ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

English
 
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин)
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №9-10 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: Слово Пастыря
Вступая в брак, молодые люди часто думают, что этот вопрос касается только их двоих и не требует никаких советов от кого-либо. А в действительности брак — это не только вопрос личного счастья каждого из новобрачных, но событие, определяющее всю последующую жизнь: создание новой нравственно здоровой семьи, её материальная база, бытовые условия, взаимоотношения новых родственников. Наконец, это проблема социального и общегосударственного значения: счастливая семья полагает основы крепкого государства.
 Множество молодых пар ежегодно вступает на путь семейной жизни. Но многие ли из них действительно счастливы? Почему ещё так велико число разводов и несчастных браков?
 
Церковь и брак 

Святой Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Церковное благословение христианского брака иерархия уже первенствующей Церкви признавала безусловно необходимым для сообщения супругам освящающей и укрепляющей благодати Христовой.

 Церковь не может относиться безучастно к тому, что часто её члены переживают семейную трагедию и многие сами или их родители со своим горем идут за советом к священнику.

В основе брака лежит любовь. Мимолётное увлечение или лёгкий флирт не могут быть базой для создания семьи. Человек принимает другого человека всего, как он есть, с его достоинствами и недостатками, как мать, видящая недостатки своих детей и все же их любящая. Обнаружив отрицательные черты в муже или жене нужно не думать о разводе, а стремиться, имея терпение, исправить их. Брак есть подвиг, иногда даже мученический. К совместной жизни нужно созреть не только физически, но и духовно. Подлинная любовь возвышает людей, делает их лучше, более возвышенными и способными на подвиг.

Соединяясь в христианском браке, люди должны проникнуться сознанием величия и глубины совершаемого над ними таинства. Каждое венчание — это радость не только двух людей, но и всей общины, это — торжество любви, это проповедь о красоте, высоте и целомудрии христианского брака.

Библия о браке 

Священное Писание от книги Бытия до Апокалипсиса многократно обращает наше внимание на сущность и проблемы брака. Из Писания следует, что брак установлен Богом ещё в раю, об этом свидетельствует и Христос. Апостолы раскрывают сущность брака и возводят его в ранг таинства.

Целью брака являются: умножение и сохранение человеческого рода, взаимная помощь супругов в их совместной жизни, обуздание возникших после грехопадения в человеческой
природе греховных похотей и влечений чувственности. Господь сотворил человека как личность, соединяющую в себе в одно неделимое и целое мужское и женское начала. В браке и сейчас продолжается творение человека — двое «прилепляются друг другу», становятся одной плотью. Единение в одну плоть может быть прочным, действенным и долговечным только в том случае, когда физическому соединению будет предшествовать духовное единение двух самостоятельных существ. Вот почему Церковь молится при бракосочетании о соединении «расстоящихся», то есть разъединённых, воедино. Апостол Павел единение мужа и жены в браке называет великой тайной, уподобляет его союзу Христа и Церкви.

Мистическое единение Христа и Церкви сопоставляется внутреннему соединению в глубинах человеческого существа мужа и жены. Как невозможно существование Церкви без Христа, так и в подлинной христианской семье нельзя мыслить мужа и жену друг без друга.

 Христос основал Церковь и всегда в ней пребывает: муж созидает семью, жена к нему прилепляется, соединяется неразрывными узами в одно целое. Вечность союза Христа и Церкви налагает печать нерасторжимости на христианский брак: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

 В своих обрядах Церковь при совершении таинства венчания внешними знаками раскрывает внутренний смысл и содержание супружеского союза.

Зажжённая свеча есть символ целомудрия, она указывает на присутствие при таинстве венчания благодати Божией, является источником света и тепла, символизирует внутренний свет и духовную теплоту, без которых невозможно строить семейную жизнь. Если в семье хорошо, радостно и любовно, то все житейские неприятности остаются за порогом дома, а в семье человек находит успокоение, облегчение и подкрепление духовных и физических сил.


 ещё из древнейших времен кольцо являлось символом власти, силы и права на уважение. И в христианском браке кольцо получило особо важное символическое значение. Кольцо является древнехристианским символом вечности. Вступающие в брак заключают между собой союз на всю жизнь и в знак этого одевают кольцо на палец.

Также с древнейших времен к свадебным обрядам относится возложение на брачующихся венцов. Первоначально это были венки из цветов и лавровых веток, украшенных лентами. Позже вошли в употребление венцы из дерева или металла. Как минимум на венце жениха должна быть икона Спасителя, а на венке невесты — Божией Матери. Венец есть символ торжества, величия и радости. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, венец есть видимый знак победы человека над своими страстями. Венец есть также символ власти брачующихся стать родоначальниками нового
поколения, и дарует власть над будущим поколением.

 Создав человека, Господь поставил его владыкой всего созданного, и теперь вновь при бракосочетании человек венчается «славою и честию» для разумного управления и руководства «малой церковью» — своею семьёю. От венцов, возлагаемых на головы жениха и невесты, бракосочетание часто называют «венчанием». Вещественные венцы выражают надежду, что через «честен брак» муж и жена будут удостоены венцев нетленных в Царствии Небесном.

Общая чаша, которую испивают жених и невеста — символ общей жизни, общности радости и горести. Муж и жена должны быть друг для друга опорой, частью самого себя.

 Крест и Евангелие — основа жизни каждого человека, трижды обходя вокруг Слова Жизни и Знамения Победы, родоначальники новой семьи свидетельствуют, во что они верят, на что они надеются и что является для них исходным пунктом для жизненного пути.

Вступая в новую семейную жизнь, новобрачные, держась за руки, и ведомые рукою священника, то есть самою Церковью, как бы шествуют пасхальным Крестным ходом по этой жизни. А цель этого шествия — Царствие Небесное.
 Совершая в бракосочетании таинственное единение двух людей в одно целое, Церковь возводит ум к величайшим Тайнам Божественного Домостроительства, к рождению Девой Марией Христа и схождению Бога на землю. Научает жертвенной любви, без которой невозможно стать мучеником или подвижником, не будет счастья в семейной жизни и как итог — венца победителя.

 Святость христианского брака делает его непохожим на любой другой брак, заключённый вне Церкви, ибо благодатью Божией он становится «камнем», на котором из семьи созидается, как было уже сказано, «домашняя церковь». Именно церковность дает семье те крылья, с помощью которых можно воспарять в Горний мир и питать семейную жизнь благодатной любовью к Богу и друг к другу. Церковность преподносит им ключ к целомудренным пожеланиям, открывающим дверь к преображению «душевного тела» семьи в « тело духовное». 


Количество показов :  925
Автор: Архимандрит Нектарий (Головкин)
Год выпуска: 2014
Из газеты: Газета №9-10 2014 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема статьи: Слово Пастыря
Возврат к списку