Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

English
Дата публикации: 07.01.2017
Автор: редакция
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Душеполезное чтение
7 Январь 2017
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается Русской Православной церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Желая напомнить читателю о значении этого великого события, мы приводим выдержки из книги «Плач Пресвятой Богородицы», издан- ной в Москве в 1896 году.

«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть «Поистине достойно прославлять Богородицу, честнейшую Херувимов и славнейшую без всякого сравнения Серафимов», говорят все православные христиане, и этим самым показывают, что, после Господа, Матерь Его заслуживает самого глубокого благоговения со стороны верующих. Она есть всегдашняя, усердная заступница всех обращающихся к Ней с горячею любовью и усердной молитвой; Её чудеса неисчислимы, и почти каждый город, каждое селение считает Её своей покровительницей. С благословения Царицы Небесной и в честь Её святого имени посвятим несколько минут на ознакомление с жизнью Пресвятой Девы и Её благодеяниями роду христианскому.

Ко времени пришествия на землю Спасителя мира, иудейская земля – Палестина – разделялась на три части: Иудею, Самарию и Галилею. На одной из галилейских гор построен был городок Назарет: отсюда открывается прекрасный вид на север, на дивные Галилейские горы, перерезанные плодоносными долинами; на востоке вдали расстилается Галилейское озеро, или, как обыкновенно называли его, море. Несколько правей озера обрисовывается гора Фавор, на которой преобразился Господь наш Иисус Христос. В этом-то, прекрасном по своему местоположению, городке, незадолго до того времени, когда должно было исполниться пророчество об Иисусе Христе, жили благочестивые супруги – Иоаким и Анна. Оба они происходили из царского рода Давида и были люди достаточные и всего более отличались безграничною любовью к Богу и милосердием к ближним. Две трети своего состояния они раздавали бедным и жертвовали на храм. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадною: прошло уже пятьдесят лет от супружеской жизни, а они не имели детей.

И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников.

Много и усердно молились Иоаким и Анна, много помогали они бедным, прося у Бога себе детища, наконец дали обещание посвятить своего младенца Богу, если Господь окажет им Свою милость. Молитва их была услышана: Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Так как Пресвятая Дева Мария сделалась Матерью Господа, то день Её рождения – большой праздник для нас.

Всех больших праздников в православной церкви двенадцать, посему они называются двунадесятыми, но кроме двунадесятых, церковь заповедует нам соблюдать многие друге дни, как праздничные. В эти дни, посвящённые воспоминаниям о главных событиях из земной жизни Христа Спасителя, Пречистой Его Матери и святых угодников, церковь хочет оторвать нас от наших постоянных тревог и забот о земной жизни.

Как в праздник Рождества Богородицы, так и в другие праздники в честь Божией Матери,
православная церковь представляет нам множество примеров благочестия для нашего подражания, и поэтому в начале всенощной накануне Рождества Девы Марии, читают паремии, то есть такие отделы из книг Священного Писания, написанных до Рождества Христова, в которых изображается, что благочестивые люди Ветхого Завета, называвшиеся пророками, за свою благочестивую жизнь удостоились получить от Господа откровения о Божией Матери. В первом чтении или паремии на день Рождества Пресвятой Богородицы говорится, как патриарх Иаков, за 1800 с лишком лет до Рождества Иисуса Христа, видел во время сна таинственную лестницу, одним концом утверждённую на земле, а другим восходящую до неба; на верху этой лестницы был Сам Господь, обещавший Иакову в награду за праведную жизнь большое потомство, милость и благословение Божие на все народы земли. Церковь православная знает, что Божия Матерь заменила в христианстве лестницу, виденную Иаковом, и соединила людей с Богом, родивши Господа Иисуса Христа, и потому мы слышим в церкви обращение к Божией Матери: «Радуйся мосте, возводящий (верующих) от земли на небо! Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде!»

Во второй паремии читают, как великий пророк Моисей, за сто пятьдесят лет до Рождества Христова, видел в пустыне, близ горы Хорива, купину, то есть сухой терновый куст. Этот сухой куст горел и не сгорал. Вдруг из пламени пророк услышал голос Божий. Тогда он снял обувь, преклонил колена и стал слушать с благоговейным вниманием Господа, который повелевал ему идти в Египет для спасения угнетённого народа Израильского от жестоких египтян и обещал ему постоянную помощь и покровительство. Несгораемая купина указывала собою на Божию Матерь, и святая церковь говорит: как купина объята была огнём и осталась невредимою, так Богоматерь по Рождестве не утратила Своего девства. Поэтому церковь называет Пресвятую Деву «неопалимою купиною», и на иконах изображают Её окружённою огненным сиянием. В тропаре на день Рождества Божией Матери говорится:
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной, из Тебе бо воссия солнце правды, Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». По-русски это значит, что рождение Пресвятой Девы принесло радость всему миру, потому что из Неё воссияло праведное солнце – Христос Бог наш, который, разрушивши проклятие произнесённое Богом на людей, возвратил людям Божие благословение и, уничтоживши смерть, дал нам вечную жизнь. В этот же праздник на утрени святая церковь поёт величание или краткую песнь славословия в честь Божией Матери и Её святых родителей: «Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей и прославляем славнейшее рождество Твое». Празднуется 8-го сентября.

Нужно весьма подивиться вере Её, которая проглядывает во всех Её действиях, Её чистоте и кротости, неизменно пребывавшим в Ней в самой высокой степени. В самом деле, сколько нужно было веры с Её стороны для того, чтобы признавать, что Тот, коего родила Она и положила в ясли, есть Сам Бог, который был прежде всех веков, Творец мира, который восседает на престоле славы, поддерживает Вселенную силою одного Своего слова, питает людей и животных и оживляет всю природу. Далее видит Она Своего Сына в различных возрастах и постоянно верует, что Он есть обещанный Искупитель мира. Дитя вырастает на Её глазах, незаметно получает разум и силу; становится взрослым – и во всех Его действиях Она не перестаёт смотреть на Него, как на высшее существо, посланное на землю для спасения людей. Но ничто лучше не доказывает смирение и кротость Пресвятой Девы, как совершенное Её молчание во всё время служения Иисуса Христа людям. Евангелие почти со-вершенно умалчивает о дальнейшей Её жизни. Её никогда не было видно ни говорящей о тайнах Божиих и догматах веры, хотя это было Ей более известно, нежели кому другому, ни спорящей с мудрецами иудейскими, ни смеши- вающею Свой голос с голосами апостолов. Все подробности жизни Богоматери укрыты от нас Её смирением. Даже при кресте Христа, во время распятия, при виде страданий Своего Божественного Сына, когда, по пророчеству Симеона Богоприимца, оружие пронзило душу Её, Она не рыдает, подобно другим жёнам иерусалимским, не выказывает Своей глубокой, невыразимой скорби, хотя и страдает, скорбит неизреченно, глубоко, тем более, что Она крепко веровала и неизмеримо любила Своего Божественного Сына; следовательно, насколько сильна была Её любовь и вера, настолько же сильна и глубо- ка была скорбь Её, но Она перед всеми скрыла в сердце Своём эту тяжкую, глубокую скорбь и, безмолвно скорбя, безбоязненно стояла у под- ножия креста Господня, подчиняя Свою скорбь смирению и покорности воле Божией. Видя Сына Своего в самом унизительном положении – распятого посреди разбойников, поруганного народом, оставленного всеми учениками, кроме Иоанна, Она все-таки остаётся твердою и непреклонною в Своей вере. В этом Страдальце Она видит жертву грехов всего мира и разделяет вместе с Ним пламенное желание спасения людей. Христос, желая хоть сколько-нибудь утешить Её в Её глубокой скорби, сказал Ей с креста, указывая на Своего любимого ученика Иоанна: «Жена, это Твой сын!» А потом, обращаясь к Своему ученику Иоанну, Хри-стос сказал и ему: «Это мать твоя!» И действительно, Иоанн в точности исполнил волю Спасителя: взял Божию Матерь к себе и во всю жизнь не оставлял Её


Количество показов :  2328
Дата публикации: 07.01.2017
Автор: редакция
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета 9-10 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Душеполезное чтение
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ