Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

БЛОКАДА 1941-1944 ГОДОВ И ЕЁ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

English
Автор: Иеродиакон Исаакий (Потапов)
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Слово Пастыря
9 Ноябрь 2016
Что же с нами было?
Мы ли это были?
Как же можно было такое допустить? Как же можно такое вынести?

Михаил Кураев
Эти слова известного писателя-блокадника были взяты мною для эпиграфа не случайно. Попытка понять, как можно было допустить гибель миллиона ни в чём неповинных людей, должна опираться на изучение предвоенной истории города и всей страны. Тогда только можно ответить на вопросы; "Что с нами было?" и «Как народ смог такое вынести?». Когда писатель в своей книге «Блок-ада» спрашивает: «Мы ли это были?» хочется также задать вопрос: «Когда же, в какой момент истории «Колыбель трёх революций» превратилась в «блок-ада»»? Отчасти на него отвечают слова Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». И всё же более точный ответ на этот вопрос даёт история России XX века, рассмотренная в контексте Священной истории Ветхого и Нового Завета. Ныне почивший известный преподаватель Ветхого Завета в СПбПДА Игорь Цезаревич Миронович в своих лекциях основной акцент делал на то, что история израильского народа с её взлетами и падениями повторялась в исто- рии христианской Церкви – «нового Израиля». Взлеты были связаны с творением народом «правды Божией», то есть исполнения Заповедей. Если же народ уходил от Бога и, почитая ложных кумиров, уклонялся от «правды Божией», то он, тем самым, навлекал на себя гнев Божий и его ждали страшные наказания. Одним из таких наказаний для иудеев были пророческие слова Спасителя: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе...Се оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). В 70 году, как известно, Иерусалим и Храм были разрушены римским полководцем Титом. Не слишком углубляясь в исторические параллели, можно отметить, что в России православные храмы и монастыри также были разрушены безбожниками перед войной, но веру уничтожить им не удалось, поэтому и город на Неве, и вся страна выстояли. Сравнивая мировоззрение и «деяния» немец- кофашистских захватчиков с мировоззрением вандалов-безбожников, разрушивших не только храмы в России, но и души своих соотече- ственников, можно обнаружить удивительные совпадения. Например, «в основе фашистского мировоззрения и вожделенного людоедами мироустройства лежит агрессивное скотство, основанное на «глубоко научном» утверждении исторического превосходства одного вида над другим». А в воображении Ленина к народу вполне мог быть применим идеологический и физический террор. «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стеснённую, непосредственно на насилие опирающуюся власть». «В 1918-1919 гг. начались первые гонения на монастыри, некоторые из них уже тогда оказались закрыты... Осенью 1918 года красноармейцы расстреляли большинство насельников Введено-Островского монастыря Петроградской епархии». Но Церковь активно противостояла большевистскому террору. В Александро-Невской Лавре состоялось первое столкновение
Русской Православной Церкви с богоборческой властью. Так 19 января 1918 года, исполняя распоряжение наркома государственного призрения А.М. Коллонтай от 13.01.1918 г. о реквизиции жилых помещений Лавры, 17 вооружённых красногвардейцев и матросов во главе с Иловайским ворвались в обитель с требованиями отдать все помещения. Произошло столкновение большевиков с прихожанами, причём монахи всячески старались прекратить бесчинства и примирить обе стороны. Тогда же пролилась кровь новомученика протоиерея Петра Скипетрова. С редким единодушием на эти события отозвалась пресса. Например, газета «Воля страны» писала: «...Борьба, предпринятая Смольным для проведения в жизнь своих декретов, в той форме, в которой она вылилась в Лавре, ничего, кроме самого взрыва ненависти, не может вызвать. Убийство несчастного священника Скипетрова так же отвратительно, как расстрел манифестации 5 января... Большевики возвращают Россию к средневековью…». Лавру тогда отстояли, но начались репрессии, коснувшиеся многих насельников. Особенно жестоким был «красный террор», когда в Петрограде брали в заложники ни в чём неповинных людей и сотнями расстреливали из пулемётов в Лисьем Носу или топили в Финском Заливе. Тогда же были убиты новомученник; протоиереи Философ Орнатский (с сыновьями) и отец Алексий Ставровский. Одной из целей диктатуры был «социалистический эксперемент», профинансированный Германией через её посла – графа Мирбаха. Только в 1992 году стали известны новые факты (около 400 документов) о той значительной роли, которую сыграло правительство Германии в подготовке и проведении октябрьского переворота, а также дальнейшие шаги по укреплению ленинского режима. Сравнивая идеологические предпочтения ленинско-сталинского, и гитлеровского режимов, можно заметить, что «образ вождя и в Германии, и в СССР (даже при антирелигиозной пропаганде) играл роль религиозного символа с такими атрибутами, как вездесущность, бессмертность и совершенство высшего существа». В июле 1920 года Ленин говорил об отмене денежного обращения и введении системы спецпайков среди «трудового» некрестьянского населения, что и было сделано декретом СНК РСФСР. При этом всем организациям было запрещено приобретать что-нибудь за деньги. Так для утверждения «новой идеологии» властями режима ввергалась в хаос и голод величайшая в мире страна, становившаяся блоком ада, и приносились в жертву миллионы человеческих жизней. А потому новой власти не понравилось то, что Церковь пыталась помочь голодающим через создаваемые и уже су- ществующие православные братства. Голодные времена 1918-1920 годов, которые коснулись и Лавры, когда норма выдаваемого по карточкам хлеба постепенно снизилась до 75 граммов в день, а торговля продовольствием была запрещена, можно было назвать «блокадными» по огромному количеству голодных смертей. Очевидец тех событий так описывал блок-ада образца 1919 года: «а в Петрограде в настоящее время полное отсутствие не только более питательных продуктов, но даже хлеба». И вот, несмотря на тяжёлые условия, Лавра продолжала свою просветительскую и благотворительную деятель- ность. 1 февраля 1919 года по благословению митрополита Петроградского Вениамина было организовано главное в Петрограде Александро- Невское православное братство. На собраниях членов братства обсуждались вопросы оказапомощи бедным, голодным и больным. При братстве работала «больничная миссия» в которой братчицы работали медсёстрами и врачами. На первой общебратской конференции 5 мая 1920 года было решено объединить все братства (Александро-Невское, Спасское, Захарьевское и др.) в союз с целью проведения «религиозно-просветительной и благотворительной деятельности». Таким образом «в начале 1922 года работа православных братств продолжала приобретать всё больший размах. В частности, они активно включились в помощь голодающим. С 12 марта отец Лев стал заведовать питательным пунктом при Александро-Невской Лавре. Примерно тогда же руководитель Спасского братства иеромонах Мануил устроил столовую для голодающих, в которой выдавалось 70-100 обедов ежедневно…». А как не хватало такой помощи зимой 1942 года!.. Но эти меры по оказанию самой необходимой помощи попавшим в беду людям вызвали недовольство богоборческой власти. Газета «Известия» писала в то время: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путём молодёжь». Поэтому вскоре после 12 мая 1922 года, когда было произведено кощунственное вскрытие мощей святого Александра Невского с конфискацией серебряного саркофага благоверного князя, имевшее «ярко выраженную антирелигиозную направленность», ленинским режимом был спровоцирован обновленческий раскол. Митрополит Вениамин оказал решительное сопротивление обновленцам и отлучил их от Церкви. Уже в 1922 году после ареста и расстрела митрополита Петроградского Вениамина, арестов руководителей Александро- Невского братства епископа Иннокентия (Тихонова), иеромонахов Гурия и Льва (Егоровых), а также наместника Лавры епископа Николая (Ярушевича) и духовника архимандрита Сергия (Бирюкова) в Церкви начинается открытая борьба против обновленческой смуты. 15 ноября 1930 года декретом правительства за подписью Сталина было объявлено о «безбожной пятилетке»: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР». Таким образом, на немногих примерах истории начала XX века мы видим истоки той трагедии, которая произошла в городе на Неве в 1941-1944 годах, когда в результате уничтожения безбожниками храмов и монастырей, служивших в «смутные времена» русской истории прибежищами для всякого человека, нуждающегося в духовной и материальной поддержке, от голода, холода и ран скончалось более миллиона мирных граждан. И только Господь знает, сколько ещё наших горожан не отпеты, не погребены по-христиански, потому что прежде были убиты священники, разграблены и взорваны храмы, потому что «трагедия и разруха в умах» людей совершилась задолго до 1941 года. Современный автор Дмитрий Беляев, отвечая на вопрос «Как не повторить ошибки прошлого?» приводит слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если соберём волю каждого в одну волю — выстоим! Если соберём совесть каждого в одну совесть — выстоим! Если соберём любовь к России каждого в одну любовь — выстоим!». 


Количество показов :  2376
Автор: Иеродиакон Исаакий (Потапов)
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры 2015 (5-6)
Тема: Слово Пастыря
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ