Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

СВЯТЫНЯ У АТОМНЫХ ШТОЛЕН

English
Дата публикации: 15.12.2016
Автор: По материалам статьи протоиерея
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
15 Декабрь 2016
В 15 км от нынешнего Судака (Сурожа русских летописей) расположено урочище Кизилташ. За красоту этих мест путешественники прошлого века называли их Крымской Швейцарией.

 В этом благословенном месте, по преданию, в VIII веке н. э. находилась летняя резиденция Сурожского архиепископа, защитника иконопочитания св. Стефана Сурожского.

 Место это издавна было почитаемо христианским населением Крыма. В скале, подле которой находился монастырь, есть пещера клинообразной формы, с двумя отверстиями, длиною около восьми метров, называемая Священной. Из верхнего отверстия в пещеру падала вода, образуя небольшой бассейн, из которого вытекал ручеёк. Бассейн был отделан обожжённым кирпичом. Пещера служила часовней, а находящаяся в конце её каменная плита с высеченным ликом какого-то святого, повидимому, св. Стефана, заменяла алтарь.

 При постройке монастыря в середине XIX века монахи обнаружили неподалёку от монастырской усадьбы развалины церкви и большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон. Предполагалось, что это престол. А на дне глубокого потока, омывавшего киновию нашли часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.

 Вокруг монастыря находились десятки средневековых поселений. Позже, на рубеже IX—X веков, во время нашествия печенегов, жизнь на средневековых поселениях замирает. В XIII веке Крым становится одним из улусов (провинций) Золотой Орды. А в конце XIII века наместник золотоордынского хана уступает эти места венецианцам. В 1365 году эти места были захвачены генуэзцами. Во второй половине XV века отношения между генуэзцами и Крымским ханством обостряются, поселения приходят в упадок и прекращают своё существование. На их местах возникают небольшие татарские деревушки. Поэтому к середине XIX века, когда начала образовываться киновия, подавляющую часть месного населения составляли мусульмане. Христианские святыни долгое время находились в забвении.

В 20-х годах XIX века татарский пастух из села Отузы (ныне Щебетовка) пас стадо неподалёку от скалы. Зайдя в пещеру, где он часто укрывался от непогоды, пастух с удивлением обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери. Взяв образ, татарин по дороге домой встретил на отузской дороге едущего из Судака в Феодосию грека-купца по фамилии Пластара, и, рассказав о случившемся, отдал ему свою находку. Пластара, прибыв в Феодосию, передал икону протоиерею Иосифу. Впоследствии эта икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса. Нынешнее местонахождение этой святыни неизвестно.

 Слухи о чудесной находке распространились среди населения, и пещеру с источником стали посещать богомольцы. По праздникам приглашённые священники служили в пещере молебны. Первоначально праздновали преимущественно Успение Божией Матери и день св. Николая 9 мая, а позже и в другие дни по мере сбора богомольцев производились богослужения.

В начале 1850 года в Крым, привлечённые слухами о святом целебном источнике, пришли два странника — бывший крепостной крестьянин из Калужской губернии Андроник и отставной вахмистр Пантелеймон, и поселились неподалёку от пещеры, устроив себе временное жилище. Деятельный Андроник уговорил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли в 157 десятин действительному статскому советнику Матфею Ивановичу
Кашкадамову, после чего убедил последнего переуступить эту землю в пользу будущей киновии. Большую помощь в этой сделке оказал владыка Иннокентий: из своих средств выделил деньги для приобретения этого участка. В 1852 году ему было подано прошение от именитых и состоятельных граждан Феодосии и Судака об открытии в Кизилташе киновии, которую они обещали всячески поддерживать. Андроник и Пантелеймон получили от владыки личное благословение на устройство киновии и приступили к сооружению молитвенного дома и двух жилых помещений для себя.

В мае 1856 года был назначен первый настоятель — иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря о. Арсений. Молитвенный дом был преобразован в церковь во имя св. исповедника Стефана Сурожского, о. Арсений освятил её в 1857 году. Андроник и Пантелеймон приняли монашество, и обитель стала обустраиваться и расти. Собрав братию и убедившись, что киновия окрепла, Андроник в 1857 году уехал на Афон и остался там. Его товарищ Пантелеймон, в монашестве Пахомий, находился в монастыре почти 25 лет, года за два до своей кончины постригся в схиму и умер в 1874 году в глубокой старости, предсказав за три дня свою смерть.

Через три года после назначения о. Арсения перевели игуменом в Ферапонтовский монастырь на Дунае. На его место был назначен игумен Парфений, также из иеромонахов Балаклавского Георгиевского монастыря. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только в силу своей подвижнической жизни и великих трудов на благо обители, но в первую очередь, благодаря своей мученической кончине.

Игумен Парфений родился в 1815 году в городе Елисаветграде. 15 мая 1840 года поступил послушником во Введенский монастырь Новоладожского уезда Петербургской губернии. Через два года был переведён в Херсонский архиепископский дом, где исполнял должность казначея. 23 декабря 1845 года он принял монашеский постриг, и вскоре, 8 апреля
1846 года, был рукоположен во иеромонаха. С июля 1848 г. о. Парфений — благочинный Корсунского монастыря, позже снова в Херсонском архиерейском доме — эконом. Через два года поступил в число заштатных иеромонахов Балаклавского Георгиевского монастыря. 30 марта 1852 года о. Парфений был отправлен для исполнения треб в Тегинское укрепление Черноморской береговой охраны, где отличился своим инженерным талантом. В августе 1852 года он предложил «легчайший способ поднятия затонувших грузов». Машина для поднятия тяжестей (до 400 кг) была одобрена инженером генералом Гангиным, за что о. Парфений был награждён ста рублями. Специальной комиссией это изобретение было одобрено и «предписано устраивать подобные машины для портовых надобностей».

В 1855 году о. Парфений был помощником благочинного, и когда с 28 февраля по 4 марта пять неприятельских судов обстреливали Новороссийск, он перед лицом смертель

ной опасности неотлучно исповедо- вал и причащал раненых и отпевал погибших воинов, за что был награждён наперсным крестом на Георгиевской ленте.

За новый инженерный проект «...об очень удобном и дешёвом подъёме затонувших в Севастопольской бухте кораблей» от начальника Черноморского флота контр-адмирала Бутакова, а после и от самого Великого князя Константина Николаевича Романова о. Парфений получил благодарность. А 20 марта 1857 года за личное мужество во время военных действий и незаурядные изобретения о. Парфений был награждён наперсным крестом от Святейшего Синода и 7 апреля произведён в игумена с назначением в Ферапонтьеву Дунаевскую пустынь. Помимо прочего, игумен Парфений имел бронзовый крест в память о Крымской войне, а также медаль и крест, учреждённый специально для служивших в кавказской армии.

20 августа 1858 года игумен Парфений был назначен настоятелем Кизилташской киновии. Из абсолютной разрухи и нищеты, без посторонней помощи он смог добиться результата, заставившего ценить, уважать и любить игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества.

В 1863 г., оценивая таланты настоятеля, епархиальное начальство привлекло о. Парфения к постройке в Топловском монастыре Свято-Параскевиевского храма, который благодаря необыкновенной энергии кизилташского игумена был возведён в невиданно короткие сроки, почти за
два месяца. К этому времени относятся первые, ставшие роковыми, столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали лес. Со временем, утратив чувство опасности и вины, татары стали пользоваться монастырским добром как своим собственным. Как-то, застав татар на воровстве в очередной раз, игумен был жестоко избит.

Однако Таврическая консистория в лице протоиерея Григория Брюховецкого должных мер не приняла.
Предчувствуя смертельную опасность, игумен просил начальство о принятии от него Кизилташской киновии. Однако, не находя другой кандидатуры, способной так же успешно справляться с комплексом сложных проблем, игумена оставили на прежнем месте.

В воскресенье 21 августа 1866 года игумен отправился в Судак. На следующий день он выехал обратно, но в монастыре так и не появился. Иноки посылали людей в Судак, но игумена не нашли. Следствием было установлено, что на обратном пути он был убит и ограблен группой из четырёх татар, а тело его было сожжено. Виновные признались. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни и публично повешены в Феодосии, а один, присутствующий, но не принимавший участия в злодеянии и спас- ший от смерти двух свидетелей, был сослан.

Почитатели игумена Парфения устроили специальный гроб для его останков, и 2 декабря 1866 года состоялись похороны.

Трудами судакской помещицы Дарьи Рудневой на деньги почитателей игумена был поставлен памятник из белого мрамора с чугунным крестом, а в глубоком овраге, где было сожжено тело о. Парфения, был установлен большой дубовый крест.

В годы атеистического правления дело игумена Парфения попытались представить как политический процесс,

а сегодня внучатый племянник главного заговорщика Сеит Амета, вопреки существующим законам, 18 мая 1998 года установил памятник убийцам о. Парфения как мусульманским мученикам и героям.

В свою очередь православный мир отчётливо видит в игумене Парфении, настоятеле Кизилташской киновии, подвижника и христианского мученика. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года игумен Парфений причислен к лику святых.

Игумена Парфения 6 сентября 1866 года сменил игумен Николай (в миру Иван Левченко). До назначения в Кизилташскую киновию о. Николай подвизался в Бахчисарайском Успенском ските и Космодамиановской киновии. В 1870 году он был утверждён настоятелем Кизилташской киновии, а 17 мая 1881 года был возведён в сан игумена.

13 мая 1890 года игуменом Кизилташской киновии был назначен иеромонах и духовник Киево-Печерской лавры о. Илия. Подобно игумену Николаю, он рачительно заботился о процветании киновии, пристроил несколько келий и флигелей, большое трёхэтажное здание с подвалом. При нём был тщательно раскопан и расчищен серный источник, поставлен деревянный сруб над ним, а неподалёку от источника был устроен небольшой пруд для стока воды, где можно было купаться. Братия монастыря возросла до 60 человек. У Кизилташского монастыря имелось два подворья.

Наступил 1917 год. Новые времена были нерадостными. 22 апреля 1920 года во время налёта монастырь был ограблен. А 7 мая 1921 года Феодосийский уездный революционный комитет принял от Феодосийского Уревкома в бессрочное бесплатное пользование здания двух церквей Кизилташского монастыря со всей утварью. Впрочем, сам монастырь в советских документах уже именовался «бывшим», а его насельники — «гражданами Кизилташской тру- довой общины». 5 октября 1923 года монастырь был окончательно ликвидирован. Сюда переехала на всё готовое сельскохозяйственная артель из села Отузы, в храмах были устроены клуб и общежитие. Тремя годами позже, в декабре 1926 года, было решено «Успенскую и Серафимскую церкви быв. Кизилташского

монастыря в Судакском районе как фактически закрытые в 1923 г. в момент закрытия монастыря считать ликвидированными». После этого решения с церквей снесли купола.

В послевоенные годы на территории обители был создан арсенал для хранения ядерных боеприпасов, снабжавший корабли и авиацию Черноморского флота. По свидетельству работавших там офицеров, радиация в штольнях была такая, что обычная лампочка перегорала там за несколько минут. Территория была обнесена несколькими рядами колючей проволоки под напряжением, вышка- ми и дотами. Многие крымчане, в том числе и верующие, даже не знали о существовании этого посёлка, не знали, какая святыня им недоступна. В 50-е годы военными были окончательно снесены и уцелевшие до той поры монастырские постройки.

В 1992 году ядерный запас был вывезен из Кизилташа, но военный городок существует до сих пор. Однако 15 апреля 1997 года на расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, был заслушан рапорт владыки Лазаря об открытии Кизилташского мужского монастыря во имя свт. Стефана Сурожского. Священный Синод постановил: благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Нико- лая Демьянюка с пострижением его в монашество.

При игумене Никоне (Демьянюке) обитель снова переживает возрождение. Благоустроена территория обители. Освящены два храма. Построена лестница к святой пещере, а сама пещера вновь закрыта от непогоды. В Кизилташской обители имеются многие частицы святых мощей. Во время их перевозки зимой 1998 года перед въездом в Крым замироточили мощи свт. Иннокентия Херсонского и Таврического, прп. Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. И это ли не лучшее небесное поручительство за обитель, возрождения и расцвета которой ждут все православные, веря и надеясь, что будет стоять она на крымской земле ныне и присно и во веки веков.

1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  7478
Дата публикации: 15.12.2016
Автор: По материалам статьи протоиерея
Год выпуска: 2013
Из газеты: Газета 1-2 2013 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Святые Места
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ