Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Подписка на рассылку
Реклама

«Покрывало для очей пред всеми»

 
Дата публикации: 23.07.2019
Автор: Евгения Аброськина
Год выпуска: 2018
Тема статьи: Церковь и общество
И надел на тебя узорчатое платье, 
и обул тебя в сафьянные сандалии, 
и опоясал тебя виссоном, 
и покрыл тебя шелковым покрывалом.
 Иезекииль 16:10

 
В нашем глобализованном и мультикультур- ном городе мы довольно давно привыкли отде- лять проявление религиозности от повседнев- ной бытовой жизни. Мы ходим в церковь по воскресеньям, одеваясь подобающе для встре- чи с Богом, а в понедельник выходим из дома в привычной одежде, оставляя на шее лишь крест, который свидетельствует о нашей религиозной принадлежности. По большей части мы, христи- ане, стараемся не выделяться из общей массы людей, дабы не прослыть странными и дабы не смущать никого вокруг. Возможно, именно поэ- тому мы по большей части настороженно реаги- руем на появление рядом с нами женщины в хид- жабе – мусульманском платке – или мужчины с длинными прядями волос на висках – дань иу- дейской традиции. Однако, чуть больше трехсот лет назад покрывание головы женщин на Руси было практикой постоянной и предписанной. В Европе эта традиция покинула элитарную куль- туру несколько раньше. Для чего же женщина должна была покрывать голову (а порой и все тело) платком или покры- валом?

История вопроса  

В 1903 и 1914 годах во время раскопок в Ашшуре были обнаружены 14 таблиц и фраг- ментов законов, которые представляют собой результат кодификации юридических норм об- щины древней Ассирии и датируются II тыся- челетием до н.э. Параграф 40 свидетельствует: «Женщины, будь то замужние, будь то вдовы (?), будь то... выходя на улицу, пусть не держат своих голов незакрытыми. Дочери человека ... будь то покрывалом, будь то одеждой, будь то ... должны быть закрыты, пусть они не держат своих голов незакрытыми. ... не должны закры- ваться, но, когда они одни выходят на улицу, они должны быть закрытыми. Наложница, ко- торая ходит по улице со своей госпожой, долж- на быть закрыта. Храмовая блудница, которая взята замуж, на улице должна быть закрыта, но та, которая не взята замуж, на улице должна быть с непокрытой головой, она не должна быть закрыта. Простая блудница не должна быть за- крыта, ее голова должна быть открыта. <…> Ра- быни не должны быть закрыты». Это поистине самое древнее свидетельство о предписании покрывания головы в древнем мире. Как пишет историк костюма М.Н. Мерца- лова, в Древнем Египте ношение покрывала у женщин не было зафиксировано: все дошедшие до нас изображения говорят о том, что жен- щины носили сложные прически, но головы не покрывали. Несколько позднее, в Древней Греции, женщины могли покрывать голову ча- стью своего хитона – диплоидием, который был обычно украшен вышивкой. Такая практика но- сила больше утилитарный характер – женщины берегли себя от солнца. Между тем существова- ло представление о том, что многослойность и длина одежды – это признак статуса человека, поэтому помимо длинных хитонов женщины используют шарфы и накидки. Переместившись на Аппенинский полуо- стров, мы застанем культуру этрусков, которые оставили после себя богатое изобразительное наследие. Благодаря сохранившимся источ- никам, мы узнаем, что женский этрусский ко-
стюм отличался много- образием и что одним из элементов костюма было головное покрыва- ло, выкроенное по фор- ме прически наподобие капюшона. Что же каса- ется Древнего Рима, то здесь уже имеет смысл говорить о головном по- крывале как необходи- мом элементе женского костюма: поверх туни- ки римлянки надевали длинную прямоугольную шаль, которая доходила до колен, образовывая складки. Называлась та- кая шаль «палла», ее раз- мер позволял женщине закутаться в нее и наки- нуть на голову.

Покрывало в иудейской традиции 


Что касается Древней Иудеи и иудаизма, то в данной традиции существовал ряд предписа- ний, связанных с покрытием головы как у жен- щин, так и у мужчин. Похожее на римский плащ покрывало талит изначально было элементом повседневной одежды, но позднее сохранилось как ритуальное облачение. Вообще многообразие женского костюма, украшений и покрывал мы можем оценить по словам пророка Исаии: «в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездоч- ки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духа- ми, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала». (Исаия 3:16-22) Ношение покрывала было тесно связано со статусом женщины порядочной и замужней. Так, в книге Бытия надевает покрывало Ревек- ка: «И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покры- лась». (Бытие 24:65) Древнеиудейский костюм был подвержен моде не меньше, чем любой другой: евреи пере- няли ханаанейские длинные одежды, иногда до земли; при ходьбе и работе их приходилось под- поясывать (Исх. 12:11), а торговые связи с Фи- никией приводят к распространению пурпур- ных тканей. Пророки часто порицали роскошь женских нарядов — платья из пурпурной ткани, длиннополые (Иер. 13:22) расшитые золотом одеяния (Иер. 4:30; ср. Пс. 45:14), дорогостоя- щие пояса и покрывала. Талмуд предписывал относиться к одежде не только как к предмету утилитарному, но и как к признаку сана: «хорошая одежда возвышает его дух» (Бр. 57б). Позднее, в постталмудический период берется курс на более скромную одежду. Одежда женщины, как и весь ее внешний вид, должна быть скромной, замужней женщине за- прещается появляться на людях с непокрытой головой.

Покрывание головы и раннее христианство

К моменту рождения в Палестине Иисуса Христа все замужние женщины надевали на себя покрывало для того, чтобы соответствовать сво- ему статусу в обществе. Покрытие головы и со- крытие волос должны были свидетельствовать о женской скромности, верности и целомудрен- ности. Подобные предписания базировались на религиозных иудейских текстах. Обратившись к христианской иконографии, мы увидим, что на всех иконах Богородица и большинство святых жен изображаются покры-
тыми мафорием – четырехугольным платом или накидкой, который окутывает фигуру с головы до пят. Одна из центральных фигур христианской иконографии – Богородица – изображается в мафории, «который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того вре- мени». По традиции мафорий Богоматери изо- бражается темно-красным, дабы напоминать о царственном происхождении и о перенесенных страданиях Ее Владелицы. Также багряный цвет считается «царским» и знаменует, что свя- тая Мария – Матерь Царя Христа. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился в Константинополе. Согласно Преда- нию, Риза Божией Матери была обретена в На- зарете в 471 году и перенесена во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается, апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская ико- на Божией Матери). По преданию, приближен- ные византийского императора Льва Великого – братья Гальбий и Кандид – отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит доро- гую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица перед Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столе- тий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье. Святые жены – мученицы, праведницы, же- ны-мироносицы – изображаются на иконах с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она долж- на иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению. Так, святая Параскева изображается в красном ма-фории или в белом плате с мученическим вен- цом, святая Анастасия – то в лазоревом, то в зе- леном. Одним из немногих иконографических исключений становится святая Мария Египет- ская, которая изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии от все- го, что предлагает земная жизнь. Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и млад- ших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Византийская традиция 

В мире Восточного Христианского Среди- земноморья, после падения Римской империи, более чем тысячу лет царствует лишь одна силь- ная держава – Византийская империя. Разделе- ние между мужским и женским миром в этот период усилилось: так, византийский чиновник Иоанн Скилица проиллюстрировал свое «Обо- зрение истории» изображением путешеству- ющей старой вдовы, «сидящей на носилках и плотно закутанной», - что, как пишет историк Поль Вен,  
Покрывало: память и современность 


Христианские и иудейские религиозные предписания оставались довлеющими в обла- сти одежды в целом и головных уборов в част- ности на протяжении длительного времени в Европе, России, на Ближнем Востоке. В связи с развитием и укреплением городов происхо- дит разделение между городской и сельской культурами. Первая быстрее модернизируется и претерпевает различные изменения во всем, что касается быта. Вторая становится храни- тельницей традиции, изменения в сельской среде происходят менее динамично. Отчасти с этим связано и разделение в ношении голов- ных уборов: в традиционной культуре покры- тие головы женщинами в знак смирения перед Богом и супругом сохраняется дольше, нежели в городской. Позднее, в XX веке мир сотряс- ли настолько сильные перемены, что культура повседневности претерпела кардинальные из- менения – как в Европе, России, так и во всем мире. В ситуации, когда Церковь становится отде- ленной от государства, происходит раздвоение внешнего образа человека: человек в храме и человек в светском пространстве. Ношение платка или любого другого головного убора в помещении и даже в транспорте вызывает на- стороженное внимание и любопытство окру- жающих. Патриарх Кирилл на вопрос «Почему женщины должны надевать в храме платок?» отвечает: «Надевать головной убор или нет – это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это де- лают, допустим, мусульманки». Таким образом, ношение платка в повседневной жизни – это вопрос не только исторический или догматиче- ский, но и вопрос практики. Будучи христиана- ми не только на словах и на бумаге, но участвуя в жизни Церкви, мы обретаем уверенность и смелость в презентации своей религиозной убежденности окружающим. И, возможно, со временем, появление женщины в платке, ровно, как и в хиджабе, будет вызывать не напряже- ние, а любование.


Количество показов :  128
Дата публикации: 23.07.2019
Автор: Евгения Аброськина
Год выпуска: 2018
Тема статьи: Церковь и общество
Возврат к списку