Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ЦЕНТР РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV века

English
Дата публикации: 03.03.2020
3 Март 2020
Первым, кто охарактеризовал период XIV — первой половины XV в. как «блестящую эпоху Русского Возрождения», был П. Е. Ковалевский в книге «Manuel de l’histoire Russe», изданной в Париже в 1948 г. Данную концепцию поддержал и раз- вил известный культуролог и публицист русского зарубежья Б. П. Башилов в сбор- нике «Русская мощь. Пламя в снегах», в статье «Начало Возрождения Руси». И. М. Концевич, исследователь рус- ского зарубежья (окончил Свято-Сергиевский право- славный богословский инсти- тут в Париже (1948; канди- датская работа на тему «Стя- жание Духа Святого в путях Древней Руси»), также назвал XIV в. не переходным периодом, но «блестя- щей эпохой Русского Возрождения». Русским зарубежьем были тщательно изучены рели- гиозно-философский, антропологический и культурно-исторический аспекты данного вре- мени. Большое значение в развитии и утверж- дении научной концепции Православного Воз- рождения сыграл также труд одного из самых известных западных славистов — профессора Рикардо Пиккио «История древнерусской ли- тературы». Вторую главу ученый назвал «Сла- вянское православное Возрождение». В ней он рассматривает культурные связи Руси в свете второго южнославянского влияния. Прото- иерей Иоанн (Мейендорф) отмечал: «Пара- доксально, но бедственная история Византии при Палеологах совпала с поразительным ин- теллектуальным, духовным и художествен- ным возрождением, оказавшим сильнейшее влияние на весь восточно-христианский мир» — и называет этот период «исихастским воз- рождением», «богословским и монашеским возрождением». В своей монографии «Рим. Константинополь. Москва» протоиерей Иоанн (Мейендорф) посвящает данной теме целую главу с названием «Исихастское Возрожде- ние». В монографии «Древняя Русь как исто- рико-культурный феномен» профессором Г. М. Прохоровым включена большая глава «Право- славное Возрождение Великой Руси». Ученый видит в основе исихастских споров конфликт двух индивидуалистических направлений в ду- ховной и культурной жизни: гуманизма и цер- ковно-персоналистического исихазма. Если византийские гуманисты, констатирует он, стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты, оставившие по себе «яркие следы в теоретической мысли в литера- туре, в искусстве, дипломатии», «обратившись к Северо-Востоку, стимулировали Возрожде- ние русское». Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Ви- зантии и Руси XIV в. Ученый считает, что иси- хазм XIV–XV вв., повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, сформи- ровал движение Православного Возрождения. Исихастские споры, по мнению Г. М. Прохоро- ва, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. Русские исихасты: преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский и другие — определяли судь- бы Московского государства и создали идеоло- гию формирования великорусской народности. Данную научную концепцию поддерживают в России игумен Пётр (Пиголь), архимандрит И. Экономцев, молодой ученый В. В. Петрунин. Синаитско-святогорское исихастское дви- жение в период Православного Возрождения оплодотворило культуру православных наро- дов XIV–XV вв. Победа исихастов во главе со сввятым Григорием Паламой — была победой вселенской ортодоксии: вышедшая сплочен- ной из исихастских споров Византийская Цер- ковь начинает играть более значительную роль внутри империи и за ее пределами в странах Византийского Содружества. Исихасты ста- ли выразителями общественного мнения Ви- зантии и дали последний творческий синтез ее традиционной культуры, ставшей основой движения Православного Возрождения. Духом исихазма, его идейной направленностью было вдохновлено не только монашество — им были проникнуты вся церковная и государственная политика, архитектура, искусство, литература и общественное устройство. Начатое ими ши- рокое культурно-общественное движение при- вело к обновлению духовной жизни средневе- кового общества и оживлению православия во всей Восточной Европе. В данной связи особый интерес представ- ляет изучение процесса Возрождения Правосла- вия на завершающем этапе, в XIV — первой по- ловины XV в., предшествовавшем падению Им- перии ромеев (1453 г.) и сдвигу центра восточ- но-христианской культуры на Русь, в Москву. В этот период Троице-Сергиев (первоначально Троицкий) монастырь, основанный в 1340-х го- дах преподобным Сергием Радонежским, стал главным очагом возрождения Руси. Крупней- ший отечественный просветитель XIV в. препо- добный Сергий Радонежский, плеяда его уче- ников и последователей, среди которых были, в частности, агиограф Епифаний Премудрый и иконописец преподобный Андрей Рублёв, внесли решающий вклад в культуру той исто- рической эпохи. Особая тема — русский вари- ант общеправославной духовности, расцвет ее в позднем XIV в., в эпоху преподобного Сергия Радонежского и в первой трети XV в., во вре- мена жизни и проповеди его учеников. Это был период, давший особый тип русской святости и особый по отношению к ис- кусству Византии тип русской художественной образности, который стал результатом вы- сокого синтеза русско-визан- тийского культурного взаи- модействия. Г. В. Флоровский писал о том, что «благодаря аскетической практике откры- лось множество новых много- образных проблем культуры, была явлена новая иерархия ценностей и целей». Основатель Троице-Сер- гиева (Троицкого) монастыря преподобный Сергий Радо- нежский сделался непосред- ственным участником иси- хастской программы право- славного Возрождения в 1355 г., когда в его обитель прибы- ли греки, сопровождавшие на Русь Алексия, нового ми- трополита, — посланники Константинополь- ского Патриарха Филофея Коккина во главе с чиновником Григорием Пердиком. Передача преподобному Сергию даров Патриарха и гра- моты о желательности введения в Троицкой обители общежительного устава означала, что в Константинополе было принято решение не только об утверждении московского кандидата Алексия в сане митрополита и переносе центра Русской митрополии из Киева во Владимир, но и о стимулировании киновиального реформи- рования монастырской жизни на Руси. Грамота Патриарха фактически обязывала преподобно- го Сергия сделаться лидером в этом нелегком процессе и тем самым вступить в активную общественно-политическую деятельность. Ви- зантийский Патриарх Филофей Коккин неу- клонно реализовывал политическую програм- му исихазма, объединяя православные народы вокруг Константинополя как международного центра восточно-христианского цивилизаци- онного мира. В 1368 г. благодаря усилиям Фи- лофея был посмертно канонизирован святи- тель Григорий Палама. Константинопольский Патриарх выступил также автором первого жизнеописания нового византийского святого. О том, что этот выдающийся деятель культуры, ученик святителя Григория Паламы, друг и со- ветник Иоанна Кантакузина (монаха-исихаста Иоасафа), чрезвычайно пристально следил не только за политическими процессами на Руси, но и за распространением исихазма, стремясь вовлечь в орбиту русско-византийских связей наиболее влиятельных духовных лидеров, сви- детельствует тот факт, что именно Троицкий монастырь был избран Филофеем Коккином в качестве духовного форпоста русско-византий- ских культурных связей, а его основатель пре- подобный Сергий Радонежский избран как ос- новной деятель движения Православного Воз- рождения. Патриарху Филофею было известно о том, что основатель Троицкой обители начал свой иноческий путь не в каком-то уже суще- ствовавшем монастыре, а ушел от мира в лес- ную пустынь, подобно многим византийским религиозным деятелям, приступившим к воз- рождению исихазма в Империи ромеев в 1320- х годах. Знал Патриарх и то, что монашеская община возникла на основе Сергиева лесного скита и поддерживала связи с Богоявленским монастырем в Москве, где принял монашеский

1 - 1 из 2
Начало | Пред. |  1  2  |  След. |  Конец  | Все 

Количество показов :  4911
Дата публикации: 03.03.2020
Возврат к списку
   
Нам Важно ваше мнение  ФОРУМ