Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

English
Дата публикации: 17.08.2020
Автор: Георгий Ермолов Полная версия статьи доступна на сайте http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/
Год выпуска: 2019
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 9-10 2019 г.
Тема: Церковь и общество
17 Август 2020
Ежегодный показ дипломных работ в Академии художеств им. И.Е. Репина – событие традиционное и для экзаменационной комиссии заурядное. На переднем плане – трепещущий от волнения дипломант со своими работами, лицом к лицу с представительной комиссией столичных специалистов и академической профессуры.

 Так происходит из года в год. В составе комиссии подлинные «зубры» отечественного изобразительного искусства, и удивить их чем-либо не просто. Однако процедура защиты 2019 года несколько вышла за рамки ординарного. Работа, представленная выпускницей Анастасией Кораблёвой, вызвала обсуждения, многочисленные выступления, завершившиеся бурными аплодисментами всей аудитории.

 Художник Александр Шилинскас, уже не первый десяток лет сотрудничающий с Академией и повидавший многие дипломные работы, до сих пор взволнованно делится впечатлениями:

«Это был настоящий триумф. О качестве представленной работы красноречивее всего сви- детельствует необычный для такого мероприя- тия факт. Когда защита завершилась и началась смена дипломной экспозиции, из рядов комиссии раздался чей-то возглас: "Подождите, не уносите, я хочу еще посмотреть на это". Маститые профес- сора и академики были поражены увиденным». Родилась Анастасия в семье, далекой от искус- ства, однако, рисовать начала с раннего детства. Затем была детская художественная школа, по окончании которой – лицей им. И.Б. Иогансона при Академии. Конкурс в это учебное заведение огромный. Успешное окончание лицея практиче- ски гарантирует поступление в Академию. На первом курсе Анастасия подружилась с одногруппником Максимом Кораблёвым, за пле- чами которого уже было обучение в иконопис- ных школах Дубны и Смоленска и художествен- ном училище Нижнего Тагила. По окончании курса они поженились, образовав тем самым не только семью, но и новый перспективный твор- ческий союз. К тому времени Максим уже имел не только изрядный иконописный опыт, но и расписывал храмы в Подмосковье, Калининградской обла- сти, Геленджике. Он расписывал придел Саввы Сербского в Крыпецком монастыре, да и по сей день продолжает писать иконы для этого мона- стыря и храма святой Матроны Анемнясевской в Рязанской области. В последнее время у су- пругов появились и совместные работы – ком- позиция «Страшный суд» в храме Сергия Радо- нежского в Белгороде и роспись архондарики в Ново-Тихвинском женском монастыре Екате- ринбурга. Почти сразу по поступлении в Академию у Анастасии начался активный выставочный пе-
риод. Обучаясь в мастерской А.А. Берсенёва и Г.А. Гукасова, она приняла участие в выставке музея в Пушкинских Горах. В 2015 году уча- ствовала в выставке университета им. Герцена, посвященной Великой Отечественной войне, и естественно, не пропустила ни одной выставки своей аlma mater. Состоялась и персональная выставка в музее Демянска. Начиная с 2014 года принимала участие в выставках «Молодость Пе- тербурга», организуемых Союзом художников. Этот год стал знаковым в творческом пути Анастасии – она продолжила обучение в ма- стерской Ю.В. Калюты, признанного мастера жанрового портрета, работы которого представ- лены в музеях и частных коллекциях Германии, Великобритании, США, Австралии, Китая. В творчестве этого художника главным видится раскрытие духовного мира человека, основан- ное на традиции школы Петербургской Акаде- мии художеств, но более углубленное и расши- ренное, включающее в себя преемственность различных культурных пластов. Многие его портреты по композиционному решению, рит- мической организованности, светотеневой соче- таемости отсылают зрителя к художественным концепциям Ренессанса, акцентируя внимание на гармоничной сущености человеческой души. В работах Анастасии четко просматривается влияние творчества педагога. Портретная гале- рея недавней студентки демонстрирует тот же аналитический подход к детальному изучению модели. Создавая образы, она нередко вклю- чает в них автопортретные элементы, подчер- кивая этим личное отношение и осмысление самой сути рождающегося персонажа. Такой метод сродни работе театрального режиссера, создающего образами актеров задуманные им динамичные мизансцены. Анастасии это удает- ся безусловно, ее образы удивительно живые и предельно лаконичные. Творческие методы уче- ницы и учителя роднит и сходное колористиче- ское видение, особенно четко читаемое в фонах, придающих композициям определенное драма- тическое начало. В творческом диапазоне Анастасии пока еще не определилась приверженность к какой-то конкретной живописной теме. Ей одинаково ин- тересны и портреты, и пейзажи, и натюрморты. В композиционных изображениях икон нетруд- но заметить влияние творчества Максима, что не только не умаляет значение ее собственного метода, но и обогащает его академической ико- нописной традицией. Тем не менее, ее путеводной линией на сегод- няшний день остает- ся классический реа- лизм, а безусловными авторитетами такие мастера, как Леви- тан, Серов, а в осо- бенности Нестеров, которого она много и с удовольствием ко- пировала в Академии. Часто в роли натур- щиц выступают мама и младшая сестра, образ которой чрез- вычайно трогательно запечатлен в диплом- ной работе. Еще на третьем курсе студентам пред- риод. Обучаясь в мастерской А.А. Берсенёва и Г.А. Гукасова, она приняла участие в выставке музея в Пушкинских Горах. В 2015 году уча- ствовала в выставке университета им. Герцена, посвященной Великой Отечественной войне, и естественно, не пропустила ни одной выставки своей аlma mater. Состоялась и персональная выставка в музее Демянска. Начиная с 2014 года принимала участие в выставках «Молодость Пе- тербурга», организуемых Союзом художников. Этот год стал знаковым в творческом пути Анастасии – она продолжила обучение в ма- стерской Ю.В. Калюты, признанного мастера жанрового портрета, работы которого представ- лены в музеях и частных коллекциях Германии, Великобритании, США, Австралии, Китая. В творчестве этого художника главным видится раскрытие духовного мира человека, основан- ное на традиции школы Петербургской Акаде- мии художеств, но более углубленное и расши- ренное, включающее в себя преемственность различных культурных пластов. Многие его портреты по композиционному решению, рит- мической организованности, светотеневой соче- таемости отсылают зрителя к художественным концепциям Ренессанса, акцентируя внимание на гармоничной сущености человеческой души. В работах Анастасии четко просматривается влияние творчества педагога. Портретная гале- рея недавней студентки демонстрирует тот же аналитический подход к детальному изучению модели. Создавая образы, она нередко вклю- чает в них автопортретные элементы, подчер- кивая этим личное отношение и осмысление самой сути рождающегося персонажа. Такой метод сродни работе театрального режиссера, создающего образами актеров задуманные им динамичные мизансцены. Анастасии это удает- ся безусловно, ее образы удивительно живые и предельно лаконичные. Творческие методы уче- ницы и учителя роднит и сходное колористиче- ское видение, особенно четко читаемое в фонах, придающих композициям определенное драма- тическое начало. В творческом диапазоне Анастасии пока еще не определилась приверженность к какой-то конкретной живописной теме. Ей одинаково ин- тересны и портреты, и пейзажи, и натюрморты. В композиционных изображениях икон нетруд- но заметить влияние творчества Максима, что не только не умаляет значение ее собственного метода, но и обогащает его академической ико- нописной традицией. Тем не менее, ее путеводной линией на сегод- няшний день остает- ся классический реа- лизм, а безусловными авторитетами такие мастера, как Леви- тан, Серов, а в осо- бенности Нестеров, которого она много и с удовольствием ко- пировала в Академии. Часто в роли натур- щиц выступают мама и младшая сестра, образ которой чрез- вычайно трогательно запечатлен в диплом- ной работе. Еще на третьем курсе студентам пред-
 
грядущих поколений студентов. Однако, одна из прихожанок насельника Лавры архимандри- та Стефана каким-то образом смогла увидеть это полотно, о чем незамедлительно поведала своему духовнику. В свою очередь, отец Стефан не мог не поделиться увиденным с правнуком преподобного Геннадием Александровичем Му- равьёвым – бессменным организатором и кура- тором выставок Лавры. Таким образом, цепоч- ка событий, первым звеном которой стал иерей Михаил Журавлёв, замкнулась в день открытия экспозиции. Открытие прошло не менее три- умфально, чем защита диплома, и при большом стечении гостей и посетителей. В этот день про- звучало много добрых слов и профессиональных оценок увиденного. Наместник Александро-Невской Лавры епи- скоп Кронштадтский Назарий: «Удивительно точно схвачены как внешняя, так и внутренняя сущность личности старца, главной составляющей которой ясно видится доброта. Известны его физические страдания последних лет, которые не могли не отражаться на его общем психологическом состоянии. Здо- ровье уже не позволяло служить, и это не мог- ло не причинять ему нравственных и духовных страданий, но это одновременно и укрепляло в понимании своего предназначения, Божествен- ного призвания. И вся эта гамма чувств очень тонко отражена в работах Анастасии. Судя по огромному количеству эскизов и фрагментов, окончательное решение образа пришло не сразу, но упорная и вдумчивая работа принесла заме- чательные плоды. Тот факт, что сегодня из среды молодежи вы- деляются личности, обращающиеся к теме пра- вославия, безусловно радует и вселяет добрые надежды. Ценность представленных работ в том, что это не примитивные копии фотографиче- ских изображений, а собственное осмысление художником личности «объекта исследования». Масштаб и глубина этих полотен позволяют предположить, что в скором времени работы Анастасии сами станут привлекательными мо- делями копирования для очередного поколения молодых художников». Иерей Артемий Наумов, настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого при Боль- шом Гостином Дворе: «Когда шел сегодня в этот зал, меня не поки- дало чувство, что иду за благословением к препо- добному, и в первую очередь потому, что нынеш- ний год – год 70-летия со дня его преставления. Эта выставка чрезвычайно актуальна для нас все, и для города в целом, а в особенности для пред- принимателей, потому что вглядываясь в карти- ны, мы неизбежно обращаем- ся взорами не только к пре- подобному, но и к его совре- менникам, к опыту его жизни и духовного становления. Это очень ценный опыт, тем более, что я и целый ряд художников готовим по- добный проект. Даст Бог, в скором времени мы увидим работы уже зрелых и далеко не молодых мастеров и по- смотрим на преподобного их глазами. А пока можно лишь порадоваться обращению к этой теме нового поколения молодых художников». Игумен Филарет, директор ДПЦ «Святоду- ховский»: «Художнику удивительным образом удалось передать глубинную суть человеческой личности, его любовь и сострадание к людям. Удивительно, как удалось это подметить и перенести на холст для того, чтобы мы, соприкасаясь с этим творче- ством, тем самым преображались. Надеюсь, что все, увиденное нами сегодня, заставит задуматься о смысле нашего бытия, прикоснуться к прекрас- ному и, прежде всего, духовному. Бесконечная благодарность Анастасии за пре- дельно реалистичное отображение мира препо- добного Серафима, в который мы снова и снова погружаемся. Помоги ей Господи!» Дмитрий Мироненко, кандидат искусствове- дения, иконописец, реставратор: «Отрадно, что взор молодого художника на тему русского старчества выявил исконный по- иск русскими живописцами духовных первоос- нов нашего Отечества и культуры. Помимо высокого уровня исполнения просма- тривается глубокое изучение темы и погружение в нее. Большая редкость среди современных ху- дожников, в особенности таких молодых. Бог в помощь!» Андрей Барановский, историк, организатор художественных выставок в Вырице: «Художественная традиция Вырицы исчис- ляется уже сотней лет, с момента возникновения там дачной местности. Сложился определенный круг художников, которых мы ежегодно показы- ваем, и когда год назад я познакомился с Анаста- сией Кораблёвой, то всеми силами постарался завлечь ее в наши сети, что оказалось несложно, тем более, что у нее уже имелось значитель- ное количество компактных работ и глав- ный большой шедевр. Вырица с радостью приняла более 15 работ, предоставленных Анастасией. Таким образом, ее "живопис- ный роман с Вырицей" получил поддержку, ее труд и талант обрели успех. Замечательно получилось, что после меня Анастасию подхватил Геннадий Му- равьёв, и через короткое время эти картины снова смогла увидеть городская православ- ная публика в этом замечательном зале, аб- солютно соответствующем данной экспози- ции. Геннадий Муравьёв: «Когда впервые увидел работы Насти, то был крайне удивлен, как такая юная девуш- ка смогла во всех тонкостях уловить суть образа преподобного. Живописных аналогов существует не так много, и среди них образ, созданный Ана- стасией, в наибольшей степени соответствует мо- ему представлению и пониманию, глубинному чувству. Мне очень трудно давать какие-либо словес- ные оценки. Слова здесь бессильны, потому что мир преподобного – это часть мира моего рода, моей семьи, моего внутреннего мироощу- щения. Работы Насти подари- ли мне ощущение безгранич- ного тепла и света». Широко известная цита- та, ошибочно приписываемая всем вождям Третьего рейха по очереди, в оригинале зву- чит так: «Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предо- хранитель своего револьвера». Автор – нацистский драматург Ганс Йост, куратор искусств от НСДАП, группенфюрер СС. Чудовищно, но сегодня Россия подошла к той черте, когда именно такое восприятие культуры стало наиболее логичным и актуальным. Член Общественного совета при Министерстве культуры П.А. Пожигайло с горе- чью констатирует: «Сегодня простому, незатейливому и ино- гда не очень вдумывающемуся народу внушают простую мысль, что культура – это хорошо. А я говорю: «Культура – это плохо». Культура се- годня – это одно из самых страшных явлений, с внедрением которого происходит убийство наро- да и страны. Подлинное искусство – «неформат» для сегодняшнего понимания культуры. Реально нам навязывается не классическое изобразитель- ное искусство, а культура постмодерна во всем ее многообразии… Я считаю, что нынешние “куль- турные” стандарты – абсолютная провокация и диверсия». Достоевский писал: «Русский человек без Бога – дрянь, а не человек». Современная куль- тура – это антирелигия. Либеральная традиция предполагает культуру вместо религии. Культура сакрализируется, а «творцы» выступают в роли жрецов. Понятие «культура», как и понятие «сво- бода», вывернуто либералами наизнанку. Вопрос культуры – вопрос возвышения чело- веческой души. Сегодня же театры и музеи рабо- тают на разрушение человека, на опускание души с неба на землю, на деградацию. Тысячу раз прав А. Барановский, говоря о не- обходимости активной и серьезной деятельности в поддержку истинных молодых талантов. Нужно искать, всячески поддерживать духовно одарен- ную молодежь, и демонстрировать везде, где толь- ко возможно, работы, возвышающие душу, пото- му что пока появляются такие творцы, как Ана- стасия и Максим Кораблёвы, Россия будет жива. Значение картины «Исцеление» значительно глубже, чем все предшествующие рассуждения. Вся цепочка событий, начиная с выбора темы, не могла быть случайным стечением обстоятельств. И поездка в Вырицу, и встреча с батюшкой Ми- хаилом, и весь ход последующей титанической многолетней работы свидетельствуют о некоем водительстве Свыше. Не будь этого, картина про- сто не получилась бы. А для маленькой Влады старшая сестра создала фундаментальную духов- ную закладку на всю последующую жизнь, пото- му что теперь она под вечным покровительством и водительством преподобного. Как, впрочем, и сама Анастасия. Георгий Ермолов Полная версия статьи доступна на сайте http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  6140
Дата публикации: 17.08.2020
Автор: Георгий Ермолов Полная версия статьи доступна на сайте http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/
Год выпуска: 2019
Из газеты: Газета Вестник Александро-Невской Лавры № 9-10 2019 г.
Тема: Церковь и общество
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ