Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ЦЕНТР РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV века

English
Дата публикации: 03.03.2020
3 Март 2020
Первым, кто охарактеризовал период XIV — первой половины XV в. как «блестящую эпоху Русского Возрождения», был П. Е. Ковалевский в книге «Manuel de l’histoire Russe», изданной в Париже в 1948 г. Данную концепцию поддержал и раз- вил известный культуролог и публицист русского зарубежья Б. П. Башилов в сбор- нике «Русская мощь. Пламя в снегах», в статье «Начало Возрождения Руси». И. М. Концевич, исследователь рус- ского зарубежья (окончил Свято-Сергиевский право- славный богословский инсти- тут в Париже (1948; канди- датская работа на тему «Стя- жание Духа Святого в путях Древней Руси»), также назвал XIV в. не переходным периодом, но «блестя- щей эпохой Русского Возрождения». Русским зарубежьем были тщательно изучены рели- гиозно-философский, антропологический и культурно-исторический аспекты данного вре- мени. Большое значение в развитии и утверж- дении научной концепции Православного Воз- рождения сыграл также труд одного из самых известных западных славистов — профессора Рикардо Пиккио «История древнерусской ли- тературы». Вторую главу ученый назвал «Сла- вянское православное Возрождение». В ней он рассматривает культурные связи Руси в свете второго южнославянского влияния. Прото- иерей Иоанн (Мейендорф) отмечал: «Пара- доксально, но бедственная история Византии при Палеологах совпала с поразительным ин- теллектуальным, духовным и художествен- ным возрождением, оказавшим сильнейшее влияние на весь восточно-христианский мир» — и называет этот период «исихастским воз- рождением», «богословским и монашеским возрождением». В своей монографии «Рим. Константинополь. Москва» протоиерей Иоанн (Мейендорф) посвящает данной теме целую главу с названием «Исихастское Возрожде- ние». В монографии «Древняя Русь как исто- рико-культурный феномен» профессором Г. М. Прохоровым включена большая глава «Право- славное Возрождение Великой Руси». Ученый видит в основе исихастских споров конфликт двух индивидуалистических направлений в ду- ховной и культурной жизни: гуманизма и цер- ковно-персоналистического исихазма. Если византийские гуманисты, констатирует он, стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты, оставившие по себе «яркие следы в теоретической мысли в литера- туре, в искусстве, дипломатии», «обратившись к Северо-Востоку, стимулировали Возрожде- ние русское». Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Ви- зантии и Руси XIV в. Ученый считает, что иси- хазм XIV–XV вв., повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, сформи- ровал движение Православного Возрождения. Исихастские споры, по мнению Г. М. Прохоро- ва, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. Русские исихасты: преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский и другие — определяли судь- бы Московского государства и создали идеоло- гию формирования великорусской народности. Данную научную концепцию поддерживают в России игумен Пётр (Пиголь), архимандрит И. Экономцев, молодой ученый В. В. Петрунин. Синаитско-святогорское исихастское дви- жение в период Православного Возрождения оплодотворило культуру православных наро- дов XIV–XV вв. Победа исихастов во главе со сввятым Григорием Паламой — была победой вселенской ортодоксии: вышедшая сплочен- ной из исихастских споров Византийская Цер- ковь начинает играть более значительную роль внутри империи и за ее пределами в странах Византийского Содружества. Исихасты ста- ли выразителями общественного мнения Ви- зантии и дали последний творческий синтез ее традиционной культуры, ставшей основой движения Православного Возрождения. Духом исихазма, его идейной направленностью было вдохновлено не только монашество — им были проникнуты вся церковная и государственная политика, архитектура, искусство, литература и общественное устройство. Начатое ими ши- рокое культурно-общественное движение при- вело к обновлению духовной жизни средневе- кового общества и оживлению православия во всей Восточной Европе. В данной связи особый интерес представ- ляет изучение процесса Возрождения Правосла- вия на завершающем этапе, в XIV — первой по- ловины XV в., предшествовавшем падению Им- перии ромеев (1453 г.) и сдвигу центра восточ- но-христианской культуры на Русь, в Москву. В этот период Троице-Сергиев (первоначально Троицкий) монастырь, основанный в 1340-х го- дах преподобным Сергием Радонежским, стал главным очагом возрождения Руси. Крупней- ший отечественный просветитель XIV в. препо- добный Сергий Радонежский, плеяда его уче- ников и последователей, среди которых были, в частности, агиограф Епифаний Премудрый и иконописец преподобный Андрей Рублёв, внесли решающий вклад в культуру той исто- рической эпохи. Особая тема — русский вари- ант общеправославной духовности, расцвет ее в позднем XIV в., в эпоху преподобного Сергия Радонежского и в первой трети XV в., во вре- мена жизни и проповеди его учеников. Это был период, давший особый тип русской святости и особый по отношению к ис- кусству Византии тип русской художественной образности, который стал результатом вы- сокого синтеза русско-визан- тийского культурного взаи- модействия. Г. В. Флоровский писал о том, что «благодаря аскетической практике откры- лось множество новых много- образных проблем культуры, была явлена новая иерархия ценностей и целей». Основатель Троице-Сер- гиева (Троицкого) монастыря преподобный Сергий Радо- нежский сделался непосред- ственным участником иси- хастской программы право- славного Возрождения в 1355 г., когда в его обитель прибы- ли греки, сопровождавшие на Русь Алексия, нового ми- трополита, — посланники Константинополь- ского Патриарха Филофея Коккина во главе с чиновником Григорием Пердиком. Передача преподобному Сергию даров Патриарха и гра- моты о желательности введения в Троицкой обители общежительного устава означала, что в Константинополе было принято решение не только об утверждении московского кандидата Алексия в сане митрополита и переносе центра Русской митрополии из Киева во Владимир, но и о стимулировании киновиального реформи- рования монастырской жизни на Руси. Грамота Патриарха фактически обязывала преподобно- го Сергия сделаться лидером в этом нелегком процессе и тем самым вступить в активную общественно-политическую деятельность. Ви- зантийский Патриарх Филофей Коккин неу- клонно реализовывал политическую програм- му исихазма, объединяя православные народы вокруг Константинополя как международного центра восточно-христианского цивилизаци- онного мира. В 1368 г. благодаря усилиям Фи- лофея был посмертно канонизирован святи- тель Григорий Палама. Константинопольский Патриарх выступил также автором первого жизнеописания нового византийского святого. О том, что этот выдающийся деятель культуры, ученик святителя Григория Паламы, друг и со- ветник Иоанна Кантакузина (монаха-исихаста Иоасафа), чрезвычайно пристально следил не только за политическими процессами на Руси, но и за распространением исихазма, стремясь вовлечь в орбиту русско-византийских связей наиболее влиятельных духовных лидеров, сви- детельствует тот факт, что именно Троицкий монастырь был избран Филофеем Коккином в качестве духовного форпоста русско-византий- ских культурных связей, а его основатель пре- подобный Сергий Радонежский избран как ос- новной деятель движения Православного Воз- рождения. Патриарху Филофею было известно о том, что основатель Троицкой обители начал свой иноческий путь не в каком-то уже суще- ствовавшем монастыре, а ушел от мира в лес- ную пустынь, подобно многим византийским религиозным деятелям, приступившим к воз- рождению исихазма в Империи ромеев в 1320- х годах. Знал Патриарх и то, что монашеская община возникла на основе Сергиева лесного скита и поддерживала связи с Богоявленским монастырем в Москве, где принял монашеский


постриг митрополит Алексий, состоявший в духовной дружбе с преподобным Сергием, как подвижником исихии. По-видимому, эти обстоятельства были учтены Филофеем, ког- да он, как сообщает составленная Епифанием Премудрым житийная повесть об основателе Троицкого монастыря, передал преподобному Сергию в дар священные реликвии и грамоту о желательности введения общежительного уста- ва в Троицкой обители. Получив грамоту от Константинопольского Патриарха, преподоб- ный Сергий перестроил жизнь Троицкого мо- настыря согласно общежительному уставу. Но процесс восстановления традиции киновиаль- ного монашества, учрежденной на Руси препо- добными Антонием и Феодосием Печерскими, дался ему нелегко. Иноки первоначально вос- противились реформе, и даже брат Стефан, вер- нувшийся в то время в Троицкий монастырь, не поддержал Сергия, поскольку считал не его, а самого себя первооснователем обители и пре- тендовал на игуменство. В результате преподобный Сергий по- кинул Маковец и переселился к преподобно- му Стефану Махрищенскому, в монастырь на реке Махре. Вскоре вместе с одним из иноков этого монастыря он основал киновию на реке Киржач, то есть на великокняжеской земле. Но митрополит Алексий благословил позже воз- вращение преподобного Сергия на Маковец по просьбе иноков Троицкого монастыря. После его возвращения Троицкий монастырь еди- нодушно принял общежительный устав, был заново освящен («обновлен») и в дальнейшем развивался как образцовая киновия. Преподоб- ный Сергий, всегда стремившийся к богомыс- ленному созерцанию и неустанной безмолв- ной молитве, тем не менее принимал активное участие в общественно-политической жизни и занимался в случае необходимости диплома- тическими переговорами как посредник между Московским княжеским домом и бунтующими феодалами. Исследователи этого историческо- го периода в древнерусской культуре, как цер- ковные, так и светские ученые, сходятся в своих содержательных оценках культурно-историче- ской роли преподобного Сергия. В трудах исто- риков восточно-христианской церкви, филосо- фов культуры, источниковедов преподобный Сергий Радонежский представлен многогран- ным посредником в синтезе культурных тради- ций Руси и Византии. Протоиерей И. Ф. Мей- ендорф акцентирует тесную связь преподобно- го Сергия Радонежского с исихазмом. Наука располагает многими письменными источни- ками, отмечает ученый, свидетельствующими о широком распространении исихазма в древ- нерусской культуре XIV — начала XV в. В тот период произведения византийских исихастов переводились в Болгарии, Сербии и других православных странах на церковнославянский язык и многие из этих переводов доставлялись на Русь. Культура стран Восточной Европы раз- вивалась по пути так называемой «византий- ской общности», которая складывалась в виде постоянного взаимодействия и взаимного обо- гащения. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременно было рели- гиозным Возрождением XIV–XV вв., связан- ным с расцветом святости. Будучи корнем и причиной всех художеств и искусств, аскетика представляла фундамент того живого духовно- го синтеза, который был явлен в православном богослужении, объединяющем в себе зодчество, гимнографию, иконопись, пение. Русские последователи исихазма прак- тиковали «умную молитву», изучая не только произведения древней святоотеческой тради- ции, но и сочинения преподобного Григория Синаита. В середине XIV столетия — подчер- кивает И. Ф. Мейендорф — преподобный Сер гий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Си- наита, сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учи- лись безмолвничеству из самого его источника. Роль преподобного Сергия Радонежского как круп- нейшего древнерусского просве- тителя, живо откликнувшегося на возрождение православия в куль- туре Византии XIV в., подчерки- вал П. А. Флоренский. «Все духов- ные силы царства Ромеев, — писал он в своем труде «Троице-Серги- ева Лавра и Россия», — тут вновь пробуждаются — и в умозрении, и в поэзии, и в изобразительных искусствах. Древняя Русь возжи- гает пламя своей культуры непо- средственно из священного огня Византии, из рук в руки принимая как свое драгоценнейшее достоя- ние… В преподобного Сергия, как в воспринимающее око, собира- ются в один фокус достижения греческого средневековья… от пре- подобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, наполняя собой русский народ». Современный исследователь роли визан- тийского наследия в развитии и обогащении древнерусской культуры Г. М. Прохоров го- ворит о препрдобном Сергии Радонежском в аспекте личностного типа эпохи: «Наиболее же ярким русским представителем нового, сложив- шегося в Восточной Европе типа монаха — со- зерцателя, общественного деятеля, организатора и советчика был в XIV в., конечно, сам Сергий Радонежский, стремившийся, чтобы в сердце его воссияло «мысленное солнце правды», устрои- тель и глава монашеского общежития, ставшего на Руси культурным центром и «центром новых мистических настроений», и основатель многих других монастырей, человек, принимавший ак- тивное участие и в политической жизни и борь- бе своего времени, и всей Русской земли нашей учитель и наставник». Духовными учениками преподобного Сергия было основано порядка 40 монастырей. Г.М. Прохоров, детально обследовавший библиотеку Свято-Троице-Сергиевой Лавры, показал, что в ее составе была представлена ма- гистральная линия возрождения православия в Византии — произведения Иоанна Лествич- ника, Аввы Дорофея, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, то есть церковнославянские переводы той исихастской «келейной» учительской литературы, в которой разъяснялся опыт «священнобезмолвствую- щих» — подвижников, сочетавших «умное де- лание» с «телесной» молитвой. Исследователь проанализировал историческую динамику ру- кописного воспроизведения этой литературы в Троице-Сергиевом монастыре и пришел к выво- ду, что данная деятельность была начата очень рано — в середине 1350-х годов и достигала своего пика в 1430–1440-х гг., то есть в период, названный им Православным Возрождением. Необходимо еще раз подчеркнуть, что во второй половине XIV в. развитие военно-политической ситуации на Балканах вело к захвату православ- ных стран турками-османами и к неминуемо- му падению Византии. Соответственно, центр восточно-христианской культуры смещался на Русь, где формировалось новое этно-полити- ческое образование — Московское государство великорусов. Но русские земли, превращенные иноземцами-захватчиками в подмандатные тер- ритории Орды, Польши, Литвы, продолжали оставаться в середине XIV в. разобщенными. В свою очередь литовские князья стремились кон- тролировать Киев и прилежащие земли Малой Руси через своих ставленников из числа мест- ной знати, пытаясь расколоть русский этнос и единую Русскую церковь. В таких чрезвычайно неблагоприятных условиях именно монастыри становились бастионами культуры. В монастыр- ских обителях шло постепенное накопление интеллектуальных сил, неуклонно возделывал- ся духовно-нравственный идеал националь- ной консолидации, осуществлялся творческий синтез культурных традиций Руси и Византии. Главным очагом этих процессов и выступала ос- нованная преподобным Сергием Радонежским обитель — монастырь Святой Троицы. В данном культурно-историческом контексте на первый план выдвигалась задача углубления христиан- ского миропонимания в древнерусской культу- ре. А это, в свою очередь, означало, что древне- русскому обществу было насущно необходимым разъяснение догмата Святой Живоначальной Троицы, доступное народной ментальности: это догматическое учение о триединстве Божествен- ных ипостасей только и могло в тот культурно-и- сторический период воспитать в русском этносе единомыслие, самоотверженность, бескорыстие, любовь к ближним и терзаемой захватчиками Отчизне. Группа выдающихся общественных и политических деятелей, писателей и художни- ков, внесших решающий вклад в культурную историю Руси XIV — начала XV в., была связана или с самим преподобным Сергием, или с его де- тищем — Троице-Сергиевым монастырем. Уче- ники Сергия — Пафнутий Боровский, Кирилл Белозерский, Афанасий Высоцкий, Андроник, Зосима и Савватий — выступили основателями монастырей на различных территориях расселе- ния русского этноса. Они создавали обители и в городах, прежде всего в Москве, и удаленных местностях — в Заволжье, на Севере, и благо- даря их деятельности на Руси возникали новые очаги русской письменной и художественной культуры. Наталья Ложкина (Окончание следует)
1 - 2 из 2
Начало | Пред. |  1  |  След. | Конец  | По стр. 

Количество показов :  4995
Дата публикации: 03.03.2020
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ