этому, безусловно, относится и тёмно-синий шатёр, покрывающий пространство вокруг святого и двухуровневый подиум- возвышение, на котором он стоит. Но, начиная с воинской брони, программа этого образа стремится к древним иконным аналогам. Сами латы только в верхней части подобны западноевропейскому панцирю. На бедрах и ногах они приобретают вид византийских иконных доспехов. На ногах святого нет никакой латной защиты, а вместо сапог на князе – традиционные древневизантийские компаги, поверх узких наговиц. Но главное отличие от всех известных аналогов – это красная лента ордена Александра Невского введённая в облачении князя, по титульному правилу перекинутая через левое плечо по диагонали к правому бедру. По меньшей мере странным, на первый взгляд, иконографическим элементом является конкретный, абсолютно не исторический предмет из эпохи Петра Великого на образе святого Александра Невского. Как нам видится, ответ на возникновение такого смыслового алогизма заключён в истории Александро-Невской Лавры и в программе произведения, явно написанного в своё время для этого монастыря. На памятнике досконально изображается монастырь с величественным собором в центре. Указ Екатерины I об учреждении ордена Александра Невского по рыцарской традиции западной Европы закрепил за ним капитульный храм – Троицкий Собор монастыря. До революции в Лавре существовал зал кавалеров ордена Александра Невского, в котором проводились торжественные мероприятия и церемонии. До настоящего времени историческое убранство этого интерьера не сохранилось, однако помещение, которое он занимал

существует в Федоровском корпусе обители. В подтверждение капитульного статуса Троицкого собора над входом в него до сих пор находится позолоченная скульптурная группа изображаю- щая двух ангелов, держащих барельефный орденский знак, окаймлённый соответствующей красной лентой. Этот образец императорской иконографии Александра Невского заключает в себе программный компромисс новой официальной иконографии и древней православной традиции изображения святых. Возможно, что такая двоякость связана с совершенно определённым авторством, принадлежащим не живописцу, воспитанному на западноевропейских аналогах, а иконописцу (возможно, монаху из числа братии Александро-Невского монастыря). Неизвестный автор этой иконы пользовался во время работы старыми, хорошо ему знакомыми изобразительными приёмами, при помощи которых он, в меру своего понимания, исполнил новую официальную иконографию Святого. На примере этой иконы, возможно, впервые с момента установления Петром новой иконографии Александра Невского возникает определенная тенденция к её корректировке в сторону традиционной иконографии. При этом данный образ остается,



1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  8057
Дата публикации: 08.02.2017
Автор: Мироненко Д. Г. Кандидат искусствоведения, иконописец, заведующий иконописно-реставрационной мастерской святого Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро- Невской Лавре
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: История Церкви
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ