Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

English
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №7-8 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Русь Православная
9 Ноябрь 2016
В этом году весь православный мир отмечает тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всём мировоззрении. Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – свидетельствует летописец.

Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика. Матерью князя Владимира была Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина из города Любеча. Она была ключницей княгини Ольги, то есть хранительницей мехов, серебра, монет и про- чих драгоценностей.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы жизни была христианкой. Можно предположить, что и люди, её окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви. Предание говорит, что княгиня Ольга была крещена в Константинополе патриархом Полиевктом и её восприемником был император Константин Багрянородный. В крещении она получила имя Елены. Её мощи были обретены нетленными при князе Владимире и положены в Десятинной церкви. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи княгини Ольги и она была пречислена к лику равноапостольных святых.

Можно предположить, что князь Владимир с детства познакомился с христианством, и что влияние его бабушки, святой княгини Ольги, помогло ему в формировании христианского мировоззрения.

Жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после крещения. Первый период, языческий, был достаточно коротким, ведь крещение будущего равноапостольного святого произошло в двадцатипятилетнем возрасте. В это время князь духовно мужал, шёл к главному событию своей жизни. После крещения князь преобразился. Прозревая тысячелетнюю перспективу, он более заботился о духовном благе своего отечества.

Будучи младшим сыном князя Святослава, Владимир, по обычаю того времени, был отправлен княжить в отдалённый, хотя и богатый Новгород. В северной Руси всегда были сильны связи с норманнами. Новгород также содержал варяжскую дружину. Владимир и его воевода, дядя Добрыня, искусно воспользовались варягами для своих замыслов. Судя по летописи, Владимир сам отправился за море, где и нанял значительное норманнское войско. Он начал свои завоевания с Полоцкого, или Кривского, края. Затем последовала неизбежная борьба Владимира с Ярополком. С помощью тех же наёмников младший брат остался победителем и завладел Киевом. Корыстолюбивые варяги, окружавшие Владимира, смотрели на Киев как на собственное завоевание; по словам летописи, они потребовали от киевлян откупа по две гривны с человека (вероятно, с каждого главы семейства). Но молодой князь успел выиграть время и принять меры против беспокойных союзников. Тогда варяги попросили отпустить их в Грецию.
Святой Князь Владимир


 Князь выбрал «лучших мужей», которых оставил на службе, а остальных отправил с русским судовым караваном в Византию. Действительно, в числе греческих наёмных войск существовали отряды варангов. Начало им, вероятно, и было положено теми норманнами, которых отпустил Владимир. Новый киевский князь проявил себя как искусный полководец. Он побеждал и на Западе, отвоевав у поляков червенские города, и на востоке, сражаясь с Волжской Булгарией, проводил успешные походы против вятичей, ятвягов, радимичей, степных племён.

Идея обретения Православной веры по византийскому образцу пришла к Владимиру незадолго до 988 года. Историки предполагают, что на решение князя Владимира могла повлиять попытка человеческого жертвоприношения, когда толпа убила двух христиан, жителей Киева, отца и сына Феодора и Иоанна. Проповедь отца толпе о христианстве в защиту сына и жестокость толпы произвели впечатление на князя.

В 987 году князь созвал бояр и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. Затем пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая о начале мира и о бытии всего. Мудрено говорят они, и чудесно слушать их. Рассказывали они и о другом свете. Если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему во веки, если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы мне посоветуете? Как им ответить?» Бояре и старцы отвечали: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но всегда хвалит. Если хочешь обо всём разузнать, то пошли от себя мужей посмотреть, кто и как служит Богу». Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали,– говорили они потом Владимиру,– на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы её бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».

В это время Византия попросила русской помощи для усмирения внутренних усобиц. Князь откликнулся на это предложение, и киевские отряды сыграли решающую роль в подавлении мятежа. Но затем греки отказались выполнять свою часть соглашения. Тогда князь Владимир двинул войско на Корсунь – ключевую византийскую колонию в Крыму. После осады город пал, и киевский властитель отправил послов в Константинополь к императорам Василию и 
Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Корсунь, Владимир был поражён слепотой. Так он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Корсунь, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился и получил имя Василия. По выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Вскоре князь возвратился в Киев с богатыми церковными дарами – иконами, священными сосудами, богослужебными книгами. В стольный град, по благословению местного византийского епископа, также были привезены часть мощей и честная глава святого Климента, некогда обнаруженные святым равноапостольным Кириллом и хранившиеся в храме Святых Апостолов. С князем и княгиней Анной следовали многочисленные греческие священники, призванные научить новообращённых руссов Слову Божию.




В Киеве Владимир прежде всего предложил стать христианами своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном под именем Крещатика. Вслед за ними новую веру приняли многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов. За этим последовало оглашение народа евангельской проповедью. Священники собирали народ и наставляли его в христианской вере. Наконец, Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия святого крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре не приняли бы её».

После Киева святая православная вера стала распространяться по Руси. Почти повсеместному скорому принятию веры Христовой содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением (а не огнём и мечом, как это нередко делалось католиками) и, притом, благодаря подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

Укрепляя Русь духовно, князь Владимир не переставал заботиться о материальном благополучии государства. Он успешно защищал страну от печенегов; при нём была создана целая система приграничных городков-крепостей, охранявшая Русь от Степи.

Креститель Руси исповедовался и причастился и с миром отошёл ко Господу 15 (28) июля 1015 года в местечке Берестове.

Память святого равноапостольного князя Владимира, во святом крещении Василия, – это важнейшее религиозное, национальное, государственное торжество. Ведь крещение государства и народа – ключевой поворотный момент их истории, подобно тому, как таинство крещения преображает жизнь любого человека.


Количество показов :  2349
Автор: Михаил Шулин
Год выпуска: 2015
Из газеты: Газета №7-8 2015 Вестник Александро-Невской Лавры
Тема: Русь Православная
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ