Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

У истоков народного просвещения

 
19 Декабрь 2016 Сейчас в обществе много говорят об образовании. Это неудивительно – ведь идёт реформа этой важнейшей области нашей жизни. Дискуссия разворачивается как в отношении содержания образовательных программ. школ и высших учебных заведений, так и в отношении формы обучения – дневной, вечерней, дистанционной.
При этом считается, что учёба, так сказать, без отрыва от производства – советское достижение, позволившее «прежде угнетённым рабочим и крестьянам» повышать свой образовательный и культурный уровень, не прекращая работы. Так ли это в действительности? По изданному ещё в 1874 году, то есть более чем за четыре десятилетия до Октябрьского переворота, «Положению о народных училищах» вечерние и воскресные школы для рабочих могли учреждаться как правительством, так и частными лицами, а также городскими и земскими обществами. Рассмотрим деятельность народных школ такого рода на примере одного учебного заведения подобного типа – Смоленских вечерне-воскресных классов для рабочих, которое было основано приходским попечительством при Фарфоровской Преображенской церкви на Шлиссельбургском тракте в селе Смоленском (ныне территория Невского района Санкт-Петербурга). В начале XVIII века на левом берегу Невы, близ казённых кирпичных заводов, возникло поселение, где жили рабочие. Для них в 1713 году выстроили церковь, вначале деревянную, а в 1731–1735 годах – каменную для мастеровых переведённого в эту местность при Елизавете Петровне казённого фарфорового завода. Эта церковь располагалась напротив современного дома N 151 по проспекту Обуховской обороны.
К 1811 году однокупольный храм сильно обветшал, и архитекторы Е. Т. Соколов и Л. И. Миллер разработали проект его перестройки, но по недостатку средств изменить удалось лишь форму купола и отчасти внутреннюю отделку. Тогда же в ограде была возведена часовня. Работы длились всего одно лето, после чего 27 сентября 1817 года со- стоялось освящение здания. В 1830 г. мастер Пётр Телушкин, известный тем, что поднимался на шпиль Пе- тропавловского собора, исправил на храме железный крест. Для причта была очевидна необходимость постройки нового здания. В 1845–1846 годах были обновлены трёхъярусная колокольня и купол – деревянный верх колокольни был переделан, купол увеличен путём повышения арок. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. В 1856 году была произведена реставрация четырёхъярусного иконостаса. Ещё дважды (в 1893 и в 1914 годах) в церкви производился основательный ремонт с заменой части
икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись. Преображенская церковь была довольно старой, и в ней были свои святыни: почитаемый образ Казанской Божией Матери, обретённый в 1770 году. на дне Финского залива, и местная икона Преображения с частицами мощей и Животворящего Креста. К числу достопримечательностей относился пятидесяти-пудовый колокол, отлитый в 1686 г. в Швеции и перевезённый из Ниеншанца. Местные святыни были глубоко почитаемы прихожанами. В мае крестный ход шёл в Колпино, в июле – к часовне Скорбящей Божией Матери; три крестных хода были посвящены избавлению от холеры: 28 июля – по селу Смоленскому (холера 1831 год), 20 июля – вокруг завода (1848 год), 9 июля – на фабрику Торнтона (1893 год). Настоятелем перед революцией служил протоиерей Пётр Иоаннович Александровский. С 1871 года при церкви работало благотворительное общество, имевшее богадельню в память промышленников Варгуниных и приют для сирот.
Варгунины были известной в Петербурге и России предпринимательской фамилией. Основателем семейного дела был Александр Иванович Варгунин (1807–1880), выходец из крестьян Ярославской губернии, одним из первых в Российской Империи построивший фабрику, где применялись паровые машины. Племянник Александра Ивановича, Владимир Павлович, был не только промышленником, но и меценатом – именно он основал попечительство бедных при церкви Императорского фарфорового завода. Сын А.И. Варгунина Николай Александрович (1850–1897) был общественным деятелем, земским и городским гласным, председателем Фарфоровского приходского попечительства. Именно к Н.А. Варгунину в 1883 году обратился кружок преподавателей начальных народных школ с просьбой о помощи в организации воскресных классов для рабочих большого фабричного района, прилегающего к Шлиссельбургскому тракту (сёла: Смоленское, Александровское, Михаила Архангела). Николай Александрович, тогда уже известный общественный деятель и благотворитель, принял живейшее участие в проекте. Так, 130 лет назад, в 1883 году приходским попечительством при Фарфоровской Преображенской церкви на Шлиссельбургском тракте были открыты две мужские воскресные школы для рабочих
Петербурга, живущих за Невской заставой.
В 1884 году была открыта первая женская воскресная школа в селе Александровском, а через год – вторая женская школа в селе Смоленском. Таким образом, через два года заботами приходского попечительства в густонаселённом фабричном районе открылись четыре воскресные школы, которые посещали порядка восьмисот учеников при пятидесяти преподавателях. В дальнейшем количество учащихся неуклонно возрастало. Вместе с увеличением числа слушателей шло развитие и учебной стороны дела. Уже через год после открытия первых двух школ к воскресным урокам прибавились занятия по вечерам (2 – 4 раза в неделю), сначала лишь для повторения пройденного в воскресенье, а затем как самостоятельные занятия. Сперва курс обучения Смоленских воскресных классов примерно соответствовал программам начальных училищ, но с 1889 года при первой мужской воскресной школе Императорским русским техническим обществом были учреждены специальные технические классы, представлявшие собою значительно более высокую ступень образования. После реорганизации первой женской вечерней воскресной школы 7 октября 1890 года в Третью мужскую при ней так- же были открыты в 1895 году специальные классы. В 1896 году создаются вечерние классы для рабочих при женской смоленской школе. Всего к 1896 году за Невской заставой существовало четыре воскресных школы со специальными классами при них. Но однажды про- буждённая любознательность уча- щихся и потребность их в занятиях сказывалась и дальше: с 1892 года были организованы дополнительные курсы по отдельным предметам для выпускников технических классов. Позднее у группы окончивших Смоленскую вечерне-воскресную школу появилось желание подготовиться к экзаменам на сельского учителя, у других – на свидетельство за шесть классов реального училища или гим- назии и даже на аттестат зрелости. Для такого рода групп были введены отдельные занятия. В 1904 году, ввиду растущего интереса населения Шлиссельбургского тракта к образованию
были открыты отдельные классы для молодых рабочих, не до- стигших шестнадцатилетнего воз- раста.
Все вечерне-воскресные школы для рабочих за Невской заставой в период с 1883 по 1896 год нахо- дились в ведении Фарфоровского приходского попечительства. В 1896 году школы были переданы в ведение Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе, под патронажем которой находились до 1917 года. В 1906 году, в связи с введением совместного обучения, в школы и классы стали приниматься лица обоего пола. В результате этого мужские классы были переименованы в первые, а женские – во вторые.
Кроме собственно педагогической работы, в Смоленских вечерне-вос- кресных школах для рабочих устраивались образовательные экскурсии, организовывались литературно-музыкальные вечера, при каждой школе работали библиотеки.
В 1914 году произошло объединение вечерних классов в селе Смоленское и школы в селе Александровское, в результате чего возникло училище под названием «Смоленские вечерние классы для рабочих». К 1918 – 1919 годах пла- нировалось создать и Рабочий уни- верситет, но этим планам не сужде- но было воплотиться в жизнь.
В целом со дня основания до 1917 года, когда учебное заведение перешло в ведение Наркомпроса, за парты Смоленской вечерней школы сели более тридцати тысяч учащихся. Воскресные классы приобрели заслуженную известность и превратились в крупное просветительское учреждение, объединившее в своей сложной организации несколько отраслей культурной работы. Такой успех стал возможным, в первую очередь, благодаря заботе Церкви о своих прихожанах. Кроме того, Смоленские вечерне-воскресные классы являют собой пример дружной работы предпринимателей-меценатов в лице Варгуниных, с одной стороны, и интеллигенции в лице учителей, внёсших предложение об организации учебного заведения. Такое взаимодействие может служить образцом для подражания и в наше время.
Количество показов :  1718
Дата публикации:
  • 19.12.2016


  • Автор:
  • Михаил Шулин


  • Год выпуска:
  • 2013


  • Из газеты:
  • Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры


  • Тема:
  • Церковь и общество

  •    
    Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ