В приближении этой даты вспомним о той выдающейся роли в истории нашего Отечества, которую сыграла святая княгиня Ольга. Она была предтечей Крещения Руси, совершенного ее внуком равноапостольным князем Владимиром; заложила основы экономического обустройства русских земель, выстроила мирные дипломатические отношения с Византией. Все последующие правители династии Рюриковичей являются ее потомками, а среди них более ста пятидесяти канонизированных Русской Православной Церковью святых, послуживших укреплению русского государства, и среди них покровитель нашего города святой благоверный князь Александр Невский.
Самые первые сведения о жизни св. Ольги мы черпаем из Повести временных лет, составленной преподобным Нестором. Повесть временных лет не является хроникой, это летопись, составленная в начале XII века, примерно через 150 лет после жизни святой Ольги, а это значит – по сохранившимся устным преданиям, возможно, каким-то утраченным записям. Кроме того, первоначальный список Повести утрачен, до нас дошел список начала XIV века. Имеются и другие, более поздние источники – летописи древних русских городов. Несмотря на все это житие святой княгини Ольги содержит в себе немало загадок, на которые мы попытаемся найти ответ, опираясь на научные исследования. |
Имя первой христианской правительницы
Руси Имя Ольга обычно связывают со скандинавским Хельга, считая, что это имя она приняла в замужестве за варяжским князем Игорем. Под именем Хельга она упоминается в византийских хрониках и на фреске Софийского собора в Киеве. Однако есть мнение, что ее имя происходит от славянского Вольга. Возможно, оба имени в произношении трансформировались в привычное нам звучание Ольга. Согласно Повести временных лет, отец будущей княгини был варяг; предполагают, что ее мать была славянкой. Об этом косвенно говорит имя Прекраса, которое она имела до замужества, а также тот факт, что ее сын и внук получили славянские имена – Святослав и Владимир.
Соединение двух начал – варяжского и славянского – имело продолжение в государственной деятельности княгини. Именно в период ее правления начался процесс смешения варяжской и славянской знати и образование единой системы управления.
На берегах реки Великой
Красивая легенда о встрече Игоря и юной Ольги во время переправы на другой берег реки Великой в местности Выбуты на Псковской земле напоминает нам о том, что ее отец был начальником переправы, имевшей в то время стратегическое значение. Среди варягов в то время было немало христиан, и Ольга могла иметь хотя бы самые общие представления о новой для того времени вере, что, несомненно, помогло ей в дальнейшем выборе. После замужества молодая княгиня жила в Киеве. |
Что означала «месть» княгини Ольги древлянам
Напомним, что князь Игорь с дружиной, собрав дань с древлян, по каким-то причинам решил вернуться к ним и получить дополнение к прежнему сбору, за что был убит. Далее начинаются странные для современного сознания события. Древлянский князь Мал посылает сватов к вдове убитого им Игоря. Согласно обычаям того времени, женившись на вдове, князь мог занять киевский престол. Нравственный аспект этой ситуации нет смысла оценивать: времена были жестокие, языческие, и подобные ситуации не были редкостью. Далее разыгрывается нечто, совершенно не укладывающееся в христианское понимание. По приказу княгини Ольги сватов убивают, и это можно осмыслить как месть. Но то, в какой форме осуществляется эта месть, вызывает вопросы уже не одно столетие. Первое посольство усаживают в ладью, несут на руках, а затем
Убийство князя Игоря древлянами поставило ее в очень сложную ситуацию.бросают в яму и, по одной версии, закапывают живьем, по другой – сжигают. Второму посольству после долгого пути предлагают отправиться в баню и там сжигают. Затем княгиня с дружиной отправляется в столицу древлян Искоростень и устраивает там языческую тризну – поминки с возлиянием спиртного и боевыми играми. Но игры оборачиваются убийством пяти тысяч древлянских воинов, как сообщает летопись. Что все это означает? Месть? Но почему так изощренно и странно? Современные историки-этнографы предложили очень ясное объяснение, снимающее все наши недоумения. Княгиня совершила языческий похоронный обряд, но была вынужденна сделать это «заочно», так как. тело Игоря уже было погребено в древлянской земле без всяких ритуалов. Варяжских и славянских князей положено было хоронить |